Файл: налоговая система российской федерации и проблемы её совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Система налогов в России — это основа для выполнения государством своих функций и главный источник доходов федерального, региональных и местных бюджетов.

Каждая страна самостоятельно строит свою налоговую систему, но при этом возможно применение налоговых схем, наработанных в других странах. При этом слепое копирование чужих систем, пусть даже эффективных для других, не может являться гарантом построения гармоничной налоговой системы страны.

Обязательно нужно учитывать специфику исторического и социального развития страны, менталитет населения, политическую и экономическую обстановку в стране. Только продуманная налоговая система способна обеспечит эффективное функционирование народного хозяйства и государства в целом.

С помощью налогов можно стимулировать либо сдерживать деловую активность, тем самым влияя на развития различных сфер предпринимательской деятельности. Система налогообложения может повысить конкурентоспособность предприятия на рынке проведением протекционистской политики. Налоги являются инструментом воздействия на структуру общественного воспроизводства посредством создания условий для ускоренного накопления капитала в перспективных и важных отраслях. Система налогового регулирования воздействует на все стадии производства и на стадии потребления, затрагивая при этом помимо финансовой также социальную и экологическую сферы.

Таким образом, актуальность темы данной работы заключается в том, от эффективного функционирования налоговой системы зависит собираемость налогов в бюджеты всех уровней, степень уклонения или сокрытия доходов и имущества.

Целью работы является исследование налоговой системы России на современном этапе.

В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать этапы становления налоговой системы в России;
  • исследовать общую характеристику налоговой системы России на современном этапе;
  • рассмотреть сущность налогов и их основные функции;
  • исследовать показатели собираемости налогов в России;
  • исследовать проблемы и перспективы налоговой системы России на современном этапе.

Объектом исследования является налоговая система России.

Предметом исследования является современное состояние налоговой системы России, ее проблемы и перспективы дальнейшего развития.


Глава 1. Исторические предпосылки функционирования налоговой системы РФ

    1. Развитие налогообложения в России

Становление финансовой системы Древней Руси, включающий и налоговую системы, выпало на IX век. Случилось это в связи с крещением Руси в 988 году, когда происходило объединение древнерусских земель.

В княжескую пору основной формой поборов была Дань. Подать, как тогда ее называли, была своего рода прямым налогом, взимаемым с граждан. Как бы странно это не звучало, но единицей налогообложения был «дым». Именно он определял количество печей и труб в каждом из домов. Дань могла оплачиваться в натуральной или в денежной форме. Взимание дани происходило двумя различными способами: повозом или полюдьем. Система, когда дань привозилась великому князю, называлась повозом. Под полюдьем же понимался приезд князя или его дружины из Киева на места за данью.[1]

Во времена Золотой орды было великое множество налогов, таких как «выход», то есть плата русский князей Золотой орде; «мыт», «тамка» - торговые сборы; «корм» - взносы на содержание монгольских послов и многие другие.

Основным поступлением в казну Золотой орды был «выход». Данный налог взимался исключительно с мужского пола и со скота.

Кардинальная реформация как таковой налоговой системы произошла после свержения татаро-монгольского ига во времена правления Ивана III. Он отменил уплату «выхода». Становление финансовой системы Руси началось с нуля. Тогда налоговая система состояла из двух групп налогов – прямые и косвенные.

Помимо этого, в это время была введена стрелецкая подать на создание регулярной армии полоняничные деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и мирных жителей, угнанных в полон.

Преимущественно в денежной форме налоги стали изыматься со второй половины XVI в. Во время войны были введены новые налоги – на покупку огнестрельного оружия, на изготовления пороха и на другие нужды армии.

При Иване Грозном был установлен сбор четвертовых денег. Это была подать с граждан для содержания должностных лиц. Были созданы так называемые чети, то есть учреждения, которые собирали разного рода подати.

Позже система содержания власти была отменена, упразднена их власть.

В период царствования первого их Романовых – Михаила Федоровича – подать основывалась на писцовых книгах. Тяглом тогда определялись все прямые налоги. Однако были некоторые исключения при взимании «тягла». Например, гражданские служащие по назначению правительства и военнослужащие были освобождены от «тягла».


В царствование Алексея Михайловича (1629 - 1676) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган - Счетная Палата.[2]

Особую значимость следует отдать Петровским реформам в области налогообложения. Отделение церкви, как особого института общества, бурное развитие промышленности, государство как светское общество, - все это повлияло на становление абсолютно новой налоговой системы, а, следовательно, появлению новых налогов. Например, гербовой сбор, налоги с постоялых дворов, с церковных верований и др.

К концу XVIII века ужесточается контроль над государственными органами. Так, проводились ревизии государственных доходов.

В эпоху Петра I налоги могли взиматься через откупщиков. Также были введены некоторые коррективы со взимания подушной подати. Подать взималась независимо от размера доходов или имущества, а объектом налогообложения был не двор, а «душа».

Также в этот период возрастает важность косвенных налогов, их доля в государственной казне составляла чуть меньше 50%. Позднее происходят налоговые преобразования, введенные М. М. Сперанским, некоторые из которых актуальны и по сей день.

В период правления Николая II особая важность отводилась прямым налогам. В то же время подушная подать заменилась на налог с городских строений, вводились налоги за пользование крестьянами землей. В связи с развитием экономики появились сборы с аукционных продаж, налоги на право торговой деятельности и т.д.

Приемники Петра I привели финансовую систему страны в расстройство. Последователи великого императора не различали свои доходы и казенные, не предпринимали никаких действий против монополии в торговле, вели расточительный образ жизни.

Во времена правления Екатерины II система управления финансами была несколько упорядочена. В 1755 г. Были внесены существенные изменения в налогообложении купечества. Екатерина II разделяла всех купцов по трем гильдиям в зависимости от их имущественного положения. Купцы, имевшие в своем капитале 500 руб., попадали в третью гильдию[3]. Если же они имели менее 500 руб., купцами их не признавали. Их считали мещанами и накладывали обязательство выплачивать подушную подать.

Если купец имел от 1 тыс. руб. до 10 тыс. руб., он считался купцом, состоявшим во второй гильдии. С капиталом свыше 10 тыс. руб. купцы попади в первую гильдию, соответственно.

Налогом облагался капитал в размере 1% от суммы. Однако стоит отметить, что данные о своем капитале каждый купец предоставлял самостоятельно. Никаких проверок не велось.


С каждым годом налоговая ставка росла и к концу царствования Александра I составляла уже 2,5% для купцов третьей гильдии и 4% для купцов первой гильдии.

Также Екатерина II дала указ о создании экспедиции о государственных доходах. В дальнейшем данная экспедиция была разделена на 4 обособленные. Одна из которых заведовала доходами государства, вторая – расходами, третья – ревизией счетов, а четвертая – взысканием недоимок.

 В начале XIX века политические события в Европе, война с Наполеоном требовали постоянного напряжения всех ресурсов России, в том числе финансовых. В 1809 г. расходы государственного бюджета в два раза превышали доходы. В это время была разработана программа финансовых преобразований — «план финансов», связанная с именем крупного государственного деятеля М.М. Сперанского (1772—1839). Программа предлагала проведение ряда неотложных мер по упорядочению доходов и расходов.[4] План М.М. Сперанского был во многом основан на увеличении налогов в два и даже в три раза. Эти и другие меры позволили в течение 1810—1812 гг. удвоить доходную часть государственного бюджета. Одновременно производилось сокращение государственных расходов. 

После революции 1917 года начинается новая эра экономики страны. Одно из первых изменений в суть налогообложения послереволюционного периода стало Принятие Декрета Совета Народных Комиссаров «О взимании прямых налогов». Данный налог устанавливал взимание платы на прирост прибыли с торговых и промышленных предприятий, а также доходов от личных промыслов. Тогдашняя жесткая система контроля предусматривала наказание за уклонение от уплаты налогов от штрафа и до расстрела.

Основным источником дохода в государственную казну стала эмиссия бумажных денег, то есть принудительное взимание денег с граждан.

Так называемая новая экономическая политика, началом становления которой считается 1921 год, ввела коррективы в функционирования прошлой экономической системы. Так, была разрешена частная торговля, произвелась замена натуральной заработной платы на денежную, осуществилась замена продразверстки продналогом.

Помимо этого, были введены новые налоги, такие как налог на сверхприбыль, сельскохозяйственный налог, подоходно-поимущественный налог и др.

В 1930 гг. была проведена крупная реформа в налоговом законодательстве Советского Союза. Упразднение акцизов, а также унификация налоговых платежей предприятия уменьшили значимость налоговых платежей для бюджета страны.


В военный период денег на содержание армии катастрофически не хватало, поэтому государству пришлось вводить такие странных налоги, как налог с холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Делалось это, в первую очередь, для того, чтобы хоть как-то помочь матерям-одиночкам.

В послевоенное время особую значимость для бюджета страны приобретают неналоговые поступления, которые в 1954 г. Составляли около 40% доходов[5].

К концу 80-х годов была разрешена индивидуальная трудовая деятельность, которая стала толчком для взимания патента на право заниматься трудовой индивидуальной деятельностью.

    1. Современная система налогообложения в России

Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году. В это время проводится широкомасштабная налоговая реформа. Принимаются Законы 27 декабря 1991 года: «Об основах налоговой системы в РФ»; «О налоге на прибыль»; «О налоге на добавленную стоимость»; «О подоходном налоге на физических лиц». Эти законодательные акты - фундамент налоговой системы России.

Правовой и законодательной базой в Российской Федерации является Налоговый Кодекс, первая часть которого была утверждена в 1998 году, вторая – в 2000 г. Этот документ определил основные положения, касаемые налогообложения в стране.

Необходимо также сказать об органах, осуществляющих контроль за налогообложением в РФ. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая позже была переформирована в Государственную налоговую службу. К концу XX века начало функционировать Министерство по налогам и сборам. В 2004 году данное Министерство было расформировано и его функции теперь выполнялись Министерством Финансов РФ. Также с 2004 году начала функционировать Федеральная налоговая служба, которая активно ведет свою детальность и по сей день.[6]

Налоговую систему России можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в РФ, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Все налоги в нашей стране делятся на прямые и косвенные. К прямым относятся налоги, которые взимаются с дохода или имущества физических и юридических лиц. Косвенные же налоги представляют собой надбавку к цене товара или услуги. В настоящий момент в нашей стране предусмотрено лишь два косвенных налога – налог на добавленную стоимость и акцизы.