Файл: Финансовая политика и её реализация в РФ (ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы является несомненной, так как финансовая политика России является составной частью ее экономиче­ской политики и должна быть направлена на обеспечение экономического роста и социального развития, безопасности национальной финансо­вой системы России и ее институтов.

Финансовая политика – это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития. Политика охватывает все сферы функционирования государства. В свою очередь, финансовая политика – одно из главнейших средств осуществления политики государственными органами в любой сфере общественной деятельности, имеющая самостоятельное значение.  

Финансовая политика – это сознательная деятельность отдельных хозяйствующих субъектов или самого государства. Она является составной частью реализуемой в стране экономической программы, а ее основные направления и мероприятия полностью основываются на ней. Государственная финансовая политика во многом определяет, какими будут макроэкономические показатели страны через несколько лет, ведь только благодаря слаженным действиям происходит постоянное социально-экономическое развитие. Финансовая политика России представляет собой совокупность методологиче­ских принципов, форм организации и инструментов, используемых в финансовых отношениях или основан­ную на законодательстве целенаправленную деятельность государства в области мобилизации финансовых ресурсов, их распределения с целью выполнения государством своих функций.

Целью работы является исследование сущности финансовой политики.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) раскрыть понятие финансовой политики государства;

2) определить особенности современной финансовой политики государства;

3) рассмотреть проблемы и перспективы финансовой политики Российской Федерации.

Объект исследования – система отношений связанных с реализацией финансовой политики.

Предметом исследования являются особенности финансовой политики.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы состоит в развитии важного направления современных экономических исследований, связанных с изучением финансовой политики в российской экономике, формированием методологических подходов и методического инструментария для улучшение финансовой политики в России. Представленные в работе новые научные результаты могут послужить основой для дальнейших прикладных исследований в области обеспечения экономической стабильности в России.


Практическая значимость исследования состоит в том, что отдельные результаты исследования, рекомендации в области финансовой политики, могут быть использованы для разработки эффективной политики экономического роста в России.

Теоретические и практические основы исследования современных проблем финансовой политики разработаны такими учеными как: Егорцева Ю.Ю., Чумакова А.Т., Тарасов А.В., Гринь С.В., Сарвартдинов Р.Р., Глотова И.И., Еремина А.А., Рубачев В.А., Саргсян Э.Г., Тарасов А.В., Дроздова К.С., Арзуманова Л.Л., Малаева Е.А., Ширяева Н.В., Шарафутдинова Д.М., Ширяева Н.В., Базаева А.Р., Попов Е.М., Попова Т.Е., Глотова И.И., Бабаджанов А.А., Сергиенко О.В., Халяпин А.А., Кравцова Р.Е., Асеев О.В., Бесчастный И.В., Кохно П.А., Кохно А.П., Полтавченко А.А., Седых Н.В., Пучкова Л.М., Голубина Ж.И., Кузнецова Т.Б., Волков И.А., Магомедова П.М. и другими.

Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности финансовой политики.

Структурно работа включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Финансовая политика государства, как правило, направлена на построение финансового механизма, позволяющего с максимальной эффективностью обеспечивать достижение тактических и стратегических целей, которые заявлены в долгосрочной программе развития страны в перспективе.

Финансовая политика государства задействует все составляющие: бюджетную, налоговую, таможенную, валютную и денежно-кредитную политику. Финансовая политика государства представляет собой совокупность целенаправленных действий направленных на установление целей, а также определение средств их достижения [1, С. 4].

Таким образом, это экономическая государственная политика, которая проявляется в использовании финансовых государственных ресурсов, а также в налоговом регулировании, в регулировании расходов и доходов, в воздействии на национальный валютный курс, в исполнении и формировании государственного бюджета, в управлении денежным обращением. Основной субъект проводимой политики – государство [3, С. 34].

Именно им проводится разработка научно обоснованных концепций развития финансов; определяются основные направления их применения; разрабатываются меры, которые направлены на достижение конкретных целей.


Финансовая политика государства по своей сути - это стратегические направления, определяющие среднесрочную и долгосрочную перспективы использования финансов и предусматривающие решение основных задач, которые вытекают из особенностей функционирования социальной сферы и экономики страны [20, С. 15].

Наряду с этим государством осуществляется выбор текущих задач и целей применения финансовых отношений. Все перечисленные мероприятия взаимозависимы и тесно взаимосвязаны.

Финансовая политика государства - составная часть экономической политики. Финансовая стратегия - долгосрочная финансовая политика государства, рассчитанная на длительную перспективу, она предусматривает решение крупномасштабных задач [15, С. 42].

Таким образом, финансовые мероприятия и решения, преследующие достижение результатов за период времени от 12 месяцев, относят к долгосрочной политике.

Финансовая тактика – это решение задач на определенном этапе развития при помощи своевременной перегруппировки финансовых связей. Принципы формирования долгосрочной и краткосрочной политики взаимозависимы. Краткосрочные решения в финансовой области обязательно должны быть соотнесены к долгосрочным целям и способствовать их достижению.

Такое соотношение тесно связано со стратегией и тактикой в финансовой политике государства в целом. Стратегические решения и долгосрочная финансовая политика государства связаны с инвестициями, поэтому для их разработки анализируются инвестиционные процессы [18, С. 122].

Финансовый рынок представляет собой организованную институциональную структуру для создания финансовых активов для их последующего обмена.

На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставляются кредиты, осуществляются обменные денежные операции. Деятельность национального финансового рынка регулируется Центральным банком страны. Международные финансовые рынки располагают определенными областями, где происходит концентрация их активности [20, С. 15].

Международные финансовые рынки - это совокупность национальных финансовых рынков. Деятельность международных финансовых рынков регулируется разнообразными международными институтами и международными соглашениями.

Существуют разные типы финансовой политики, но все они соответствуют главным принципам:

1) зависимость всех отраслей хозяйствования;

2) удовлетворение потребностей всех слоев общества;

3) определяющую роль играют стратегические цели, а тактические должны служить их достижению;


4) подчинение нормам действующего законодательства страны [15, С. 43].

На макроэкономическом уровне финансовая политика – это инструмент, с помощью которого стабилизируется темп роста экономики, развиваются международные отношения. Ведь благодаря рациональному распределению средств у предприятия остается резерв, его можно направить на улучшение нынешнего положения организации, в частности, на развитие отношений с заграничными партнерами.

Выделяют следующие типы финансовой политики:

1) Классическая;

2) Неоклассическая;

3) Регулирующая;

4) Планово-директивная [18, С. 123].

Классическая политика базируется на суждениях таких политических деятелей, как Адам Смит и Давид Рикардо. Она предполагает полное отстранение государства от рыночных отношений, то есть правительство не вмешивается в делах торговцев, тем самым достигается свобода на рынке. Конечно, в связи с этим значительно ограничились полномочия государства и снизилась расходная часть. А доходы пополнялись за счет системы налогообложения и регулярных поступлений в бюджет [20, С. 15].

Разные типы финансовой политики были разработаны выдающимися экономическими деятелями. Одним из них является регулирующая политика Кейнса. Он утверждал, что государство обязано участвовать в рыночных отношениях и регулировать их, используя определенные финансовые инструменты. Впоследствии данный тип финансовой политики стал затрагивать и социальные аспекты государственного регулирования. Соответственно, изменились и принципы налогообложения. Например, ввелась прогрессивная ставка при расчете подоходного налога. Огромная роль отводилась сфере кредитования, причем кредитования государства, за счет чего достигалось равновесие платежного баланса [3, С. 35].

То есть образовавшийся дефицит бюджета покрывался за счет кредитов. Стоит отметить еще один важный факт, связанный с регулирующей политикой в области управления финансами: единый контролирующий орган был разделен на несколько самостоятельных единиц.

Неоклассическая концепция допускает государственное вмешательство и даже признает его нужным, но устанавливает границы. Предполагалось, что экономика и социальная сфера должны развиваться самостоятельно. На практике же получилось иначе, регулирование данных сфер только увеличилось, так как правительство начало использовать другие финансовые инструменты, помимо уже существующих, в том числе установление курса валют и корректировку цен на ценные бумаги и продукты первой необходимости. Делается это с целью облегчения налоговой нагрузки, особенно на малоимущих граждан [18, С. 123].


В странах с административно-командной экономикой применялся планово-директивный тип политики. Он предполагал полное регулирование и контроль со стороны правительства над всеми сферами жизни социума. Любые средства производства являлись собственностью государства. Таким образом, органы управления стремились сосредоточить все финансовые ресурсы в их распоряжении. А расходование средств осуществлялось в соответствии с жесткой сметой, которая составлялась на основе общего стратегического плана [20, С. 16].

Руководство финансовой частью полностью принадлежало Министерству финансов, определявшему потребности населения и выделявшему средства на социальные нужды. Монополия распространялась на все аспекты рыночных отношений, включая систему ценообразования и кредитования.

Можно выделить такие виды финансовой политики, как бюджетная, таможенная, налоговая, инвестиционная, кредитная, денежная, ценовая и прочие. Каждый вид претерпевает некоторые изменения в зависимости от выбора конкретного типа [3, С. 35].

В связи с вышесказанным можно сделать вывод о том, что существуют разные типы финансовой политики, и каждый из них задает определенные властные полномочия государства. Но главной их целью является стабилизация экономического положения в стране и улучшение благосостояния граждан.

Субъекты финансовой политики – органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, определяющие и утверждающие основные курс развития финансовых отношений, разрабатывающие конкретные пути их организации.

Объекты финансовой политики образуют сферу и звенья финансовой системы государства. Финансовая политика делится на три типа: политика экономического роста, политика стабилизации и ограничения деловой активности [15, С. 44].

Политика экономического роста – это система финансовых мер, направленных на повышение фактического объема валового внутреннего продукта и занятости, включающая в себя:

- увеличение расходов в государстве;

- уменьшение налогового бремени [20, С. 16].    

Другими словами, если в настоящее время имеется в наличии сбалансированный бюджет, то финансовая политика должна быть направлена на бюджетный дефицит в период спада или депрессии. В случае если правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем производства страны и поддержать уровень цен, то считается, что государство осуществляет политику стабилизации. Было бы неправильно считать, что политика стабилизации заменяет стимулирующую и сдерживающую политику в их стремлении уравнять экономическую ситуацию в стране, а между тем эти понятия существенно отличаются.