Файл: Финансовая политика и её реализация в РФ (ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
Еще одна из важных проблем федерального бюджета, это повышение отдачи частной собственности. Необходимо повысить персональную ответственность представителей государства в органах управления корпораций, доля акций которых принадлежит государству, за эффективное использование активов, налаживание кооперационных связей и создание условий для привлечения инвестиций.
Настоящие положения могут быть закреплены в договорах, имеющих юридическую, а главное экономическую силу. Также существует необходимость обеспечения поступления дивидендов в федеральный бюджет от использования государственной собственности. В этом случае верным решением будет, организовать работу Центрального фонда хранения и обработки информации фондового рынка — Центрального депозитария и единой национальной депозитарной системы [2, С. 107].
А также, сформировать систему доверительного управления пакетами акций, создать полный перечень объектов недвижимости, в том числе незавершенное строительство на федеральном и региональном уровнях. Следует обеспечить подтверждение прав Российской Федерации на зарубежную собственность и максимизация эффективности от ее использования [17, С. 117].
В самом процессе формирования бюджета на всех уровнях особое значение имеет их кассовая активность. В ходе финансового менеджмента в денежных потоках государства возникают временные кассовые разрывы. Таким образом, снижение остатков на отдельных бюджетных счетах возможна только с переходом к единому счету Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов, средства которых остаются в распоряжении коммерческих банков на достаточно длительное время. Совокупность подобных ресурсов могла бы эффективно использоваться на покрытие временных кассовых разрывов бюджета. Для всей казначейской системы требуется незамедлительное реформирование, с целью максимизации ее самостоятельности.
Следовательно, целью финансовой политики государства и, в частности, субъектов является увеличение или сохранение прежним, уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе проводить обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе и на уровне каждого региона в отдельности [12, С. 145].
При этом возрастает роль и значение разработки и принятия таких нормативов на уровне РФ, которые сегодня разработаны во многих ее субъектах. В то же время только централизованно их разрабатывать исключено, поскольку не могут быть одинаковыми нормативы наполняемости школьных классов в городах и в селах, нормативы выделения средств на строительство автомобильных дорог в центре России и на Дальнем Востоке. Однако без разработки и принятия нормативов на государственном уровне не обойтись.
Очень важно разобраться в том, от чего зависит реализация намеченных планов и что является резервами финансовой политики. Считать, что в их качестве выступают только поступившие в казну налоговые пошлины и сборы, не совсем правильно. Ведь в случае наличия запасов разведанных природных ресурсов, развитого индустриального производства и других благоприятных факторов возможно привлечь дополнительные финансы в виде банковских кредитов, облигационных займов и других заемных средств [9, С. 41].
Финансовая политика представляет собой совокупность методологических принципов форм организации и методов использования финансов, которые реализуются на основе принятия системы государственных мероприятий, разработанных на определенный период времени (год, три года и т. д.) [17, С. 117].
Опираясь на это можно сказать, что финансовая политика:
Во-первых, определяет главные цели, конкретизирует перспективные и ближайшие задачи, которые необходимо решать, чтобы достичь поставленных за определенный период времени результатов;
Во-вторых, разрабатывает методы, средства и формы отношений, которые помогут достичь поставленных целей в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;
В-третьих, подбирает кадры, которые способны решать поставленные задачи, а так же следить за организацией их выполнения [2, С. 107].
Такие условия, как выделение интересов всего общества и отдельных групп населения, характеристика перспективных и близких задач с определением сроков и методов их решения помогут разработать механизм реализации финансовой политики и дать объективную оценку финансовой политике правительства и рекомендаций по ее корректировке [12, С. 145].
Что касается политики в области международных финансов, то в первую очередь, она направлена на интеграцию России в мировую финансовую систему; сокращение внешней задолженности; сотрудничество со странами центральной и юго-восточной Азии, укреплении позиции в МВФ и в МБРР; повышение устойчивости рубля по отношению к иностранным валютами и вступление в ВТО. К слову, по мнению президента Российской Федерации В. В. Путина вступление в ВТО еще раз подтвердило, что в России строится открытая экономика и руководство страны готово к самой тесной кооперации с партнерами во всем мире. Присоединение к этой организации резко повысило планку требований к национальной конкурентоспособности [8, С. 64].
В настоящее время в стране активно поддерживается политика сдерживания, которая применяется в отношении финансовой политики уже многие годы, можно сказать, что — столетиями, но именно в данный момент, она проводится особенно интенсивно, поскольку странами Евросоюза против России были введены санкции, которые, согласно зарубежным экспертам только укрепили российскую экономику. В то же время ведутся разговоры о том, чтобы провести отмену санкций, поскольку «западные» санкции против России не действуют, а лишь наносят взаимный вред. Но при всем этом, Россия не собирается сворачивать все связи с Европой и Америкой, пытаясь восстанавливать и расширять традиционные связи с югом Американского континента [12, С. 146].
Согласно мнению доктора экономических наук, Михаила Хазина, проблема современной финансовой политики в том, что план США по взятию мира под финансовый контроль натолкнулся на ограничение ресурсов. Эта идея зародилась несколько сотен лет назад и неуклонно реализовывалась сначала «через создание федеральной резервной системы США, потом через развал империй, где правление осуществлялось не по финансовым принципам, потом через Вторую мировую войну и, наконец, через разрушение СССР. В первую очередь, основатели этого плана ставили перед собой задачу сократить население для освобождения ресурсов. Но эта задача наткнулась на противоречие, поскольку экономическая модель, дающая ресурсы, была построена по принципу расширения рынка и, по этой причине, сокращение населения неминуемо вело бы к разрушению модели [17, С. 118].
На сегодня ситуация в стране не самая простая. Самой очевидной причиной тут можно назвать падение цен на нефть. Но более серьезная проблема состоит в том, что цена вряд ли восстановится в краткосрочной перспективе. А если посмотреть на ситуацию с валютным курсом, то ожидаемым становится падение объемов ВВП и налоговых отчислений в бюджет. Банки же попадут в непростую ситуацию из-за необходимости выплачивать долги в валюте [9, С. 42].
Стоит отметить и тот факт, что нет такого способа, с помощью которого Россия смогла бы оперативно получить достаточное количество валютных средств для борьбы с кризисом. Обычно государства в таком положении идут в Международном валютном фонде и берут большой кредит, но из-за конфликта с Западом это невозможно. Исходя из этого экономический спад усилится на фоне ускоряющейся инфляции: к середине года она может разогнаться почти до 20 %, невиданных с начала 2000-х гг. Прогнозы сулят снижение реальных доходов населения — впервые с 1990-х гг. — на 5–10 %, что обрушит товарооборот розницы и сектор услуг. Девальвация, запретительный уровень ставок по кредитам и, прежде всего, общая неопределенность ситуации и перспектив приведут к спаду инвестиций, сокращению промышленного выпуска. Предприятия начнут увольнять персонал, безработица вырастет. Крупным компаниям поможет государство, малые и средние ждет волна банкротств, так что кризис принесет социальные проблемы [2, С. 107].
Населению и предприятиям станет труднее обслуживать кредиты, доля плохих долгов в портфелях банков увеличится, а темпы прироста депозитов еще больше замедлятся, из-за того что домохозяйствам придется тратить накопления на текущее потребление. Сейчас Центробанк помогает затыкать дыры в банковских балансах — обязательства банков перед ним превысили 12 % их пассивов, но дальнейший рост может ослабить финансовую систему страны [8, С. 65].
Отказаться от новых масштабных вливаний ликвидности в банковскую систему Центральный Банк вряд ли сможет, поскольку это может привести к банкротству банков, что, так или иначе может спровоцировать панику. Если не начнется рост цен на нефть, то власти могут оказаться перед дилеммой — или удерживать инфляцию, или спасать банки [9, С. 43].
Немаловажным, а также необходимым считается обращение внимания финансовой политики и денежно-кредитной на современное геополитическое состояние соседних стран. А они, прежде всего, находятся в пределах стран СНГ. Для эффективной стабилизации всей экономической и финансовой системы необходимо:
а) обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;
б)реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;
в)установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке и другое [12, С. 146].
Крайне важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы всех слоёв населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным и экономическим потенциалом [17, С. 118].
Преодоление финансового кризиса находится в поле зрения макроэкономической стабилизации на базе оживления, развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовая политика государства занимает значительное место в государственной деятельности и является основополагающим элементом в системе управления финансами. Для правильного функционирования экономики государства необходимо проведение сбалансированной финансовой политики в рамках экономики страны. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ. Поэтому важным и актуальным направлением является определение, анализ и исследование проблем финансовой политики, а также поиск оптимальных путей решения данных проблем.
Рассматривая финансовую политику Россию необходимо отметить, что ее формирование сопровождалось некоторыми особенностями, характерными только для нашей страны. Прежде всего, сюда можно отнести масштаб страны, определяющий расширенную банковскую структуру на территории всей страны. С их помощью государством осуществляется не только регулирование финансовых потоков, но и контроль, а также при необходимости перераспределение в те регионы страны или секторы экономики, в случае наличия острой потребности.
В последние годы для России характерно интенсивное развитие финансового права и создание новых финансово-правовых институтов, а также формирование новой законодательной базы для регулирования отношений в сфере финансов. Однако на пути проведения единой финансовой политики существуют препятствия структурно-организационного характера, а именно межведомственные барьеры.
В России помимо Министерства финансов РФ в качестве самостоятельных органов управления финансами, осуществляют деятельность Центральный банк РФ, Пенсионный фонд РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная налоговая служба. Деятельность всех этих государственных учреждений направлена на реализацию единой цели, но такое количество ведомств снижает эффективность их совместной деятельности.
С помощью норм финансового права в современных рыночных условиях используется механизм финансов, функционирующий в соответствии с задачами государства и общества. Нормы финансового права и бюджетная система РФ являются источниками финансирования всех экономических потребностей государства, обороноспособности и развития социальной сферы.
Отдельное место занимают нормы, регулирующие налогообложение граждан и организаций, в связи с тем, что налоги – основной источник бюджетных средств. На финансовое право и уровень его значимости, влияют как различные кризисные ситуации, так и противоречие социально- экономических и политических процессов, негативно отражающихся на экономике страны. В зависимости от решаемых задач, периода времени, финансовая политика делится на финансовую тактику и финансовую стратегию.
В стратегическом управлении одним из важнейших составляющих является стратегия – долгосрочные качественно определенные меры или подходы по использованию финансов. В свою очередь, финансовая тактика направлена на достижение целей и решения задач в конкретных условиях. В отличие от стратегии, тактика отличается гибкостью и позволяет без значительных потерь реагировать на изменения структуры рынка.
Стратегия определяет тактику – в этом заключена их взаимосвязь. Тактика в свою очередь выявляет основные проблемы развития социально- экономической сферы страны, что способствует наиболее быстрому решению задач с меньшими затратами.
Существенное влияние на тактику и стратегию финансовой политики России в последнее время оказывает нестабильная обстановка в мире. Прямым призывом к противостоянию на уровне государств и официальному объявлению новой геополитической и экономической «холодной войны» против Российской Федерации. После введенных санкций, остро встал вопрос о необходимости создания собственной национальной платежной системы – независимой от иностранных валют. На современном этапе государство нуждается в новой финансовой и экономической политике, интересам которых должна служить налоговая, валютно-финансовая, денежно-кредитная и тарифная политики государства.