Файл: Управление оборотными средствами на предприятии (Актуальные проблемы анализа и управления оборотным капиталом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Вопросы управления оборотным капиталом

Подавляющее большинство работ в сфере экономики посвящено долгосрочным финансовым решениям, таким как структура капитала, политика дивидендных выплат, инвестиции и т. д. Однако такой аспект краткосрочной финансовой политики, как управление оборотным капиталом, является очень важным вопросом в области корпоративных финансов. В первую очередь, необходимо определить, что относится к термину оборотный капитал. Брейли, Майерс и Аллен определяют чистый оборотный капитал как «разницу между краткосрочными активами и обязательствами компании».

Краткосрочные активы состоят из счетов к получению, запасов, денежных средств и краткосрочных инвестиций, в то время как основные краткосрочные обязательства компании формируются за счет краткосрочных займов, кредиторской задолженности и прочих текущих обязательств компании. Управление чистым оборотным капиталом заслуживает пристального внимания по ряду причин. Для многих фирм инвестиции в оборотный капитал — их основные и наиболее значимые инвестиции. У большинства компаний, принадлежащих сектору малых и средних фирм, совокупные активы представлены по большей части именно текущими активами, а текущие обязательства являются важнейшим источником внешнего финансирования; это связано с финансовыми ограничениями, с которыми часто сталкиваются небольшие компании.

Компании — представители некоторых отраслей имеют в составе совокупных активов около половины текущих активов. Дело в том, что доля текущих активов компании во многом зависит от отрасли, в рамках которой фирма осуществляет свою деятельность. Так, средняя доля текущих активов в составе совокупных активов фирм — представителей телекоммуникационной отрасли находится на уровне выше 50 %, в то время как для индустрии железных дорог та же цифра составляет ниже 10 % (компании S&P Composite index).

Помимо того, что для ряда компаний управление оборотным капиталом является важным компонентом финансового менеджмента за счет его большой доли в совокупных активах, а вычитаемое в значении чистого рабочего капитала зачастую составляет ценный источник внешнего финансирования, значимость чистого оборотного капитала для всех компаний существенна, ввиду зависимости доходности компании от стратегии управления чистым рабочим капиталом. Компании имеют некоторый оптимальный уровень чистого оборотного капитала, который приводит к максимизации стоимости фирмы. Этот оптимальный уровень обусловлен нахождением баланса в объеме запасов, которыми располагает компания, длительности торгового кредита, предоставляемого покупателям, и в размере срока, в течение которого компания погашает обязательства перед поставщиками. Так, большие объемы запасов и достаточно свободная политика, касающаяся длительности предоставления торгового кредита покупателям, стимулируют рост продаж.


Покупатели имеют возможность оценить товар, прежде чем должны будут заплатить за него. Достаточные же объемы запасов позволяют избежать нехватки товара. Однако наряду с перечисленными преимуществами, присутствует и существенный минус — деньги компании «закрыты» в рабочем капитале. Что касается кредиторской задолженности, — этот вид краткосрочного кредита является одной из наиболее дешевых форм долга для компании, более того, здесь актуальна та же логика, что и в случае с дебиторской задолженностью.

Компания может до уплаты за товар понять, насколько он качественен. Тем не менее, в ряде случаев стоимость приобретаемых средств может оказаться завышенной, так как с предоставлением торгового кредита теряется возможность покупки сырья и материалов со скидкой. Исследованию влияния размера оборотного капитала на прибыльность компании посвящен ряд работ, в которых доказывается, что размер инвестиций в оборотный капитал отрицательно коррелирует с прибыльностью компании. Это означает, то менеджмент может увеличить стоимость компании за счет сокращения размера оборотного капитала.

Авторы пришли к данному выводу, анализируя компании разных стран: Саудовской Аравии, Бельгии, США на протяженных временных отрезках. В качестве показателя объема инвестиций в оборотный капитал авторы использовали цикл конверсии наличности, измеряемый в днях. Чем большее количество дней составляет цикл, тем больше были инвестиции в оборотный капитал. Элджелли и Абузар проводили анализ, исследуя зависимость прибыльности компании от уровня ее ликвидности.

При этом ликвидность выражалась именно показателем уровня инвестиций в оборотный капитал. Таким образом, формируется вывод, что уровень чистого рабочего капитала определяет соотношение между ликвидностью и прибыльностью фирмы. Следовательно, оптимальный уровень текущих активов соответствует максимизации прибыльности при сохранении достаточного уровня ликвидности.

Очень важно понимать, что слишком малый объем текущих активов приводит к сложностям в осуществлении текущей операционной деятельности, к риску банкротства и неспособности компании погасить текущие обязательства.

Цель каждой фирмы, согласно базовому определению, состоит в максимизации прибыли. Это дает возможность понять, почему каждая компания должна быть заинтересована в сокращении уровня чистого оборотного капитала, насколько это возможно, при сохранении приемлемого уровня ликвидности. Разумный баланс между упомянутыми целями обеспечивает рост стоимости компании.


На фоне столь большой значимости роли оборотного капитала в деятельности компании, высокую актуальность приобретает вопрос определения факторов, оказывающих влияние на размер чистого оборотного капитала, а также встает вопрос характеристики их влияния. В научной литературе тема выявления детерминант уровня инвестиций компаний в текущие активы уже достаточно глубоко разработана и разнообразна методологически, однако большая часть исследований посвящена развитым странам, а в российских реалиях исследованность вопроса вообще крайне низка.

В заключение важно отметить, что выявление факторов, от которых зависит размер чистого оборотного капитала фирм, и характера влияния данных факторов на объем чистого рабочего капитала в компаниях развивающихся стран, включая Россию, где освещенность вопроса близка к нулю, является крайне актуальным вопросом на сегодняшний день.

Это связано с большой значимостью чистого оборотного капитала в рамках деятельности компаний и с недостатком эмпирических исследований, посвященных данной теме, которая является важным вопросом не только для ученых-теоретиков, но и для заинтересованных лиц в компаниях — акционеров, менеджеров и инвесторов. Именно поэтому данная область предоставляет большой простор для дальнейших исследований.

Глава 2 . Управление оборотным капиталом промышленного предприятия

2.1 Основные аспекты политики управления оборотным капиталом промышленного предприятия

В нестабильных экономических условиях, задачи повышения эффективности использования оборотного капитала промышленного предприятия выдвигают необходимость обоснования и использования экономических методов управления им. Уровень обеспеченности оборотным капиталом, его рациональное использование оказывает прямое влияние на эффективность деятельности промышленных предприятий, укрепление их финансового состояния[7].


Различным аспектам управления оборотным капиталом промышленных предприятий посвящены работы М. И. Баканова, И. Т. Балабанова, И. А. Бланк, А. Г. Грязновой, О. В. Ефимовой, Т. А. Караевой, В. Мешалкина, Л. Н. Павловой, Г. Б. Поляка, В. М. Родионовой, Г. В. Савицкой, Р. С. Сайфулина, Е. С. Стояновой, М. А. Федотовой и других. Данные авторы анализировали различные аспекты управления оборотным капиталом. Разработка и анализ многочисленных моделей управления оборотным капиталом компании привели к противоречиям.

Данная область финансового менеджмента была изучена многосторонне, но это превратилось во фрагментированную область знания, характеризующуюся отсутствием единого понимания актуальных исследовательских задач[8].

Оборотный капитал и управление этими средствами важны, прежде всего, с позиции обеспечения непрерывности и эффективности текущей деятельности любой организации. Для промышленного предприятия основным условием для осуществления финансово-хозяйственной деятельности является наличие оборотного капитала.

На рис. 1 представлена финансовая модель деятельности предприятия и роль оборотного капитала в этой модели. Капитал организации формируется из собственного и заемного. Он вкладывается во внеоборотные активы, в том числе основные средства и оборотные активы, а если возникают излишки (свободные средства), то организация может преобразовать их через производство в дополнительную готовую продукцию или услуги или в ценные бумаги, купив их на фондовом рынке, и таким образом получить дополнительную финансовую выручку или доход.

Рис. 1. Роль и место оборотных активов в финансовой модели функционирования промышленного предприятия

Под управлением оборотным капиталом промышленного предприятия понимается изменение величины и структуры оборотного капитала в соответствии с определёнными целями. Эффективность управления оборотным капиталом определяется рядом факторов: объемом и составом текущих активов, их ликвидностью, соотношением собственных и заемных источников покрытия текущих активов, величиной чистого оборотного капитала, соотношением постоянного и переменного капитала и другими взаимосвязанными факторами. Политика управления оборотными активами предприятия представляет собой систему обоснованных мероприятий, направленных на изменение величины и структуры его оборотных активов[9].


Данная политика является частью разрабатываемой корпоративной финансовой политики, и ориентирована на формирование необходимого объема и состава оборотных активов, рационализацию и оптимизацию структуры источников их финансирования. Основной целью политики управления оборотным капиталом является обеспечение баланса между рентабельностью и ликвидностью промышленного предприятия. Решение о политике управления оборотным капиталом промышленного предприятия вырабатывается совместно руководителями подразделений (финансовым директором, коммерческим директором, директором по производству и т. д.) и утверждается генеральным директором.

От того, какая политика будет реализовываться по каждой из категорий активов (запасы, дебиторская задолженность, денежные средства), будут зависеть сроки и объемы продукции, предоставляемой в рассрочку, размер минимально допустимого остатка запасов и т. д. Политика управления оборотным капиталом носит целевой характер, т. е. предусматривает постановку и достижение определённых целей промышленного предприятия[10]. Целевые параметры предприятия становятся мощным средством повышения эффективности использования оборотного капитала в долгосрочной перспективе, координации и контроля, а также базой для принятия управленческих решений на всех стадиях хозяйственного процесса[11].

Разработка и реализация политики управления оборотным капиталом промышленного предприятия предполагает последовательное выполнение следующих этапов. Проведение анализа оборотного капитала промышленного предприятия (динамики и структуры оборотного капитала, показателей эффективности его использования и выявление факторов, повлиявших на его изменение, а также анализ основных источников финансирования оборотных активов). Выбор политики формирования оборотного капитала промышленного предприятия, к которой относятся консервативная, умеренная и компромиссная политики управления оборотным капиталом. Оптимизация объема оборотного капитал по критериям обеспечения приемлемого уровня ликвидности и рентабельности промышленного предприятия.

Обеспечение и подержание необходимого уровня ликвидности и рентабельности оборотного капитала промышленного предприятия. Формирование условий для минимизации потерь при использовании оборотного капитала в процессе его использования. Обеспечение оптимизации структуры источников финансирования оборотного капитала.