Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор (Факторы, влияющие на выбор профессии молодых людей и девушек).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 276
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Факторы, влияющие на выбор профессии молодых людей и девушек
1.2. Трудности и ошибки при выборе профессии
1.3. Основные принципы профконсультирования в школе
2.1. Организация и процедура исследования
2.2 Анализ результатов экспериментальных исследований
Глава 3. Рекомендации по профессиональному самоопределению личности
Введение
Актуальность. Многообразие и сложность задач формирования нового человека делают проблемы профессиональных качеств особенно актуальными для современной теории и практики психологической деятельности. Впрочем, сейчас стоит проблема формирования профессиональных качеств, как одна из важнейших в обучении будущих специалистов. Поэтому очень важно знать влияние особенностей личности на выбор профессиональной деятельности.
Выбор профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем. Основными факторами выбора профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей, способности, уровень подготовки, материальное стимулирование и престиж профессии, состояние здоровья и др. В настоящее время результаты опросов и индивидуальных бесед со старшеклассниками свидетельствуют о том, что большинство старшеклассников испытывают трудности при выборе будущей профессии.
Цель исследования: изучить влияние особенностей личности на выбор профессиональной деятельности.
Объект исследования: учащиеся 11 класса.
Предмет исследования: влияние особенностей личности на мотивацию выбора профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: особенности личности оказывают влияние на мотивацию профессиональной деятельности, а именно, существуют различия по уровню субъективного контроля, уровню самооценки личности и в мотивации достижения или избегания неудач между одиннадцатиклассниками двух групп: старшеклассники с проявлением внутренней мотивацией профессиональной деятельности, старшеклассники с внешней мотивацией профессиональной деятельности.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ по проблеме влияния особенностей личности на выбор профессиональной деятельности;
2. Изучить мотивы выбора профессиональной деятельности старшеклассников и особенности личности: уровень субъективного контроля, самооценка личности, мотивация достижения или избегания неудач.
3. Провести сравнительный анализ особенностей личности между старшеклассниками двух групп, сформированных в зависимости от мотивации выбора профессиональной деятельности.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы;
2. Анкетирование и тестирование
Практическая значимость. В работе раскрываются основы профессионального консультирования учащихся, как оно поможет им сформировать умения прогнозировать развитие выбранных профессий в ближайшей перспективе; найти личностные смыслы по отношению не только к привлекательным профессиям, но и к тем, которые приходится выбирать вопреки первоначальному желанию.
Структура работы включает введение, основную часть, заключение, библиографический список.
Глава 1. Теоретические основы по проблеме влияния личностных особенностей на выбор профессиональной деятельности
1.1. Факторы, влияющие на выбор профессии молодых людей и девушек
Факторов, влияющих на выбор нами профессии, очень много и они меняются в течение жизни. Но бывает так, что какой-то фактор приводит к тому, что человек недоволен своим выбором (например, родители настояли на своем), а иногда он же способствует успешной профессиональной самореализации: у человека все получается, он доволен собой и все им довольны.
К факторам выбора профессии можно также отнести следующие [25, с.116]:
- наличие опыта работы;
- внешняя привлекательность;
- связи (может быть, и не пошел бы в этот вуз, но – нашлись связи);
- высокая оплата труда после обучения (многие инженеры во время переходной экономики пошли в предпринимательство, в сферу услуг, в транспортный бизнес и т.п.);
- средства массовой информации;
- решение личных проблем (например, человек идет работать инженером, потому что с детства завидовал старшему брату-инженеру);
- личностные качества (например, демонстративность – для профессии актера) [12, с.54].
Данный перечень вполне возможно продолжать и далее. Традиционно факторы выбора профессии подразделяют на 2 группы: личные и биографические. Как и все в человеке, данные группы моментов взаимосвязаны между собой: между ними трудоемко провести строгую границу [19, с.65]. Тем не менее, к личным моментам относят:
- индивидные характеристики (физические возможности, здоровье, задатки);
- качества личности и черты нрава (ответственность, артистичность, коммуникабельность, интересы и др.);
- характеристики школьника как субъекта деятельности (успеваемость, опыт в исполнении некоторых трудовых операций, ассистирование в некоторых профессиях и др.);
- индивидульные специфики (творческая работа, персональные предпочтения в исполнении тех либо других заданий, личный стиль работы, хобби) [23, с.116].
К примеру, личные причины профессионального самоопределения некоего Василия Ф. могут быть описаны последующим образом.
Десятиклассник Василий Ф. занимается несколькими видами спорта и в каждом из них достигает явных успехов, выступает за школу по легкой атлетике, обладает авторитетом из числа друзей и ему симпатизируют учителя. Учится на «3» и «4» – и собственной успеваемостью доволен. Говорит: «Главное, чтобы не «2»!» [12, с.77]. Нередко не исполняет домашние задания. Особенно нелегко даются точные дисциплины, и еще те учебные предметы, в каких надо показывать усидчивость, сосредоточенность (русский язык). Чрезвычайно общителен, с легкостью устанавливает контакт с различными людьми. Находимся в зависимости от социального мнения: пару раз ходил драться «стенка на стенку» просто – за компанию. Предпочитает путешествовать с родителями. Нередко ходит на дискотеки с приятелями [18, с.188]. Кроме того предпочитает играть в компьютерные игры. Помимо спорта стабильных интересов нет. Один месяц подрабатывал посыльным в компании отца – не понравилось: необходимо рано вставать в каникулы. Думает, что будет поступать в ВУЗ, но не понимает, в какой. К занятиям по профориентации относится несерьезно: заявляет, что ему рано про это размышлять. Вредных привычек нет. Любимые учебные предметы: география, история и физкультура. Первые два, по его словам, – по следующим причинам любопытно повествуют, а третий – по следующим причинам все просто удается. Родители, учителя и одноклассники о Василии отзываются по-доброму, считают его неплохим человеком [9, с.177].
Вполне возможно сделать заключение о том, что личностно Василий не «дорос» в том числе и до уровня интересов. В следствии этого вполне возможно предсказывать у него трудности в осмыслении выбора профессии: быстрее всего, будет поступать учиться либо действовать туда, куда его уверят поступать или родители, или одноклассники, или учителя. Кроме того, вполне возможно предполагать проблемы в освоении профессии. Хотя есть и позитивные стороны: успехи в спортивных упражнениях заявляют об особом уровне становления волевых свойств, умении достигать цели «через не хочу», а его способность устанавливать контакт с людьми может помочь приспособиться в рабочем коллективе [22, с.338].
Уже на базе изначального анализа личных моментов вполне возможно посоветовать педагогу, работающему с Василием, больше привлекать его в анализ разных профессиограмм, дискуссия причин выбора профессии и – совместно с потрясающим управляющим и родителями, – отыскивать возможность исполнения Василием разовых умелых заданий. Что касается ограничений, тогда одно у нас есть возможность заявить точно: Василию трудно будет трудиться в тех профессиях, где потребуется уединение, усидчивость, долгая сосредоточенность.
Наконец, к личным моментам профессионального выбора (или профессиональной биографии) относят разноуровневые данные будущего работника, так либо иначе проявляющиеся в общественной жизни и имеющие отношение к исполнению профессиональных обязанностей.
К биографическим факторам профессиональной самореализации традиционно относят следующие (таблица 1) [9, с.109].
Приводим пример описания биографических причин выбора профессии. Родители Василия Ф. имеют высшее финансовое образование. Отец возглавляет компанию, занимающуюся выпуском рабочей одежды, а мать управляет проектным отделом в строительной конторе. Они рассчитывают, что сын поступит в Университет – или сам, на бюджетное отделение, или на коммерческой базе. Немало средств вкладывают в становление ребенка (он – единственный в семье): театры, заграничные путешествия, оздоровительные мероприятия и т.д. В детстве Василий большое количество времени проводил с бабушкой, которая не имела высшего образования и до пенсии трудилась медсестрой. Он чрезвычайно переживал ее уход из жизни. У Василия есть конкретные обязанности по дому, что он послушно исполняет. Дружит с несколькими ребятами – в основном, из класса [17, с.77].
Каждый год получает некие спортивные кубки на состязаниях различного уровня, в том числе и международного. На фоне данных успехов привык, что учителя закрывают глаза на какие-либо недостатки в учебе. Как уже рассказывалось раньше, имел опыт работы курьером в конторе отца.
Таблица 1
Биографические факторы выбора профессии
Содержание
Группа факторов |
|
Семейные |
профессиональная преемственность в семье, профессия членов семьи и близких, семейные легенды и мифы, так или иначе связанные с профессиональным миром, ожидания какого-либо из членов семьи, значимых для оптанта, и др. [20, с.155] |
Событийные |
расположение какого-либо предприятия рядом с домом, встреча с интересным человеком – представителем той или иной профессии, событие в жизни, имеющее отношение к той или иной профессии |
Факторы престижа |
В разные исторические периоды обществом выделяются те или иные профессии, которые становятся престижными. Профессия экономиста не была столь престижной в 70-е годы двадцатого века, как в девяностые годы [18, с.56]. |
Ближайшее окружение |
Некоторые делают свой профессиональный выбор под воздействием своих друзей, любимых учителей и знакомых. Этот фактор может оказать плохую услугу в тех случаях, когда отсутствуют личностные предпосылки для выбора профессии, есть определенные ограничения. |
Каждый из указанных факторов может сам по себе оказать влияние на выбор профессии. Окончательной классификации факторов, видимо, не существует: каждый из предложенных разрядов и указанных факторов может быть детализирован и разбит на несколько подфакторов [12, с.79]. Так или иначе, нам необходимо ориентироваться в них, чтобы организовать работу по их анализу для старшеклассников.
1.2. Трудности и ошибки при выборе профессии
В настоящее время результаты опросов и индивидуальных бесед со старшеклассниками свидетельствуют о том, что большинство старшеклассников испытывают трудности при выборе будущей профессии. Итак, какие же ошибки совершают старшеклассники в процессе профессионального самоопределения?
Первое, что следует отметить, — это недостаточная информированность о мире профессий, о её перспективах и востребованности специалистов в обществе. По данным исследований, учащиеся 9 класса могут в среднем назвать от 40 до 50 профессий, в то время как в мире их насчитывается более десяти тысяч. Кроме того, при выборе профессии многие учащиеся даже не задумываются о дальнейших возможностях трудоустройства [20, с.112].
Например, сейчас самыми популярными являются профессии экономиста и юриста, однако ввиду большого количества желающих работать по данным специальностям, сокращается число возможных рабочих мест [21, с.55].
2.Выбор профессии под влиянием друзей. Это, пожалуй, одна из самых распространенных ошибок у старшеклассников. Такое часто происходит, если подросток недостаточно уверен в себе и не готов взять на себя ответственность за свой выбор. Впоследствии избранная профессия может не отвечать способностям человека и вскоре это может привести к недовольству, разочарованию. Ведь профессии, которые подходят друзьям, могут не соответствовать нашим личностным особенностям, склонностям и интересам.
3.Увлечение внешней стороной профессии, что условно можно обозначить как поиск экстремальных ощущений. Очень часто учащихся привлекает лишь внешняя сторона профессии. В силу свойственной им эмоциональности, они выбирают на их взгляд особенные, яркие, необычные профессии: такие как следователь, археолог, актер, стюардесса и т. д. При этом они упускают из виду такие факторы как ненормированный рабочий день, психофизиологические показатели, большое количество работы с документацией и др. [25, с.227].