Файл: Финансовая политика и её реализация в РФ (ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
Особенности финансовой политики определяются состоянием финансового сектора. В частности, расширение этого сектора – важный фактор увеличения денежного предложения. В свою очередь такое расширение способно оказать заметное влияние на динамику процентной ставки [11, С. 117].
В большинстве развитых стран финансовый сектор находится под управляющим воздействием мегарегуляторов финансового рынка. Эти структуры уполномочены издавать нормативные документы по регулированию конкретных сегментов рынка.
Создание мегарегуляторов предопределено интеграционными процессами между секторами финансового рынка, в результате которых появились сложные инструменты. Сделки с такими инструментами могут проводиться в нескольких сегментах финансового рынка. Деятельность мегарегуляторов внесла упорядоченность в регулирование отдельных сегментов рынка. Проводимая данными структурами деятельность, стала важным элементом финансовой политики [4, С. 52].
Как показал глобальный кризис, большое значение для устойчивости финансового рынка имеют меры, реализуемые центральными банками. В этом состоит существенная особенность финансовой политики в условиях макроэкономической нестабильности. В частности, при расширении кризисных явлений центральные банки предпринимают меры по обеспечению поддержки национальных финансовых рынков, резко увеличивая денежное предложение [6, С. 555].
Такая поддержка позволила стабилизировать динамику биржевых котировок, обеспечить функционирование конкретных сегментов финансового рынка, на которых в кризисных условиях произошло резкое снижение операций. В условиях глобального кризиса центральные банки проявили себя как основные элементы финансового сектора, от действий которых в значительной степени зависит его устойчивое функционирование. Следует также учитывать, что взаимодействие центральных банков, бюджетных ведомств и мегарегуляторов с финансовым сектором имеет как прямые, так и обратные связи [13, С. 986].
Повышательная динамика объема операций в финансовом секторе является важным показателем роста потребности в денежной ликвидности. Кроме того, налоги, выплачиваемые структурами финансового сектора, составляют важный источник доходных поступлений бюджетной системы. Состояние финансового сектора при разработке и реализации финансовой политики предопределяет ее существенные особенности, проявляющиеся на конкретных фазах экономического цикла.
В частности, переход экономики от фазы подъема к фазам кризиса и депрессии предполагает смену моделей финансовой политики, переход от рестрикционной политики и экспансионистской (стимулирующей). Исследование особенностей финансовой политики должно опираться на методологию сопоставления [11, С. 117].
Она включает сопоставление теоретических основ, лежащих в основе реализуемой финансовой политики; сравнительный анализ целей, задач, показателей реализуемой политики; сопоставление структурных элементов финансовой политики в конкретных условиях макроэкономической среды и в конкретных странах, в том числе в сфере денежного предложения, инфляции, процентных ставок, валютного курса, налогов, бюджетных расходов, внутренних и внешних долгов; сравнение роли государственных регуляторов в реализации финансовой политики [4, С. 52].
Комплексное использование сравнительной методологии позволяет раскрыть эволюцию финансовых политик разных стран в условиях меняющейся макроэкономической среды, в том числе при возникновении макроэкономической нестабильности.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Финансовая стабилизация в России идет уже не один десяток лет и это объяснимо: двадцатый век для России – век экономических потрясений и великих экспериментов. Не так давно один из них – строительство социалистического общества провалился. Сейчас приходится часто слышать, что во всех бедах виноваты демократы, развалившие «хорошую» социалистическую экономику. Это далеко не так.
Отставание экономики СССР было заметно уже в шестидесятые годы. К девяностым годам экономическая машина Советского Союза доехала по инерции. С начала 80-х годов было ясно, что без радикальных изменений в экономике не обойтись. В то время еще можно было, приняв разумные меры, перестроить плановую экономику, поставить ее на рыночные рельсы и обойтись без такого спада производства, инфляции, снижения уровня жизни. Некоторые экономические программы предоставляли такую возможность (например, «500 дней») [5, С. 343].
История сложилась иначе, и руководству России пришлось не перестраивать экономику, а воссоздавать заново. Это оказалось чрезвычайно сложной задачей: СССР представлял собой единый экономический организм, а хозяйственные связи были нарушены; контролировать командно-административными методами экономику ужу было невозможно, а новых механизмов еще не было [12, С. 143].
В этих условиях российские реформаторы выбрали концепцию диаметрально противоположную плановой экономике: экономический либерализм, а в качестве конкретной программы действий – концепцию монетаристов [2, С. 106].
По прошествии семи лет с начала реформ, представляется возможным оценить их результаты: успехи и провалы, какие действия дали положительный эффект, какие провалились из-за искажения их в российских условиях, и что было ошибочным с самого начала. Но в стране продолжается финансовая стабилизация, продолжаются реформы, в том числе реформы финансовой системы [8, С. 63].
Современная финансовая политика играет значительную роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации. Также развитие индустрии определяется в зависимости от уровня ее рациональности [9, С. 39].
Поэтому, выступая одним из источников формирования науки о финансах, а, следовательно, и составной ее части, финансовая политика призывает найти ответы на такие вопросы: как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач; как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов; в каком направлении должно развиваться финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики, с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образом [10, С. 413].
Кроме этого среди основных проблем финансовой политики России необходимо выделять: несбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов; несовершенство налоговой системы; низкие показатели инвестиционного финансирования; отсутствие единства денежно-кредитной и финансовой политики; нестабильность валютного курса рубля; неэффективное использование государственной собственности [17, С. 115].
Финансовая политика включает в себя ряд механизмов по регулирования социально-экономического состояния и ее основой является бюджетная политика. В настоящее время проблема сбалансированности бюджетов и внебюджетных фондов стоит особо остро, так как экономическая ситуация в стране и в мире в целом является крайне неблагоприятной. Государствам приходится прибегать к такому финансовому механизму как государственные займы, эмиссия ценных бумаг, с целю продажи их за рубеж. Однако, ситуация может измениться вследствие сокращения расходов и поднятия ставки налогообложения, увеличения базы эмиссионных и не эмиссионных источников покрытия бюджетного дефицита [16, С. 561].
Проблема недостатка средств Федерального бюджета кроится в его планировании на предстоящий период. Поэтому перед Министерством Финансов стоит глобальная задача — наиболее эффективное и грамотное планирование бюджета, с учетом всех прогнозов экономического состояния в Мире.
Федеральный бюджет Российской Федерации на 2016 г. для решения задачи сбалансированности бюджетов предусматривает первичный профицит, то есть превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга. Однако текущая тенденция в современных условиях является не столь оптимистичной как предполагалось. Дефицит бюджета на 2016 год вполне ощутимый, и прогнозируемый период 2017–2018 годов явно будет отличаться от планируемого [9, С. 39].
Корректировки на 2017 год уже вносятся в Федеральный бюджет. Уже на первом чтении по принятию Государственной Думой Федерального бюджета на предстоящий 2017 год будут рассмотрены основные положения и доходно-расходные статьи с учетом реального социально-экономического положения [7, С. 152].
Иная проблема финансовой политики это — максимизация доходов бюджета за счет сбора налогов. Основным инструментом регулирования является достижение с помощью увеличения и расширения налогооблагаемой базы, ликвидации просроченной задолженности, усиления финансового контроля, изменения порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы, введения государственной монополии на производство алкогольной продукции.
Особо важную роль играет корректировки в налоговом законодательстве. Низкий показатель сбора налогов — это не только укрывание прибыли налогоплательщиками, но и фактическое создание механизма уклонения от уплаты налогов через недостатки, содержащиеся в правовых актах, а главное — постоянное сжатие налогооблагаемой базы в результате сокращения реального валового внутреннего продукта[8, С. 63].
В настоящее время основная производительная сила общества — человеческий ресурс — не располагает возможностью удовлетворения социальных потребностей, а также своего нормального расширенного воспроизводства, тем самым образуется «порочный круг» где: нет спроса на продукцию, нет доходов, нет развития производства, нет накоплений нет инвестиций, неуклонно растет импорт.
Вследствие чего, растут долги, неплатежи, процентные ставки, спекулятивные сделки, падает курс национальной валюты, сокращается уровень жизни, увеличивается зависимость экономики от иностранного капитала. Это еще одна важная социально-экономическая проблема государства, оказывающая влияние на финансовую, бюджетную, налоговую и денежно-кредитную политику [12, С. 144].
Все возможности снижения расходов федерального бюджета практически исчерпаны. На современном этапе речь лишь может идти об оптимизации расходно-доходных статей бюджетов всей бюджетной системы. Необходимо не забывать об обязательстве обслуживания государственного долга. Существует крайняя необходимость решения вопроса о реструктуризации государственного долга и установлении жесткой верхней границы доходности по государственным заимствованиям [14, С. 50].
Покрытие бюджетного дефицита за счет выпуска ценных бумаг, имеющих низкую ликвидность, не дает способность эффективно управлять государственным долгом. Важнейшая задача всех ветвей государственной власти, это принятие эффективных, а главное незамедлительных решений по принятию конкретных статей бюджета, а также внесение и рассмотрение нормативных документов регулирующих финансовую политику в целом.
Реальный бюджет — это возможность исполнения и контроля за исполнением статей расходов бюджета, которая отражает реальное состояние экономики. Одной из главных причин внесения изменений в финансовую политику является повышение инфляции, рычагом для которой могут выступать ряд факторов, также снижается покупательная способность населения, ликвидность денег и долговых обязательств, а также падение национальной валюты по отношению к зарубежной [17, С. 116].
Активный рост совокупного предложения в настоящее время может обеспечить только инвестирование в финансовую сферу, за счет внутренних и внешних заимствований, сбережений средних слоев населения, а также лиц, получающих высокие и сверхвысокие доходы, средств нерезидентов. В процессе сокращения государственного сектора в экономике и увеличения частного, с дальнейшим расширением инвестиционной базы в малый бизнес и наукоемкое производство дает твердую опору для формирования стабильного экономического состояния Российской Федерации [8, С. 64].
Весь этот ряд факторов оказывает негативное влияние на восприятие уровня рубля и занижает его показатели валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности, что выводит из равновесия национальную денежную систему и ряд механизмов по ее регулированию [9, С. 40].
Для решения возникшей проблемы государство вынуждено прибегать к конвертации иностранной валюты, которая принадлежит физическим лицам и хранится в виде сбережений вне банковской системы, в рублевые активы. Все это происходит для привлечения средств на счета коммерческих банков, а также гарантирования сохранности вкладов и их индексации. В основу финансовой политики также закладывается регулирование уровня процентных ставок, и уровень налоговой ставки. Ведь добросовестный налогоплательщик — это основа формирования государственного бюджета [12, С. 145].