Файл: Финансовая политика и её реализация в РФ (ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
Сдерживающая политика включает в себя:
- сокращение государственных расходов;
- увеличение налогов [3, С. 35].
Другими словами, фискальная политика должна быть направлена на профицит государственного бюджета, если перед экономикой стоит задача борьбы с инфляцией.
Реализация финансовой политики осуществляется в три этапа:
1. Создание научно обоснованных концепций финансового развития.
2. Определение основных целей финансирования в будущем и текущем периоде.
3. Принятие мер, способствующих достижению обозначенных целей [18, С. 123].
Естественно, прямое действие финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определено содержанием двух предыдущих этапов. Тем не менее, этот механизм верен лишь отчасти, потому что не принимает во внимание все возможности финансового регулирования.
Государство использует финансы для достижения своих задач и поставленных целей (в области социальной, экономической, экологической, оборонной, правоохранительной и т. п.). Важное место в этом процессе занимает финансовая политика. Она является составной частью, сегментом социально-экономической политики [20, С. 16].
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Долговременный курс финансовой политики, который рассчитывается на перспективу и предусматривает решение крупномасштабных задач называется финансовой стратегией [15, С. 44].
Финансовая тактика представляет собой выработку мер, которые направлены на решение задач конкретного (текущего) этапа развития общества, путем развития финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. Если финансовая стратегия относительно стабильна, то финансовая тактика должна быть достаточно гибкой [3, С. 36].
Финансовая политика преследует цели повышения объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Рост финансовой отдачи является так называемой лакмусовой бумажкой, которая служит для проверки результативности финансовой политики. При отказе от учета повышения эффективного использования финансовых ресурсов во время разработки и проведения финансовой политики возможно распыление средств, сокращение источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.
Разрабатывая финансовую политику, следует учитывать конкретные исторические условия. Поскольку, на каждом этапе развития общества применяется определенная специфика особенностей как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства [18, С. 123].
Учитывая особенности моментов необходимо также тщательно изучить опыт предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новые тенденции и прогрессивные явления, мировой опыт. Своевременно изменения финансовой политики на основе учета особенностей текущего момента, а также назревших потребностей экономического развития дает возможность в кратчайшие сроки и с наименьшими издержками решить стоящие перед государством задачи [20, С. 17].
Финансовая политика предполагает укрепление и развитие международных экономических связей, обеспечивая при этом условия для реализации совместных мероприятий. Эволюция производительных сил, научно-технического прогресса на сегодняшний день достигло такого уровня, что выполнять отдельные программы одно государство не в силах. Исходя из этого, страны сообща выполняя некоторые функции, помогают экономить средства. Только интернациональное партнерство способно обеспечить эффективную помощь развивающимся странам [18, С. 124].
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Объективные основы формирования особенностей финансовой политики конкретной страны, в том числе России, определяются спецификой исторического развития ее экономики в целом и финансовой сферы, в частности. В свою очередь специфика исторического развития национальной экономики зависит от наличия природных ресурсов, в том числе являющихся предметом экспорта, а также от уровня развития национальной промышленности и емкости внутреннего рынка [6, С. 553].
Эти факторы определяют интенсивность и устойчивость денежных потоков в национальной экономике, а также поступающих из международной экономической системы.
Предпосылкой формирования денежных потоков в национальной экономике является создаваемая в ней добавленная стоимость. Ее рост предполагает повышение интенсивности денежных потоков и, как следствие, увеличение денежного предложения центральным банком. Динамика доходов домашних хозяйств и корпораций обусловливает особенности национальной бюджетной политики как элемента финансовой политики [13, С. 985].
Высокие темпы роста доходов хозяйствующих субъектов позволяют повышать гибкость бюджетной политики, в частности, путем снижения государственного и муниципального долга и получения экономии за счет минимизации процентных платежей. Однако при проявлении макроэкономической нестабильности перед регулирующими органами возникает задача увеличения бюджетных расходов за счет роста государственного долга [4, С. 50].
Его повышение может быть также связано с необходимостью снижения налогов с доходов домашних хозяйств и компаний для стимулирования платежеспособного спроса.
Таким образом, формирование денежных потоков в национальной экономике в силу объективных причин не является устойчивым процессом и находится под сильным воздействием хозяйственной конъюнктуры, определяемой комплексом факторов. Колебания формирующихся в экономике денежных потоков оказывают непосредственное воздействие на такие показатели, как инфляция, процентная ставка, валютный курс, и тем самым предопределяют использование в целях регулирования макроэкономической ситуации мер финансовой политики [6, С. 553].
Спецификой финансовой политики конкретных стран являются степень стабильности денежных потоков, способность экономической системы противостоять внешним и внутренним шокам. Воздействие таких шоков на макроэкономическую ситуацию в целом и на интенсивность денежных потоков минимально в странах с диверсифицированной экономикой, высоким уровнем потребления домашних хозяйств и значительным инвестиционным спросом корпораций [11, С. 115].
Иная ситуация складывается в странах с сырьевой экономикой, в том числе и в России. В таких странах интенсивность денежных потоков зависит не столько от динамики доходов, генерируемых непосредственно в национальной экономике, сколько от доходов, получаемых от экспорта.
Соответственно эти доходы складываются под непосредственным влиянием мировых цен, в частности, цены нефти. Поэтому экономика стран с сырьевым экспортом находится под воздействием конъюнктуры мировых рынков. Для таких стран актуальна задача минимизации влияния мировой конъюнктуры на состояние их хозяйственных систем [4, С. 50].
В данном случае речь идет об эффективном противодействии переносу флуктуации мировых сырьевых рынков на макроэкономические показатели этих стран. Одним из инструментов национальной финансовой политики, используемых для достижения этой цели, является создание резервных фондов, аккумулирующих дополнительные доходы при высоких мировых ценах на ресурсы. Не менее важно регулирование валютного курса, обеспечивающее выравнивание торгового баланса при значительных изменениях мировых цен на сырьевые товары.
В условиях сырьевой экономики проявляется противоречивость целей финансовой политики. В частности, приток в страну иностранной валюты приводит к удорожанию национальной валюты и тем самым сдерживает экспорт [11, С. 115].
При значительном притоке иностранной валюты Центральный банк вынужден регулировать валютный курс путем ее скупки и эмиссии национальных денег. Это создает угрозу инфляционного процесса. Кроме того, в такой ситуации Центральный банк не в состоянии использовать процентную ставку как инструмент политики. Следовательно, сокращается число каналов трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики [19, С. 51].
Значение субъективного фактора в проявлении особенностей финансовой политики состоит в обоснованности ее целей и задач, правильности выбора конкретных методов и инструментов, эффективности задействованных механизмов и каналов влияния на реальный и финансовый секторы экономики.
Особенностью проявления субъективного фактора при разработке и реализации финансовой политики является ее обоснованность современными теоретическими представлениями о характере процессов, протекающих в финансовой сфере, о взаимосвязях между конкретными элементами экономических механизмов, о взаимодействии денежного, кредитного, валютного и фондового рынков [6, С. 554].
Субъективный фактор проявляется в конкретных решениях национальных регуляторов: Центрального банка, Министерства финансов, мегарегулятора финансового рынка. Специфика решений каждого из них может определяться выбором конкретных информационных каналов для воздействия на рациональные ожидания хозяйствующих субъектов и их решения в операционной, инвестиционной, финансовой сферах деятельности. Согласованность действий трех указанных управленческих структур зависит от степени рациональности хозяйствующих субъектов и эффективности рынков. Принятие теоретических положений позволяет разрабатывать и реализовывать скоординированную финансовую политику [4, С. 51].
В ее рамках возможно обеспечение эффективного взаимодействия мер денежно-кредитной и бюджетной политики, а также мероприятий по регулированию финансового рынка. Однако в условиях макроэкономической нестабильности проведение скоординированной политики регуляторов сталкивается со значительными трудностями.
Они связаны прежде всего с нерациональностью поведения хозяйствующих субъектов, которое вызвано резкими изменениями макроэкономической среды, противоречивостью и недостаточностью информации, поступающей на рынки в кризисных условиях. Эти же причины порождают снижение эффективности рынков при формировании цен и котировок ценных бумаг [11, С. 116].
Финансовая политика, адекватная условиям макроэкономической нестабильности, должна учитывать не только широкий перечень факторов формирования макроэкономической среды, но и их разнонаправленность. Особенности финансовой политики во многом зависят от ее взаимосвязей с реальным сектором экономики. Эти связи являются как прямыми, так и обратными [6, С. 554].
Это вызвано тем, что макроэкономическая нестабильность непосредственно проявляется в реальном секторе экономики, в том числе в инфляционных тенденциях, снижении ВВП, безработице, неустойчивости платежного баланса, высоких процентных ставках, падении курса национальной валюты.
Традиционная мера воздействия финансовой политики на состояние реального сектора – снижение процентной ставки в целях увеличения объема кредитования и расширения на этой основе совокупного платежеспособного спроса. Как показывает практика реализации финансовой политики в развитых странах, эта мера далеко не всегда эффективна. В частности, ее использование в Японии в 90е гг. ХХ в. и в США, Великобритании и еврозоне в первом десятилетии XXI в. не привело к ожидаемым результатам.
Очевидно, что снижение процентной ставки как мера стимулирования платежеспособного спроса недостаточно действенна в условиях экономик с высоким уровнем потребления домашних хозяйств. Неэффективность этой меры стимулирования в развитых странах также связана с переносом крупными компаниями производств из указанных стран в Юго-Восточную Азию в целях минимизации затрат на рабочую силу [13, С. 986].
Вместе с тем в развивающихся странах, в том числе и в России, процентная ставка имеет важное значение в системе взаимосвязей финансовой политики и реального сектора. Существует объективное соотношение между процентной ставкой и рентабельностью реального сектора. Приближение уровня процента к показателю рентабельности фактически приводит к недоступности кредитов для компаний, поскольку в этом случае на процентные платежи используется практически вся получаемая прибыль. И наоборот, в случае, когда процентная ставка составляет около половины показателя рентабельности, создаются условия для активного привлечения заемного капитала [11, С. 116].
Важным каналом взаимодействия финансовой политики и реального сектора является курсообразование. Экспансионистская денежно-кредитная политика как элемент финансовой политики приводит к росту денежного предложения и соответственно снижению курса национальной валюты, расширяя экспортные возможности реального сектора [4, С. 51].
Обратные связи обеспечивают воздействие реального сектора на финансовую политику. Так, развитие инновационных производств обеспечивает рост экспортной выручки, а ее поступление на национальный рынок влияет на курс валюты и объем золотовалютных резервов. Устойчивое развитие компаний реального сектора также является условием повышательной динамики фондового рынка и притока иностранных инвестиций.