Файл: Выбор управленческого решения методом анализа иерархий. Оценить корректность метода (на примере компании "Система").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Развитие любого бизнеса тесно взаимосвязано с экономикой страны в целом. Что касается именно малого бизнеса, то его развитие играет одну из важнейших ролей в экономике всех стран. Малый бизнес играет большую роль и занимает далеко не последнее место влияния на экономическое положение граждан страны. С помощью малого бизнеса создаются дополнительные рабочие места для граждан и соответственно сокращая уровень безработицы. А это, как известно влияет не только на экономическую сторону, но и на психологическую сторону вопроса.

Сокращения уровня безработицы благотворительно влияет как на экономическую, так и на психологическую обстановку в регионах. Ведь большинство из регионов зачастую испытывают такую проблему, как отсутствие рабочих мест и молодежь после окончания учебных заведений не может трудоустроиться не то что по специальности, а вообще. Малый бизнес служит основой для формирования среднего класса, повышая уровень благосостояния людей, удовлетворяют потребности населения в различных видах продукции и услуг, быстро перестраиваются на выпуск продукции нового вида. В данной работе мы рассмотрим то, как компания принадлежащая к малому бизнесу ведет свою трудовую деятельность, как справляется с трудностями и как выходит из сложных ситуаций. Многие считают, что малый бизнес более маневренный в этом отношении и хорошо переносит различные нововведения. Малый бизнес зачастую переоборудоваться, для того, чтобы клиенты/потребители могли получать по-настоящему качественное обслуживание, качественную продукцию, услуги на нужном уровне. Нельзя не отметить весомый процент налоговых платежей, пополняющих государственный бюджет, поступает именно от малых фирм. Малые фирмы так ж обычно имеют меньше задолженностей, чем предприятия относящиеся к среднему и крупному бизнесу. Так же к достоинствам малого бизнеса можно отнести узкую специализацию на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом, все это можно считать факторами, повышающими его устойчивость на рынке. Но малое предпринимательство имеет также и недостатки, которых, к сожалению, не так уж и мало. Так, относительно маленький капитал уменьшает рамки развития производства, ограничивает возможность применения ресурсов. Это ведет также к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их скорейшему разорению или же банкротству. [1]


Что касается главного вопроса, относящегося к этой работе: управленческое решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Принятие решений является основой управления. Ответственность за принятие важных управленческих решений — тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления.

Глава 1. Виды управленческих решений

Начнем с главного определения: Управленческое решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью (выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации). Принятие решений является основой управления. Ответственность за принятие важных управленческих решений — тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. От таких выборов и зависят судьбы организаций, их успех, прибыльность и т.д.

В основе управленческого решения лежит само решение. Решение - это выбор альтернативы. Ежедневно мы принимаем сотни решений, даже не задумываясь, каким образом это делаем. Дело в том, что цена таких решений, как правило, невысока, да и цену эту определяет сам субъект, их принявший. Конечно, существует ряд проблем, касающихся отношений между людьми, здоровья, семейного бюджета, неудачное решение которых может повлечь далеко идущие последствия, но это скорее исключение, чем правило. Однако в управлении принятие решения — более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Но суть остается одна есть человек (руководитель) и есть выбор который необходимо осуществить.

Между теми решениями, которые мы принимаем ежедневно и выбором, который стоит перед руководителем компании, есть несколько основных моментов, которые их отличают.

Самый главный момент – это цель. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.

Так же отличительным моментов являются последствия принятия решения. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. а что касается последствий решений управляющего организацией, тот тут совершенно другие цифры. Решение закрытия одного из отделов крупной компании уже может привести к повышению уровня безработицы в регионе.


На третье место можно разместить - разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) - реализацией уже принятых решений.

Последним ярким отличаем будем считать - профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений - гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения. В большинстве случаев компании принимают важные решения на собраниях, круглых столах и т.д.

Перед тем как решение будет принято, обычно проходит несколько этапов:

  1. появление проблемы, которая требует решения;
  2. поиски выхода из проблемной ситуации;
  3. выбор оптимальной альтернативы из их множеств;
  4. подтверждение данного решения;
  5. реализации решения - обратная связь

Виды управленческих решений (основа разделения – то, что лежит в основе выбора):

  1. Интуитивные решения;
  2. решения, основанные на суждениях;
  3. рациональные решения.

Чисто интуитивное решение — это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Принять такое решение быстрее всего. Тут не надо долго думать, обсуждать или взвешивать что либо. Человек просто берет и делает свой выбор. В этом и заключается весь метод. То, что мы называем озарением или «шестым чувством», и есть интуитивные решения. Специалист по управлению Питер Шодербек указывает, что, «в то время как увеличение количества информации о проблеме может оказывать заметную помощь в принятии решений руководителям среднего звена, представителям высшего эшелона власти по-прежнему приходится опираться на интуитивные суждения. Более того, ЭВМ позволяют руководству уделять больше внимания данным, но не отменяют освященного временем управленческого интуитивного ноу-хау».

Отдельно можно выделить решения, основанные на суждениях. Такие решения иногда кажутся интуитивными, поскольку логика их не очевидна. И зачастую их можно перепутать, но этот вид решения основан на суждении, — это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. А следовательно, может сработать и в этот раз. Однако здравый смысл у людей встречается редко, поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной.


Суждение как основа управленческого решения полезно, поскольку многие ситуации в организациях имеют тенденцию к частому покорению. В этом случае ранее принятое решение может сработать снова не хуже, чем прежде, что является основным достоинством запрограммированных решений. Есть и слабая сторона этого метода. Суждение далеко не всегда можно соотнести с ситуацией, которая была ранее и есть сейчас или появилась к примеру вообще другая ситуация, похожей на которую раньше не было. Соответственно опыт тут не поможет, его по данному вопросу нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в нее.[2]

Рациональные решения основаны на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации. Данный вид решений так же можно разделить на несколько видов. Это разделение будет зависеть уже от личностных характеристик лица принимающего решения:

уравновешенные решения;

импульсивные решения;

инертные решения;

рискованные решения;

осторожные решения.

Поговорим, о каждом из решений по отдельности:

  1. Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, перед тем как приступить к принятию решения, руководитель имеет идею, которую четко имеют сформулированную понимает и движется в ее сторону.
  2. Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Эти решения зачастую можно отнести к выражению «поспешишь – людей насмешишь». Принимаются они очень быстро, их авторы даже не успевают зачастую, вникнуть в суть вопроса. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются «с наскока», «рывками».
  3. Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. Этот способ является полной противоположностью. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.
  4. Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.
  5. Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, подход в таком случае более чем критичен, все возможные исходы обдумываются заранее. Но новизной такие решения вовсе не удивят окружающих.
  6. Все вышеперечисленные методы, которые завися от личностных характеристик менеджера применяются чаще всего в оперативном управлении персоналом.[3]

Для стратегического и тактического управления в любой подсистеме системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.

Существуют еще один вид классификации, данная классификация делит решения в зависимости от степени предварительной формализации, то есть на:

запрограммированные решения;

незапрограммированные решения.

Запрограммированное решение есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий. Как правило, число возможных альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.[4]

Программирование можно считать важным вспомогательным средством в принятии эффективных управленческих решений. Определив, каким должно быть решение, руководство снижает вероятность ошибки. Таким образом: вероятность ошибочного решения снижается и время работы значительно экономится, так как новую верную процедуру принятия решения разрабатывать каждый раз не приходится. Соответственно, очень логично то, что руководители часто программируют многие решения, которые повторяются с определенной регулярностью. Руководителям, начальникам, старшим менеджерам и сем другим лицам принимающих важные решения постоянна нужна уверенность в том, что процедура, с помощью которой они принимают решения правильно и приносит она положительные результаты. В противном случае, если данная процедура запрограммирована не верно, решения, принятые с ее помощью, будут неэффективными, а руководство утратит уважение своих работников и тех людей вне организации, на которых принимаемые решения сказываются. Так же стоит помнить всегда о том, что эффективный обмен информацией повышает эффективность принятия решений.

Незапрограммированные решения. Что касается подобных решений, то они обычно требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, то есть ранее и до сих пор не было сформулировано четкого порядка выполнения определенных операций. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения. В таких несколько сложных ситуациях, основной причиной может быть любой влияющий фактор. Если посмотреть на это с другой стороны, то у руководителя в подобных ситуациях большой выбор дальнейших действий.

Что касается практического применения, то большое количества реальных ситуаций являются смешенными позициями. В чистом виде запрограммированные и незапрограммированные решения встречаются редко. На практике немногие управленческие решения оказываются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде.