Файл: Этапы создания и проектирования информационной системы (Этапы создания и проектирования информационной системы на примере страховой медицинской компании).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 344
Скачиваний: 5
Введение
В настоящее время сложно представить сферу деятельности человека, где бы ни возникла проблема создания и использования информационных систем.
Роль, информации в общественной жизни, меняется. Информация приобретает преобразующий, определяющий характер. Создание индустрии информатики и превращение информационного продукта в товар приводит к социальным изменениям в обществе, трансформируя его из индустриального в информационное. Информация охватывает все стороны жизни общества - от материального производства до социальной сферы.
С развитием компьютерной техники, программных средств, методов управления информацией менялся и смысл, вкладываемый в это понятие - сейчас ИС обеспечивает не только формирование отчетов, но и ведение учета одновременно по российским и международным стандартам.
Информационная система является жизненно необходимым инструментом современной организации, поскольку в современных условиях информация является ключевым фактором развития организации.
Цель курсового проекта – рассмотреть этапы создания и проектирования информационной системы.
Предметной областью данного курсового проекта является страховая медицинская компания, предназначенный для оказания услуг населению по покупке и ремонту автомобилей.
С учетом поставленной цели будут решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические этапы создания и проектирования ИС;
- на примере страховой медицинской компании рассмотрен процесс проектирования ИС.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Глава 1 Теоретические аспекты этапов создания и проектирования информационной системы
В общем виде цель проекта, с определения которой всегда начинается проектирование ИС, можно определить как решение ряда взаимосвязанных задач, включающих в себя обеспечение на момент запуска системы и в течение всего времени ее эксплуатации:
-Требуемой функциональности системы и уровня ее адаптации к изменяющимся условиям функционирования [2, с.11].
-Требуемой пропускной способности системы.
-Требуемого времени реакции системы на запросы.
-Безотказной работы системы.
-Необходимого уровня безопасности.
-Простоты эксплуатации и поддержки системы.
Обычно выделяют следующие этапы создания информационной системы:
-Формирование требований к системе.
-Проектирование.
-Реализация.
-Тестирование.
-Ввод системы в действие.
-Эксплуатация и сопровождение.
Начальным этапом процесса создания ИС является моделирование бизнес-процессов протекающих в организации и реализующих ее цели и задачи. Модель организации, описанная в терминах бизнес-процессов и бизнес -функций, позволяет сформулировать основные требования к ИС [4].
Целью начальных этапов создания ИС, выполняемых на стадии анализа деятельности организаций, является формирование требований к ИС, корректно и точно отражающих цели и задачи организации - заказчика.
Чтобы специфицировать процесс создания ИС, отвечающей требованиями организации, нужно выяснить и четко сформулировать, в чем заключаются эти потребности. Для этого необходимо определить требования к разработке проекта ИС так, чтобы обеспечить соответствующие цели и задачи организации.
На этапе проектирования, прежде всего, формируются модели данных. Проектировщики в качестве исходной информации получают результаты анализа [2, с.19].
Построение логической и физической модели данных является основной частью проектирования базы данных. Полученная в процессе анализа информационная модель, сначала преобразуется в логическую, а затем в физическую модели.
Параллельно с проектированием схемы БД выполняется проектирование процесса, чтобы получить описание всех модулей ИС.
Главная цель проектирования процесса заключается в отображении функций, полученных на этапе анализа в модуле ИС. При проектировании модулей определяют интерфейсы программ: разметку меню, вид окон, горячие клавиши и связанные с ними вызовы.
Конечными продуктами этого этапа являются:
-Схема базы данных
-Набор спецификаций модулей системы (они строятся на базе модулей функций)
Кроме того на этапе проектирования осуществляется также разработка архитектуры ИС, которая включает в себя выбор платформы и операционной системы. Кроме выбора платформы на этапе проектирования определяются следующие характеристики архитектуры:
-Файл-сервер или клиент-сервер;
-Трехуровневая архитектура;
-Будет ли база данных централизованной или распределенной;
-Будет ли база данных однородной, т.е. будут ли все серверы БД продуктами одного и того же производства.
Этап проектирования завершается разработкой технического проекта ИС.
На этапе реализации осуществляют создание программного обеспечения системы, устанавливают технические средства, разрабатывают эксплуатационную документацию.
Тестирование обычно оказывается распределенным во времени. После завершения разработки отдельного модуля системы выполняют автономный тест, который служит для обнаружения отказов модулей (жесткий сбой) и для проверки соответствия модуля со спецификацией. После того, как автономный тест успешно пройден, модуль включается в состав разработанной части системы и группа модулей проходит тесты связи, которые должны отследить их взаимное влияние. Далее группа модулей тестируется на надежность работы. Эти тесты показывают, на сколько хорошо система восстанавливается после сбоев ПО и позволяет оценить время безотказной работы системы [2, с.30].
Последний тест ИС - это приемо-остаточные испытания. Такой тест предусматривает показ ИС заказчику и должен содержать группу тестов моделирующих реальный бизнес-процесс, чтобы показать соответствующие реализации требованиям заказчика.
Необходимость контролировать процесс создания ИС, гарантировать достижения целей разработки и соблюдения различных ограничений привело к широкому использованию в этой сфере методов и средств программной инженерии:
-структурного анализа;
-объектно-ориентированного моделирования;
-CASE систем.
Под формализуемой понимается процедура, которая может лишь частично формально описываться в виде алгоритма, но исходные данные для нее требуют преобразования. При этом критерии предпроектных решений требуют уточнения при переходе от одной проектируемой системы к другой [1, с.55].
Глава 2 Этапы создания и проектирования информационной системы на примере страховой медицинской компании
2.1 Описание предметной области
Страховая медицинская компания – юридическое лицо, имеющее государственную лицензию на право заниматься медицинским страхованием и осуществлять его в соответствии с законодательством. Страховая медицинская компания является самостоятельным хозяйствующим субъектом любой формы ответственности и руководствуется в своей деятельности законодательством РФ.
Основными задачами страховой медицинской компании является организация и финансирование медицинской помощи застрахованным гражданам, осуществление контроля над объемом, сроками и качеством медицинских и иных услуг, предоставляемых в соответствии с условиями договора медицинского страхования. Страховая медицинская компания заключает договоры медицинского страхования со страхователями и медицинскими учреждениями. При этом застрахованным гражданам гарантируется высококачественная медицинская помощь в объемах и в сроки, определенные договором. Медицинские учреждения, осуществляющие свою деятельность на основании договоров со Страховая медицинская компания, получают соответствующую плату за оказание застрахованным медицинской помощи и иных услуг. Уставный фонд Страховая медицинская компания должен обеспечивать полностью осуществление медицинского страхования и составлять не менее 100 тысяч рублей. В страховой медицинской компании образуются резервные фонды по видам страхования за счет вложения от 15 до 20 процентов средств, полученных по договорам медицинского страхования.
Цель медицинского страхования состоит в гарантиях гражданам получения медицинской помощи при возникновении страхового случая за счет накопленных средств. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным. Регулирование в этой области базируется на законе Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”, который был разработан в Комитете по охране здоровья Верховного Совета Российской Федерации и принят в 1991 г. с наименованием “О медицинском страховании граждан в РСФСР”. Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации. Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивают конституционное право граждан Российской Федерации на медицинскую помощь. (в ред. Закона РФ от 02.04.1993 N 4741-1)
Страховая медицинская компания заключает договора добровольного медицинского страхования с населением и договора с лечебными учреждениями на лечение застрахованных клиентов.
Для заключения договора страхования клиент может обратиться к страховщику с письменным заявлением, либо иным допустимым способом заявить о своем намерении заключить договор страхования (устное заявление, факс и т.д.). Форма заявления устанавливается агентом. В нем сообщаются данные, необходимые для заключения Договора страхования.
Договор добровольного медицинского страхования должен содержать:
- наименование сторон;
- сроки действия договора;
- численность застрахованных;
- размер, сроки и порядок внесения страховых взносов;
- перечень медицинских услуг, соответствующих программам добровольного медицинского страхования;
- права, обязанности, ответственность сторон и иные не противоречащие законодательству РФ условия.
Договор страхования вступает в силу в сроки, установленные в договоре страхования, но не ранее даты уплаты страхового взноса (первого или единовременного).
При возникновении страхового случая клиент обращается в медицинскую или аптечную организацию из числа предусмотренных Договором страхования при остром заболевании, обострении хронического заболевания, травме, отравлении, других несчастных случаях, при изменениях психосоматического состояния за получением медицинской (лечебной, диагностической, консультативной, реабилитационно-восстановительной, оздоровительной, профилактической, в том числе иммунопрофилактической, фармацевтической и др.) и иной (в том числе медико-социальной, медико-транспортной и др.) помощи, требующей оказания медицинских услуг в пределах их перечня, предусмотренного договором страхования.
Страховым случаем также признается обращение Застрахованного за получением медицинской помощи (медицинских услуг) в течение срока действия Договора страхования в соответствии со страховой программой в иные медицинские и/или аптечные организации, помимо предусмотренных Договором страхования (в том числе расположенные в других регионах РФ), если это обращение организовано и/или согласовано Страховщиком.
Программа страхования определяет совокупность медицинских, сервисных, организационных услуг, направленных на удовлетворение потребности Застрахованного в получении страховой защиты и медицинской помощи при возникновении страхового случая.
Страховщик проверяет соответствие оказываемых застрахованному лицу услуг, оговоренному в договоре объему, требованиям профессиональных медицинских стандартов, срокам предоставления услуг и выполнение других положений договора страхования, а также проводит экспертизу качества оказанных услуг.