Файл: налоговая система российской федерации и проблемы её совершенствования.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Исторические предпосылки функционирования налоговой системы РФ
Глава 2. Теоретические аспекты налогов и их функции
2.1. Экономическая сущность налогов
Глава 3. Анализ налоговой системы России на современном этапе
3.1. Показатели собираемости налогов в России
3.2. Проблемы действующей системы налогов в России и возможные пути их решения
Контрольная функция налогов дает возможность государству отслеживать своевременность и полноту внесения в бюджет налоговых поступлений, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах. С помощью этой функции определяется необходимость реформирования системы налогообложения и бюджетной политики государства.
Глава 3. Анализ налоговой системы России на современном этапе
3.1. Показатели собираемости налогов в России
По итогам 2017 года при снижении макроэкономических показателей ФНС России, не увеличивая налоговую и административную нагрузку, обеспечила рост налоговых поступлений во все уровни бюджета.
В консолидированный бюджет страны по итогам 2017 года поступило 14,5 трлн. рублей, что на 5% больше, чем за 2016 год. В федеральный бюджет, поступления выросли на 1% и составили 6,9 трлн. рублей.
Рост поступлений в федеральный бюджет обеспечили:[11]
- НДС - поступило 2,7 трлн. рублей, что на 8% больше;
- акцизов - 1,3 трлн. рублей, рост на 27,6%;
- НДФЛ – более 3 трлн. рублей, рост на 7,5 %;
- налог на прибыль - 2,8 трлн. рублей, что на 6,6% больше.
Более чем на 5% выросли поступления налогов на имущество в консолидированные бюджеты Российской Федерации за 2017 год, составив 1,1 трлн. рублей.
Наибольшая динамика поступлений в сравнении с 2016 годом отмечена по налогу на имущество организаций – 764,5 млрд. рублей (рост на 7,3%), по транспортному налогу физических лиц – 109,1 млрд. рублей (рост на 7%), по налогу на имущество физических лиц – 36 млрд. рублей (рост на 19,1%).
Кроме того, с 2017 года Налоговая служба отказалась от «дублирования» направления налоговых уведомлений по почте почти 8 млн. физическим лицам. Благодаря этому удалось сократить почтовые расходы налоговых органов на 843 млн. рублей, притом что общий объем налоговых поступлений от физических лиц вырос на 2,5 %, составив 181 млрд. рублей.
Также в 2017 году была качественно модернизирована работа налоговых органов по администрированию имущественных налогов. Внедрены автоматизированные системы для централизованного расчета более 109 млн. налоговых обязательств, что позволило объединить в одном налоговом уведомлении начисления по всем объектам имущества физического лица независимо от их места нахождения в пределах страны.
Среди факторов, которые повлияли на общий объем поступления имущественных налогов в 2017 году, отмечены:
- переход к исчислению налогов исходя из кадастровой стоимости объектов капитального строительства (по 28 регионам в части налога на имущество физических лиц и по 48 регионам в части налога на имущество организаций);
- перенос предельного срока уплаты налогов физических лиц на 1 декабря 2017 года, а также принятие в девяти регионах законов о переносе на 1 мая 2018 года срока начала начисления пеней по налогу на имущество физических лиц за 2016 год;
- отмена обязанности по уплате авансов по земельному налогу для индивидуальных предпринимателей, исключение из числа налогооблагаемых объектов общего имущества в составе многоквартирных домов, изменения на региональном и местном уровнях налоговых ставок и налоговых льгот.
Поступления основных налоговых доходов в федеральный бюджет России в 2015-2017 гг. в % к ВВП представлены в таблице 1.
Таблица 1. «Поступления основных налоговых доходов в федеральный бюджет России»[12]
Налоги |
в % к ВВП |
Абс. откл., 2017-2015 |
||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
||
НДПИ |
3,7 |
3,9 |
3,4 |
-0,3 |
НДС |
5 |
5,2 |
5,5 |
0,5 |
Налог на прибыль |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
0,1 |
Акцизы |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
0,1 |
Прочие налоги |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
0 |
Таким образом, за анализируемый период произошли следующие изменения:
- доля НДПИ уменьшилась на 0,3%;
- доля НДС увеличилась на 0,5%;
- доля налога на прибыль вырос на 0,1%;
- доля акцизов выросли на 0,1%;
- доля прочих налогов не изменилась.
Работа Налоговой службы за последние несколько лет – это полномасштабная реформа. Сегодня ФНС России наработаны передовые технологии: и административные, и информационные, и технологические.
Так автоматизация процессов администрирования дала возможность контрольному блоку Службы сконцентрировать внимание на зонах максимального риска, снизив давление на добросовестных налогоплательщиков. Так, число выездных налоговых проверок в 2017 году снизилось на 15%, в результате в бюджет взыскано 173 млрд. рублей, или на 21% больше, чем в 2016 году. Кроме того, около 26 млрд. рублей поступило дополнительно в бюджет без проведения налоговых проверок в результате аналитической работы налоговых органов.
Эффективная совместная работа контрольного и юридического блоков позволила показать высокие результаты при защите интересов бюджета в судах. Количество судебных споров с бизнесом снизилось в 2017 году в три раза. Сегодня судами в пользу бюджета рассматривается 82% сумм требований.
Высокая динамика налоговых поступлений - это кумулятивный эффект налогового администрирования и принятия законодательных решений.
В июле 2017 года принят закон о поэтапном переходе по всей стране на новую технологию применения ККТ. С 1 февраля 2018 года бизнес начал применять новые кассы, и уже сегодня можно говорить о первых результатах реформы:
- более 100 тыс. кассовых аппаратов работают в соответствии с новыми требованиями;
- в системе зафиксировано уже более 220 млн. расчётов на сумму более 110 млрд. рублей
- ежедневно в АСК ККТ регистрируется около 5 тыс. касс.
Также в 2017 году принят закон, который внес комплексные изменения против злоупотреблений процедурами банкротства для неуплаты налогов. Ликвидирована практика приоритетной очередности операционных производственных расходов банкротов перед налогами. По итогам 2017 года банкротами уплачено в бюджет 64 млрд. рублей, что в 2,3 раза больше, чем в 2016 году. В рамках заключенных мировых соглашений в бюджет поступило почти 1,2 млрд. рублей, что в четыре раза больше, чем 2016 году.
Всего в 2017 году в рамках принудительного взыскания в бюджеты всех уровней поступило почти 770 млрд. рублей – на 14% больше 2016 года.
Одним из важных результатов работы стало усиление контроля за фиктивной миграцией компаний. За 2017 год межрегиональная миграция сократилась в 3,5 раза, а задолженность таких организаций на момент перерегистрации снизилась более чем в два раза к уровню 2016 года.
Наряду с законодательными нововведениями используемые Службой современные технологии формируют прозрачную налоговую среду и условия для самостоятельного исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов. Так, применение АСК НДС - 2 позволило почти в восемь раз снизить количество заявлений на возмещение НДС высокорисковыми организациями.
Вместе с тем в 2,5 раза (с 1,8 млн. в 2011 года до 700 тысяч в 2017 году) сократилось количество фирм-однодневок, которые используются для уклонения от уплаты НДС. Также сокращению способствовала масштабная работа по чистке ЕГРЮЛ. В 2017 году 650 тысяч юридических лиц, имеющих признаки фиктивных компаний, исключены из Реестра, что в 3,5 раза больше чем в 2016 году.
Кроме того, с 1 февраля 2018 года стартовал эксперимент по маркировке лекарств контрольными знаками, а также напомнил о результатах проекта по маркировке товаров из натурального меха. За время реализации проекта легальный ввод меховых изделий в оборот вырос на 57%. Розничная продажа в пять раз превысила показатели маркетинговых исследований по обороту за весь 2016 год.
C января 2018 года Налоговая служба приступила к администрированию иностранных интернет – компаний, и сегодня 67 компаний уже поставлены на учет в налоговый орган.
С 1 января 2018 года администрирование страховых взносов, поступающих в бюджеты государственных внебюджетных фондов, осуществляет Налоговая служба. По итогам первых двух месяцев поступления страховых взносов составили 692 млрд. рублей, что на 2% больше января-февраля 2017 года.
Качественное администрирование страховых взносов – одна из приоритетных задач, стоящих перед ФНС России в 2018 году.
Также среди основных задач на 2018 год глава ФНС России назвал исполнение доходов бюджетов всех уровней, повышение эффективности контрольной работы, снижение задолженности и дальнейшее развитие электронных сервисов.
Таким образом, не смотря на проявление кризисных явлений в экономике, показатели собираемости налогов за 2017 год показатели положительную динамику роста. Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов бюджета занимают такие налоги как НДФЛ и налог на прибыль. На прирост налоговых поступлений положительно повлияли изменение налогового законодательства и оптимизация налогового администрирования.
3.2. Проблемы действующей системы налогов в России и возможные пути их решения
В настоящий момент можно выделить следующие проблемы налоговой системы в России:
- Неоднозначность толкований.
Необдуманность, а так же недостаточно глубокие проработка и научное обоснование отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) на практике приводят к постоянному внесению поправок, отдельные главы Кодекса, не успев как следует «поработать», тут же переписываются практически заново.[13]
Из-за этого появляются ошибки в расчете суммы налогов, появляются лазейки для обжалования и возврата «излишни» начисленных сумм, этому способствует и то, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
- Высокий уровень теневой экономики.
Это приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет и уменьшению перечислений в пенсионные фонды. Отсюда – ожидаемый дефицит федерального бюджета и уже имеющийся дефицит Пенсионного фонда России. К наиболее подверженным теневой экономикой относятся следующие сферы: торговля (более 23 %); аграрный сектор (свыше 18 %); строительство (17,5 %). Если говорить о географическом аспекте распределения теневой экономики по территории России, то первое место ожидаемо занимает Северный Кавказ. Здесь теневой сектор составляет свыше 23 % от общего объёма экономики. А самыми законопослушными с этой точки зрения являются Уральский и Северо-западный экономические регионы. Размеры теневого сектора здесь составляют 5 % и 7 % соответственно.[14]
- Высокий уровень налоговой нагрузки.
Согласно основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период увеличение налоговой нагрузки не планировалось. При этом анализ данного показателя между странами БРИКС и Евразийского экономического союза свидетельствует о том, что налоговая нагрузка в России превышает ее среднее значение по данным странам.[15]
4. Проблема дифференциации НДФЛ.
В настоящее время одной из острых проблем в налоговой системе России является способ расчета налога на доходы физических лиц. Большинство экономистов сходятся на мнении, что прогрессивная процентная ставка по этому виду налогов заметно смягчила бы расслоение общества на «бедных» и «богатых», способствовала бы расширению «среднего класса», численность которого в России критически мала.[16]
Действенным инструментов современной налоговой системы являются налоговые льготы – преференции, создающие более благоприятные условия хозяйствования. Использование данного регулятора, особенно на региональном уровне, должно быть более действенным и продуктивным. В налоговой системе РФ эффективным является определение налогового потенциала региона – максимально возможного объем налоговых поступлений, который модно собрать на территории региона при оптимальном использовании финансовых, природных, производственных и демографических ресурсов региона, а также с учетом проводимой региональной налоговой политики.
Для усовершенствования механизмов налогового администрирования необходимо:
— ввести целый ряд электронных реестров (реестр налоговых консультаций, реестр налоговых запросов, реестр налоговых уведомлений-решений), открытых в свободном доступе. Администрирование реестров возложить не на фискальную службу, а на Минюст, благо у него есть уже аналогичный опыт в неналоговой сфере;
— предусмотреть возможность регистрации налогоплательщика во всех существующих электронных налоговых реестрах, максимально устранив человеческий фактор из процедуры регистрации и снятия с регистрации. Ввести принцип регистрации с «молчаливого согласия» фискальной службы в случае отсутствия ответа на заявление о регистрации в установленные сроки;
— усовершенствовать личный кабинет налогоплательщика, превратив его в универсальный канал общения налогоплательщика с фискальной службой и осуществления им налоговых процедур (например, возврат чрезмерно перечисленных сумм налогов, зачет в счет уплаты других налогов, подача деклараций и даже уплата налогов посредством платежных систем). Налогоплательщик через свой личный кабинет должен иметь доступ ко всей информации о нем, как субъекте налоговых правоотношений, собранной у налоговиков (за исключением информации, охраняемой тайной следствия);