Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы субъектов малого предпринимательства
1.1 Понятие субъектов малого предпринимательства
1.2 Сущность и роль малого предпринимательства в современной экономике
Глава 2. Формирование и развитие малого предпринимательства в России
2.1 История развития субъектов малого предпринимательства
2.2 Основные принципы развития малого предпринимательства в РФ
Глава 3. Основные проблемы субъектов малого предпринимательства и пути их решения в РФ
3.1 Проблема субъектов малого и среднего предпринимательства
3.2 Способы преодоления проблем субъектов малого предпринимательства
Малому бизнесу отводятся важные задачи в формировании экономики страны:
- устранение безработицы;
- насыщение рынка товарами;
- расширение конкуренции, демонополизация;
- пополнение денежных ресурсов государства;
- достижение научно-технического прогресса.
Малое предпринимательство – важный индикатор социально-экономического развития в стране. В некоторых развитых государствах вклад от данного направления составляет более 50% от ВВП.
Вследствие возрастания роли малого бизнеса в мире, государства предпринимают законодательные акты о стимулировании данного направления деятельности. В России программа поддержки производится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 года № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».[11]
Глава 3. Основные проблемы субъектов малого предпринимательства и пути их решения в РФ
Сложившаяся в последние годы ситуация в малом секторе экономики требует значительной активизации государственной и муниципальной политики развития предпринимательства. Несмотря определенный уровень развития состояния малого и среднего предпринимательства, существуют серьезные проблемы, препятствующие его развитию.
Одной из ключевых проблем развития малого предпринимательства в России является, неразвитая правовая основа для малого бизнеса.
Кроме того, неустойчивость и незавершенность законодательной базы в области налогового регулирования, которое все еще остается противоречивым и сложным. Это приводит к ситуации, когда только одна треть из зарегистрированных предприятий полноценно и легально осуществляют свою предпринимательскую деятельность. Малый и средний бизнес по-прежнему задыхается под налоговым прессом государства. Для многих предприятий главной задачей стало не расширение бизнеса, а элементарное выживание .
Другая ключевая проблема - слабая инновационная направленность малого и среднего бизнеса. Государству необходимо создать условия, при которых предприятиям было бы интересно начинать инновационную деятельность, а соответственно будет повышаться конкурентность, которая отсутствует из-за отсутствия мотивации у предпринимателей. Предприниматели предпочитают заниматься сферами, гарантированно приносящими прибыль, в частности, торговлей.
Основной причиной того, что на малых и средних предприятиях в большинстве случаев используют обычные или незначительно усовершенствованные технологии и лишь в 10% случаев применяются достаточно уникальные разработки, является также неразвитость системы страхования и гарантий при реализации инновационных проектов в наукоемких малых производствах. То есть малый и средний бизнес никогда не был заинтересован в настоящих исследованиях, поскольку нет больших гарантий получения прибыли. Если исследование действительно стоящее, то у малого бизнеса не хватает денежных средств на его реализацию.
Еще одной важной проблемой малого и среднего бизнеса является финансовое обеспечение. Мировая практика убеждает, что более 90 процентов субъектов предпринимательства не смогут начать работу без заёмных средств. Насущной задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях.[12]
Отсутствие серьезного внутреннего спроса на проекты предприятий и, как следствие, низкая рентабельность, не пресекаемые государственными органами грубые нарушения прав интеллектуальной собственности, недобросовестная конкуренция и коррупция - ещё одна проблема развития малого бизнеса.
Не менее актуальной является проблема кадров на малых предприятиях. Именно сейчас в России происходит "смена поколений директорского корпуса". Опытные кадры уходят, а у молодых не хватает опыта в данной сфере. Качество образования молодых специалистов не подлежит сомнению, однако вновь пришедшим не хватает навыков ведения крупных инновационных проектов, которыми обладает лишь "старое" поколение. Серьезной проблемой является "утечка мозгов". Процесс для России не новый. Хотя известно, что в последнее время часть "покинувших", набравшись зарубежного опыта, вновь возвращается на родину. Но в России, к сожалению, отсутствуют благоприятные условия для новых разработок.[13]
3.1 Проблема субъектов малого и среднего предпринимательства
Неразвитость системы информационной поддержки малых и средних предприятий - достаточно значимая проблема. На рынке доступных информационных систем сегодня есть только узкий спектр информации о мерах государственной поддержки, об услугах по кредитованию и лизингу, о потенциальных инвесторах, о новых технологиях и оборудовании. Проблема малых и средних предприятий, у которых есть достаточно серьезный интеллектуальный потенциал, как правило, заключается в том, что для создания опытных образцов им необходима дорогостоящая материально-техническая база. Практическая недоступность инвестиционных и информационных ресурсов усугубляет проблемы субъектов малого и среднего предпринимательства, способствует свертыванию их деятельности или переходу в теневую экономику.[14]
Серизной проблемой является вопрос об административных барьерах. Пытаясь легализовать и узаконить процесс "участия в прибылях", местные чиновники под предлогами борьбы с фирмами-однодневками и даже террористическими угрозами настойчиво рекомендуют ещё больше забюрократизировать саму процедуру регистрации малых предприятий. Несомненно, это приведёт к увеличению и без того непомерного "коррупционного" налога на бизнес. Противопоставить ему можно только повышение роли предпринимательских союзов и объединений, продолжение административной реформы и передачу общественным организациям предпринимателей части вопросов, связанных с регулированием деятельности субъектов малого бизнеса. Именно по такому пути развивается малое предпринимательство во всём цивилизованном мире.[15]
Таким образом, мы дали характеристику и выделили основную проблему субъектов малого и среднего предпринимательства.
Говоря о преградах в развитии малого бизнеса на территории Забайкальского края, отметим следующее. Интенсивное развитие субъектов малого предпринимательства Забайкальского края сдерживают следующие проблемы:
- ограниченный доступ субъектов малого предпринимательства к заемным ресурсам;
- территориальные диспропорции в уровне развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях края;
- дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки.
Причинами возникновения существующих проблем являются:
- недостаточное развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства;
- высокие затраты субъектов малого предпринимательства при привлечении кредитных ресурсов;
- низкая активность органов местного самоуправления по развитию малого и среднего предпринимательства;
- недостаточный уровень предпринимательских навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических, экономических знаний;
- низкий уровень самоорганизации малого бизнеса, слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность.
Кроме того, на процесс развития предпринимательской деятельности в регионе все большее влияние оказывают внешние факторы. Повышаются требования к конкурентоспособности, качеству продукции и услуг, производимых субъектами малого предпринимательства.
Актуальной является проблема возможных негативных последствий для малого бизнеса при интеграции в мировую экономику. Развитие малого бизнеса и переход его на качественно новый уровень в формировании валового регионального продукта края требуют существенного расширения возможностей для субъектов малого предпринимательства в вопросах обеспечения финансовыми ресурсами.
В соответствии с Законом Забайкальского края "О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы" развитие малого и среднего предпринимательства, содействие развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития края, что обусловлено высокой значимостью малого и среднего бизнеса в решении социальных и экономических задач. Исходя из этого положения, можно смело говорить, что вышеуказанные проблемы напрямую влияют на социально-экономическое развитие края.[16]
Активизация действий Правительства Забайкальского края в части поддержки малого предпринимательства является в настоящее время весьма актуальной, а нерешенность назревших проблем в этой области может оказать негативное влияние на дальнейшее развитие малого бизнеса в крае.
Таким образом, анализ факторов, влияющих на развитие предпринимательства, указывает, что существующие проблемы необходимо решать посредством согласованных действий самих субъектов предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края.
3.2 Способы преодоления проблем субъектов малого предпринимательства
В настоящее время, в условиях постиндустриального общества, с активным развитием смешанной экономики, в России на первый план выходит значимость малого предпринимательства. Это определенно сказывается на изменении не только экономической функции данной формы бизнеса, но и социальной. Сегодня практически невозможно представить процесс общественного воспроизводства без участия в нем малых и средних форм предпринимательства, что позволяет обеспечить успешное развитие и устойчивый рост эффективности производства. На сегодняшний день, малые и средние формы предпринимательства (МСП) являются одними из флагманов рыночной экономики. Стоит отметить, что в ведущих европейских странах около 60–70 % ВНП приходится на долю малого бизнеса, а в отдельных отраслях экономики достигает порядка 75–80 %.[17] Не удивительно, что в таких странах, как Франция и Германия, наблюдается активная поддержка деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ежегодно в России создается более 5 000 организаций, большинство из которых являются малыми формами предпринимательства. На высшем уровне постоянно анонсируются новые меры и виды поддержки, но не всегда это приводит к ощутимому результату. Так, программы по поддержке субъектов МСП в России значительно уступают по уровню и эффективности аналогичным европейским программам. Об этом наглядно свидетельствуют следующие данные Минэкономразвития России: доля сектора МСП в ВВП составляет около 19–21 %, в то время как в странах Европы на долю данного сектора приходится 50–60 % ВВП.[18]
Для того чтобы вновь созданное предприятие смогло выйти на рынок, закрепить на нем свои позиции и стать успешным, необходима помощь со стороны государства. Государственное стимулирование развития МСП заключается не только в финансировании, но также в поддержке на законодательном уровне, создании инфраструктуры, введении налоговых и кредитных льгот и других преференциях. Малые и средние формы бизнеса являются движителями национальной экономики страны. Это обусловлено тем, что в отличие от крупных компаний, международных компаний, именно сектор МСП обеспечивает инновационное развитие экономики и государства в целом. В то же время такой путь содержит много рисков и неожиданных поворотов. Недостаточно просто придумать инновационный продукт, его необходимо внедрить на существующий рынок или создать новую нишу. Все составляющие инновационного цикла требуют больших, для представителей малого бизнеса, ресурсных вложений. В таком случае поддержка со стороны на различных стадиях и уровнях процессов крайне необходима. [19]
Отметим, что государство может оказать помощь, включающую в себя следующие компоненты:
- Налоговые льготы и упрощения
- Создание особых экономических зон
- Создание и/или развитие инфраструктуры
- Предоставление льгот по кредитам
- Таможенные льготы для иностранных инвестиций
- Предоставление бюджетных инвестиций
- Предоставление субсидий из областного бюджета.
В свою очередь, поддержка государства на законодательном уровне подразумевает множество мероприятий, таких как:
- Совершенствование нормативно-правового регулирования для МСП
- Совершенствование налоговой политики и специальных режимов
- Снижение страховой нагрузки для малых предпринимателей
- Имущественная поддержка предпринимателей
- Привлечение представителей малого и среднего бизнеса к исполнению муниципальных и государственных заказов
- Защита прав предпринимателей
- Защита интеллектуальной собственности МСП