Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы субъектов малого предпринимательства
1.1 Понятие субъектов малого предпринимательства
1.2 Сущность и роль малого предпринимательства в современной экономике
Глава 2. Формирование и развитие малого предпринимательства в России
2.1 История развития субъектов малого предпринимательства
2.2 Основные принципы развития малого предпринимательства в РФ
Глава 3. Основные проблемы субъектов малого предпринимательства и пути их решения в РФ
3.1 Проблема субъектов малого и среднего предпринимательства
3.2 Способы преодоления проблем субъектов малого предпринимательства
Введение
Тема моей курсовой работы является «Субъект малого предпринимательства».
Тему считаю актуальной так как, в современной рыночной экономике чаще всего создаются малые предпринимательства, и большинство из них постепенно вырастают и становятся крупными компаниями. Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.[1] Главная особенность малого бизнеса заключается в том, что он направлен на непосредственное удовлетворение жизненных потребностей человека, и даже в самые суровые времена, в России централизованная экономика не могла обойтись без допущения индивидуальной трудовой деятельности в сфере обслуживания. Основным критерием отнесения субъектов рыночной экономики к субъектам малого предпринимательства в первую очередь является средняя численность работников, занятых в отчетный период на предприятии.
Предпринимательство в масштабе малого предпринимательства обладает рядом качественных характеристик:
- единство прав собственности и управление предприятием;
- обозримость, ограниченность его масштабов, которая вызывает особый характер между хозяином и работником, что позволяет добиваться мотивации работы персонала;
- относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие организации оказывать серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товаров;
- ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен и заинтересован в результатах управления непосредственно включен в производственный процесс и во все, связанное с его организацией;
- часто семейное ведение дела;
- характер финансирования, если крупные предприятия черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи и кредитные механизмы, действующие на рынке капитала, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и « неформальные рынок капиталов ( деньги близких или друзей);
- высокая доля оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий соотношение основных фондов к оборотным составляет 80:20, то у малых оно наоборот составляет 20:80.
Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ малого предпринимательства, определение перспективных направлений развития малого предпринимательства, отвечающих новым условиям экономических преобразований.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрытие сущности понятия малого предприятия;
- рассмотрение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям;
- изучение характерных особенностей малых предприятий;
- анализ малого предпринимательства;
- поиск методов дальнейшего совершенствования мер государственной поддержки малого предпринимательства.
Глава 1. Теоретические основы субъектов малого предпринимательства
1.1 Понятие субъектов малого предпринимательства
Рассмотрим понятие субъектов малого бизнеса в нескольких источниках и сравним их.
Для начала стоит обратиться к нормативно - правовым документам. Определение понятия «субъект малого предпринимательства» приведено в пункте 1 статьи 3 Закона №88-ФЗ:
«Под субъектами малого предпринимательства, понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
- в промышленности - 100 человек;
- в строительстве - 100 человек;
- на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве - 60 человек;
- в научно-технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.[2]
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица».
Важным новшеством Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» по сравнению с Федеральным законом от 14 июня 1995 года №88-ФЗ является то, что он устанавливает практически универсальные требования как к предприятиям, так и к индивидуальным предпринимателям, соблюдение которых позволит отнести их к субъектам малого или среднего предпринимательства. Следует напомнить, что критерии, закрепленные ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1995 года №88-ФЗ, применялись только к коммерческим организациям, а индивидуальные предприниматели относились к субъектам малого предпринимательства автоматически, вне зависимости от соответствия их указанным параметрам.[3]
Таким образом, в настоящее время согласно ст. 4 данного закона для отнесения индивидуальных предпринимателей и организаций к числу субъектов малого и среднего предпринимательства имеют значение следующие критерии:
«независимость происхождения» - в уставном капитале юридических лиц доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;
средняя численность работников за отчетный период не превышает:
- 15 человек для микро предприятий;
- 100 человек для малых предприятий
- 250 человек для средних предприятий.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за календарный год не превышает предельных значений, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, установленных для соответствующих категорий, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Однако, Лапуста М.Г. пишет, что малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно - правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.[4]
Понятие М.Г. Лапустой термина субъекты малого предпринимательства «не слишком отличается от определения, представленного в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», согласно которому деятельность, осуществляемая группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником».
В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы коммерческих предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а наиболее распространенными организационно - правовыми формами ведения малого бизнеса являются:
• Индивидуальное предпринимательство;
• Общество с ограниченной ответственностью;
• Общество с дополнительной ответственностью;
• Производственные кооперативы.
1.2 Сущность и роль малого предпринимательства в современной экономике
Развитие малого предпринимательства (МП) в России является одним из важных направлений решения экономических и социальных проблем. Малое предпринимательство, как особый сектор рыночной экономики, находится на стадии формирования, и его потенциал используется далеко не полностью. МП вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, быстро адаптируясь к внешним условиям и обладая дополнительной возможностью видоизменять конечную продукцию, следуя за спросом.
Сам термин «малое предпринимательство» имеет универсальный, синтетический характер. В научной, учебной литературе делались попытки дать определение малому предпринимательству. При этом некоторые авторы отождествляют «малое предпринимательство» и «малый бизнес», другие, напротив, пытаются дать разграничение этим понятиям. Анализ российского законодательства позволяет прийти к выводу, что более правильно определение «малое предпринимательство», а термин «малый бизнес» позаимствован из зарубежной лексики и есть не что иное, как синоним «малого предпринимательства».
Под малым предпринимательством понимается экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность.
Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 августа 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
- - в промышленности – 100 человек;
- - в строительстве – 100 человек;
- - на транспорте – 100 человек;
- - в сельском хозяйстве - 60 человек;
- - в научно-технической сфере - 60 человек;
- - в оптовой торговле – 50 человек;
- - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
- - в остальных отраслях и при осуществлении иных видов деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица».[5]
К предпосылкам возникновения частного предпринимательства как экономического явления можно отнести следующие социально-экономические факторы:
- - кризис административно-командной системы хозяйствования;
- - дефицит товаров, работ и услуг;
- - чрезмерную монополизацию производства и сферы обслуживания, торговли, что позволяло реагировать на конъюнктуру рынка;
- - замкнутое экономическое пространство, ограниченное территорией государства;
- - легализацию (признание законом) предпринимательской деятельности;
- - признание иных форм собственности, кроме государственной и колхозно-кооперативной;
сокращение объемов производства и появление свободной рабочей силы, имеющей официальный статус безработных.
Экономическая деятельность малого предпринимательства определяется, прежде всего, его экономическим интересом. Так, в частности, субъект малого предпринимательства заинтересован в получении максимального дохода от своей экономической деятельности. Государство же изымает часть дохода предпринимателя в виде налогов и обязательных платежей, в целях обеспечения экономических интересов государства и общества. Наличие противоположных экономических интересов в этом случае может вести к негативным экономическим последствиям. В связи с этим учет экономических интересов субъектов экономических отношений приобретает весьма важное значение. В идеале должен быть достигнут компромисс между участниками экономических отношений, а экономический интерес позволит использовать экономические методы в управлении народным хозяйством.
Субъекты малого предпринимательства как участники экономических отношений, особенно в начале деятельности, наиболее болезненно ощущают влияние противоречивости экономических интересов. Так, предприниматель, заинтересованный в получении максимального дохода, одновременно несет налоговое бремя, расходы по организации производства и реализации продукции, расходы по оплате наемного труда и т.д. Следовательно, экономический интерес предпринимателя будет выражаться в стремлении снизить названные расходы, что может быть достигнуто как законным, так и незаконным путем. Иногда неразумная государственная политика провоцирует предпринимателя на нарушение законодательства (например, чрезмерный налоговый гнет), что ведет к повышению риска предпринимательской деятельности и сокращению числа предпринимательских структур.