Файл: Выбор управленческого решения методом анализа иерархий. Оценить корректность метода (на примере компании "Система").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Далее простые дроби переводятся в десятичные.

ТД «Пластикам»

ООО «Форм»

ООО «Ресурс»

ООО «Питер пак»

Сумма по строке

ТД «Пластикам»

1

3

0,5

5

9,5

ООО «Форм»

0,3

1

3

0,25

4,55

ООО «Ресурс»

2

0,3

1

2

5,3

ООО «Питер пак»

5

4

0,5

1

10,5

Сумма

29,85

Подбиваем полученные суммы под единицу и получаем следующие данные:

ТД «Пластикам»

ООО «Форм»

ООО «Ресурс»

ООО «Питер пак»

Сумма по строке

ТД «Пластикам»

1

3

0,5

5

0,32

ООО «Форм»

0,3

1

3

0,25

0,15

ООО «Ресурс»

2

0,3

1

2

0,18

ООО «Питер пак»

5

4

0,5

1

0,35

Сумма

1

В методе Саати полученные таким образом нормированные суммы принимаются в качестве оценок альтернатив по критерию "стильность". Отметим, что полученные оценки отражают исключительно точку зрения конкретного лица принимающего решения. На самом деле, вместо строчных сумм Саати рекомендует использовать собственный вектор матрицы парных сравнений, считая его более точной оценкой. Мы же для простоты ограничимся строчными суммами, которые допустимы, но, с точки зрения Саати, они менее точны.

Таким же образом необходимо сравнить сами критерии по степени важности. Далее получаем некую сводную таблицу, по которой мы видим важность критериев и их значение.

Таким методом очень удобно пользоваться тогда, когда есть много информации о выбираемых объектах.

Как говорилось ранее, а именно в начале этого раздела, исключительно широкий опыт практического использования МАИ придал процедуре этакий магический ореол. Главным достоинством процедуры считается тот факт, что веса критериев и оценки по субъективным критериям не назначаются прямым волевым методом, а на основе парных сравнений. При этом, на мой взгляд, остается неопределенным (интуитивным) понятие "превосходство в N раз", но все равно - это большой шаг вперед. Нельзя не отметить, что сравнительно недавно сделана попытка точно определить, что означает численное превосходство одного критерия над другим.


Вторым достоинством можно считать - представление критериев в виде иерархии (дерева). Такая структура, если вдуматься, внутренне присуща самому понятию "критерий", т.е. критерии по своей природе иерархичны. Используя одну критериальную таблицу, мы по сути дела упрощаем ситуацию, выполняя оценку либо для верхних уровней дерева критериев, либо для самых нижних (как говорят математики "для листьев дерева"). Большой беды в этом нет, но при оценке сложных альтернатив полезнее мыслить в терминах дерева критериев.

Во всем есть положительные и отрицательные стороны. Что касается отрицательных сторон данного вопроса, то надо отметить шкалы превосходства. Напомню, что Саати предлагает следующую шкалу:

1   

- равноценность

3

- умеренное превосходство

5

- сильное превосходство

7

- очень сильное превосходство

9

- высшее (крайнее) превосходство

Теперь представим ситуацию, когда одновременно справедливы следующие 2 утверждения: а) "альтернатива А1 очень сильно превосходит альтернативу А2" и б) "альтернатива А2 очень сильно превосходит альтернативу А3". Что можно сказать о превосходстве альтернативы А1 над альтернативой А3? Логично было бы сделать заключение, что альтернатива А1 превосходит альтернативу А3 в 49 раз (7 умножить на 7)!? Но этот вывод явно не укладывается в рамки заданной шкалы. Как же быть? Процедура АНР не дает ответа на этот каверзный вопрос. Скорее всего, придется удовлетвориться утверждением типа: "альтернатива А1 имеет высшее превосходство над альтернативой А3" и в дальнейшем использовать градацию шкалы "9". 

Так же весомый недостаток, заключается в том, что парные сравнения используются для получения числовых значений. Серьезные исследования последнего десятилетия приводят к выводу, что корректнее и надежнее использовать парные сравнения для получения качественных заключений, типа: "критерий К1 важнее критерия К2", не уточняя на сколько важнее.

Тем не менее, метод анализа иерархии достаточно универсален и с его помощью можно принять верное решение взвесив все альтернативы.

Заключение

Управленческое решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Принятие решений является основой управления. Ответственность за принятие важных управленческих решений — тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления.


Т. Саати, американский ученый, разработал наиболее эффективный метод принятия решении, этот метод называется метод иерархии, данный метод позволяет решить даже слабоструктурированные задачи. Таких задач большое количество встречает множество организаций во всех сферах деятельности. Этот метод оказывается полезным при принятии решений на основе как формализованных, так и неформализованных факторов. Главной отличительной чертой МАИ от других различных методов является то, что он отражает не стандарты схемы и правила, а естественное мышление человека, принимающего решение независимо от широты спектра проблемы. Метод МАИ состоит в том, что проблемы можно разделить на простые части и элементы, которые в дальнейшем будут оцениваться в шкале МАИ в виде суждений лиц принимающих решения. В дальнейшем все суждения подвергаются обработке методом матричной алгебры получаются конечные оценки в решении рассматриваемой проблемы. При этом определяется относительная степень взаимного влияния в иерархии.

Метод Анализа Иерархий (МАИ) – математический инструмент системного подхода к решению проблем принятия решений. МАИ не предписывает лицу, принимающему решение, какого-либо «правильного» решения, а позволяет ему в интерактивном режиме найти такой вариант (альтернативу), который наилучшим образом согласуется с его пониманием сути проблемы и требованиями к ее решению. Этот метод разработан американским ученым Томасом Л. Саати в 1970 году, с тех пор он активно развивается и широко используется на практике многими предприятиями. Метод используют как за рубежом, так и на территории России. Метод анализа иерархий можно применять не только для сравнения объектов, но и для решения более сложных проблем управления, прогнозирования и др. Основным достоинством метода анализа иерархий является высокая универсальность – метод может применяться для решения самых разнообразных задач: анализа возможных сценариев развития ситуации, распределения ресурсов, составления рейтинга клиентов, принятия кадровых решений и др. То есть абсолютно любой из отделов в организации может пользоваться данным методом, метод отлично адаптируется в любой ситуации.

Отдел закупок в компании ООО «Система» зачастую пользуется данным методом, для того что бы выбрать того или иного поставщика.

Как известно выбор – это хорошо, но зачастую большой выбор только усложняет всю ситуацию. Компания ООО «Система» занимается изготовлением изделий из полимерных материалов, закупает листы, заготовки, пластины и множество других материалов.


Поставщиков в этой области великое множество, но как сделать так, чтобы не подводить своих клиентов и подписать договор с нужной компанией, в этом вопросе и помогает метод анализа иерархии.

Самым важным преимуществом считается то, все превосходства факторов попарно сравниваются друг с другом, что в значительной части сокращает возможность ошибки и присвоения не верного распределения. Так же необходимо отметить то, что относительно недавно была произведена попытка определить более точно количественное преимущество одного критерия перед другим.

Нельзя не отметить, что сравнительно недавно сделана попытка точно определить, что означает численное превосходство одного критерия над другим.

Список литературы

1. Абакаров А.Ш., Сушков Ю.А. Об одном комплексном подходе к принятию рациональных решений // Тезисы Шестого Всероссийского симпозиума по прикладной и промышленной математике. 2005.

2. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития; 2011

3. Гозман О.; Бизнес — это FUN! От российского стартапа к международной компании 2009

4. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия - М.: "Банки и биржи" 2009

5. Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. - М.: «Наука»,1993.

6. Иванова М. Малый инновационный бизнес в странах с развитой рыночной экономикой. // Российский экономический журнал.1995, № 12.

7. Кемени Дж., Дж. Снелл Кибернетическое моделирование. ─ М.: Советское радио,

1972, 192 c.

8. Краева Н.М., Минеев В.Н. Социально-экономические особенности российского предпринимательства. // Общество и экономика. 1996, № 9-10

9. Малый бизнес: методика и результаты анализа.//Вопросы статистики.1999,№8.

10. Малый бизнес в России: оценка ситуации (из доклада Российской ассоциации развития малого предпринимательства) // Общество и экономика - 1996 - № 9-10

11. Маслов Д.В., Белокоровин Э.А. Малый бизнес. Стратегии совершенствования на основе управления качеством; 2008

12. Г. Миллер. Магическое число семь плюс минус два. Инженерная психология. - М.: 316 с. 2Прогресс, 1964.

13. Менделюк Д. Бизнес журнал 2002, №9

14. Моисеева Н.К. Аутсорсинг в развитии делового партнерства 2010

15. Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе.// Вопросы экономики.1996, №7.

16. Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса М. 2001.

17. Пелиха А.С. Экономика предприятия -2002г

18. «Комсомольская правда» 27 января 2000 г