Файл: налоговая система российской федерации и проблемы её совершенствования.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Исторические предпосылки функционирования налоговой системы РФ
Глава 2. Теоретические аспекты налогов и их функции
2.1. Экономическая сущность налогов
Глава 3. Анализ налоговой системы России на современном этапе
3.1. Показатели собираемости налогов в России
3.2. Проблемы действующей системы налогов в России и возможные пути их решения
Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, прежде всего, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.
В структуру налоговой системы России включены:
- все налоги и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
- субъекты обложения налогами и сборами;
- нормативно-правовая основа;
- государственные органы власти в области налогообложения и финансов.
Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.[7]
К субъектам налогообложения относятся граждане и юридические лица, а также налоговые агенты. Последними являются посредниками между непосредственными налогоплательщиками и получателями налоговых сборов.
К системе налоговых органов РФ относятся:
- Министерство финансов РФ .
- Федеральная налоговая служба РФ.
Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.
Главными функциями ФНС РФ являются:
- учет плательщиков налогов и сборов;
- контроль за выполнением требований налогового законодательства;
- надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.
ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов.
В ее состав входят:
- Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
- Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.
Таким образом, главным налоговым органов власти с 2004 года в России является Федеральная налоговая служба России. Структура налоговой системы представляет набор ее составляющих элементов, к которым относятся налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Местный и региональный уровень налогового законодательства не должен противоречить НК РФ и Конституции.
Глава 2. Теоретические аспекты налогов и их функции
2.1. Экономическая сущность налогов
Определение места каждого налога в финансовой системе способствует точному установлению механизма его ведения, определению уровней бюджета, куда он зачисляется, перечня налогоплательщиков и объектов, с которых взимается данный платеж. Путем разделения налогов на различные виды налоги объединяются в группы, что позволяет определить их юридическую сущность. Точное определение вида налога помогает правильно распределить налоговую компетенцию Российской Федерации и ее субъектов. В правоприменительной практике разделение налогов на категории играет особую роль, так как это оказывает влияние на объем налоговых обязательств каждого налогоплательщика.
Выявлению сущности налога способствует их классификация, проведенная по установленным критериям.[8]
В зависимости от плательщика различают:
- налоги с организаций — обязательные платежи, взыскиваемые только с организаций, например налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и другие (субъектами налогового права выступают организации, а не юридические лица, все организации относятся к налогоплательщикам вне зависимости от наличия у них статуса юридического лица);
- налоги с физических лиц — обязательные платежи, взимаемые с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц);
- единые налоги для физических лиц и организаций — обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков вне зависимости от их организационно-правового статуса. Наличие данной категории налогов обусловлено тем, что основным принципом их взимания является наличие собственности (например, земельный налог).
Федеративный тип государственного устройства определил трехуровневую систему налогообложения:
- Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся[9]:
- НДФЛ;
- налог на прибыль организаций;
- НДС;
- акцизы;
- водный налог;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- госпошлина.
В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).
Утверждаются Налоговым кодексом РФ и региональные доходы, однако некоторые права субъекты все же имеют. Например, регионы могут изменить размер налоговой ставки при условии, что она не превзойдет размера, установленного НК РФ .
Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- торговый сбор.
Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения.
Рассмотрим некоторые классификации налогов.
В зависимости от характера использования налоги делятся на:
- налоги общего значения - налоги, используемые на общие цели, без конкретизации затрат, на которые они могут быть направлены. К данной категории налогов относится большинство налогов, взимаемых на территории Российской Федерации;
- целевые налоги - налоги, зачисляемые в целевые внебюджетные фонды и предназначенные для финансирования конкретных мероприятий (например, земельный налог).
В зависимости от периодичности взимания:
- разовые налоги — налоги, уплачиваемые единожды за определенный период при совершении конкретных действий (например, единый налог на вмененный доход);
- регулярные налоги — налоги, взимаемые через определенные промежутки времени и в течение всего периода деятельности или владения плательщика (налог на имущество организаций, налог на доходы физических лиц).
Здесь перечислены не все критерии классификации налогов, но именно они являются основными для юридической характеристики действующих в Российской Федерации.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации налогоплательщик обязан платить лишь законодательно установленные налоги[10]. Закон должен содержать полный набор сведений о каждом налоге, позволяющий определить:
- обязанное лицо, размер платежа и порядок его исполнения;
- границы требований государства в отношении имущества налогоплательщика.
Иными словами, закон должен содержать полную характеристику налога и порядок его взимания.
В случае если в законе данные о налоге являются неполными, неточными или двусмысленными – это может привести к возможности уклонения от уплаты данного налога налогоплательщиком или к нарушению со стороны налоговых органов. В случае отсутствия в законе необходимых сведений налогоплательщик имеет право уплачивать налог удобным для себя способом либо не уплачивать вовсе.
Согласно статье 7 Налогового Кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие его элементы:
- налогоплательщик;
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговая ставка;
- налоговый период;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
Органы местного самоуправления устанавливая региональные налоги закрепляют в нормативно-правовых актах обязательные элементы налогообложения:
- налоговая ставка, устанавливаемся в определенных пределах;
- порядок и сроки уплаты налога;
- форма отчетности по налогу;
- налоговые льготы.
Таким образом, нами были рассмотрены основные аспекты налогообложения в России, определены основные виды налогов.
2.2. Функции налогов
Роль налогов находит отражение в их функциях – основных направлениях влияния налогов на развитие государства и общества. Функции налогов демонстрируют пути реализации общественного назначения налогов как инструмента распределения государственных доходов.
Налоги применяются государством как способ прямого воздействия на бюджетные отношения и опосредованного на производителей через систему льгот и санкций. С помощью применения налогообложения достигается относительное равновесие потребностей и ресурсов, обеспечивается рациональное использование природных богатств. Таким образом, посредством системы налогов государство решает экономические, социальные, экологические и другие проблемы общества.
Функции налогов являются производными от функций финансов, выполняя те же задачи, но в более узких рамках. Они связаны с действием налогового законодательства, практической реализацией его регулятивных свойств, а также с его ролью в правовой системе государства.
Функции налогов являются производными от функции финансов и выполняют те же задачи, но в более узких рамках. Они связаны с действием налогового права и практической реализацией его регулятивных свойств, а также с его местом в правовой системе государства. Функции налогов раскрывают их экономическую сущность и историческую роль в развитии каждой страны.
Статья 57 Конституции РФ закрепляет принцип законности установления налогов. Налоговой кодекс РФ развивает это положение, устанавливая, что каждый налог должен иметь перечень необходимых элементов. Таким образом, налог становится правовой категорией и правовым регулятором. Однако не следует забывать, что в основе налога лежат общественно экономические отношения. Функции налогов отражают многообразие форм финансового и правового воздействия на общественные отношения. В связи с этим каждая функция налогов является экономико-правовой категорией.
Функции налогов разнообразны, но каждой из них присуще то, что они характеризуют направление необходимого воздействия налогового права, без которого общество не может обойтись на данном этапе своего исторического развития.
Функции налогов не только отражают влияние правовых механизмов на сферу финансов, но и воздействуют на упорядочение и регулирование налоговых отношений. Важными признаками функций налогов являются их стабильность, непрерывность и длительность их воздействия. Они являются постоянными, что, однако, не исключает их изменение в зависимости от потребностей государства.
Функции налогов отображают существенные черты правовых механизмов налогообложения и направлены на решение конкретных задач, стоящих перед государством на данном этапе его развития. В условиях рыночной экономики в Российской Федерации налоговое право выступает инструментом пополнения государственной казны, осуществляя при этом регулирование экономики.
Налоги выполняют четыре основные функции, каждая из которых реализует их практическое назначение.
Фискальная функция налогов заключается в перераспределении части финансовых ресурсов населения в пользу государства. Она проявляется через формирование доходов бюджетов путем аккумулирования денежных средств. Направлениями расходования данных средств являются административно-управленческие расходы, социальные услуги, хозяйственные нужды, обеспечение внешней политики и безопасности, платежи по государственному долгу.
Перераспределение средств при помощи фискальной функции должно обеспечить реализацию государственных программ, не нарушив при этом нормальный процесс воспроизводства. Фискальная функция позволяет перераспределить часть валового внутреннего продукта в территориальном и отраслевом срезах.
Социальная функция налогов обеспечивается системой мероприятий, направленных на вмешательство государства в процесс экономического и социального развития общества путем неравного налогообложения разных сумм доходов. С помощью данной функции происходит перераспределение доходов между различными категориями населения. Примерами реализации данной функции является прогрессивная шкала налогообложения прибыли, налоговые скидки и акцизы на предметы роскоши.
Регулирующая функция налогов находит свое отражение в системе специальных мероприятий в сфере налогообложения, направленных на вмешательство государства в экономические процессы общества. Данная функция предполагает воздействие налогов на различные стороны развития общества, такие как: распределение и перераспределение национального дохода, научно-технический прогресс, спрос и предложение, объем доходов и сбережений населения.