Файл: МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК РЕЗЕРВ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ТРУДА..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие любого бизнеса тесно взаимосвязано с экономикой стран. Что касается именно малого бизнеса, то его развитие играет важную роль в экономике всех стран. Малый бизнес играет большую роль и занимает далеко не последнее место влияния на экономическое положение граждан. С помощью малого бизнеса создаются дополнительные рабочие места для граждан и соответственно сокращая уровень безработицы. Это благотворительно влияет как на экономическую, так и на психологическую обстановку в регионах. Ведь большинство из регионов зачастую испытывают такую проблему, как отсутствие рабочих мест и молодежь после окончания учебных заведений не может трудоустроиться не то что по специальности, а вообще. Малый бизнес служит основой для формирования среднего класса, повышая уровень благосостояния людей, удовлетворяют потребности населения в различных видах продукции и услуг, быстро перестраиваются на выпуск продукции нового вида. Малый бизнес более маневренный в этом отношении и хорошо переносит различные нововведения. Малый бизнес зачастую переоборудывается, для того, что бы клиенты/потребители могли получать по-настоящему качественное обслуживание, качественную продукцию, услуги на нужном уровне. Нельзя не отметить весомый процент налоговых платежей, пополняющих государственный бюджет, поступает именно от малых фирм. Малые фирмы так ж обычно имеют меньше задолженностей, чем предприятия относящиеся к среднему и крупному бизнесу. Так же к достоинствам малого бизнеса можно отнести узкую специализацию на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом, все это можно считать факторами, повышающими его устойчивость на рынке. Но малое предпринимательство имеет также и недостатки, которых, к сожалению не так уж и мало. Так, относительно маленький капитал уменьшает рамки развития производства, ограничивает возможность применения ресурсов. Это ведет также к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их скорейшему разорению или же банкротству. [1]

В России малое предпринимательство еще не получило должного развития и не полностью выполняет свои задачи. Но оно стоит на верном пути к этому. Не смотря на то, что в условиях кризиса малому предпринимательству довольно сложно развиваться. Так как государство заинтересовано в получении дополнительных налогах. Я считаю, что государство должно пересмотреть многие из законов и разработать комплекс мер по поддержке малого предпринимательства в масштабе всей страны. [2]


Целью данной курсовой работы является изучения сущности малого и среднего бизнеса, и анализ его развития в российской экономике. В процессе работы были поставлены следующие задачи:

- изучение сущности малого бизнеса, а также анализ критериев отнесения к предприятиям малого бизнеса;

- рассмотрение роли малого предпринимательства, его преимуществ и недостатков;

- анализ малого бизнеса в России в начале XXI в.;

- изучение роли малого бизнеса на рынке труда в России;

- рассмотрение государственной поддержки малого бизнеса в России.

Глава 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ В ЦЕЛОМ

Основным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников. В большинстве научных работ, которые я изучила, под малым бизнесом понимается деятельность, которая совершается небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.

То есть, малый бизнес – это предпринимательская деятельность, которая осуществляется субъектами рыночной экономики, государственными органами или другими представительными организациями.[3]

Рассмотрим перечень общих критериев, которые объединяют предприятия в группу к малому бизнесу:

- численность персонала
- размер уставного капитала
- объем оборота (прибыли, дохода)

- величина активов.[4]

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого бизнеса, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. И так развитие идет уже практически 30 лет, за это время уже сменилось одно, то и несколько поколений руководителей. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. Из года в год законы меняются и соответственно и критерии по которым предприятие можно отнести к малому бизнесу тоже меняются. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г. Последние изменения были приняты 14 июня 1995 года. В этот день был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ. Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами, расставляющими малый бизнес, не превышает 25%. В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. [5] С тех пор крупных изменений внесено не было.


Предпринимательство как в целом так и в частности, обладает рядом качественных особенностей. Наиболее важный момент, стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием. [6] За частую многие организации являются семейным делом, которые передаются из поколения в поколение и большинство из сотрудников – это члены семь. Которые в дальнейшем развиваются, подтягивают своих друзей и знакомых и таким образом, набирается не малый шат хорошо знакомы и доверяющих друг другу людей.

Второй, не мало важной характеристикой является - так называемая обозримость предприятия: масштабы организации весьма ограниченны, в связи с этим возникает особый характер взаимоотношений между руководителем и подчиненными, между сами подчиненными. Такой вид отношений позволяет видеть картину всего происходящего изнутри, а так же позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. Руководитель лично знает каждого из сотрудников, знает его увлечения, его интересы и действительно понимает чем можно заинтересовать сотрудника в определенный момент. Деньги не всегда являются действенным стимулом, зачастую сотрудники готовы на большее в замен на один свободный от работы день, который они смогут провести со своей семьей, но об этом руководитель может узнать только из тесного общения с подчиненными.

Третья - относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать более серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.[7]Действительно, рынки имеющие крупный сбыт обычно заняты крупными предприятиями, потеснить которые, возможности у предприятий малого бизнеса не так уж и много. Но ситуация с малым сбытом заставляем фирмы н сидеть на месте, а искать новые пути реализации имеющейся продукции или же возможность видоизменить свои возможности и начать расширять уже имеющуюся номенклатуру.

Четвертая - персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно не большого круга потребителей, постепенно клиенты становятся постоянными и отношения переходят из формальных в дружественные, что благоприятно способствует дальнейшему сотрудничеству.

Пятое - ключевая роль руководителя в жизни предприятия: руководитель полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией. От каждого из решений руководителя зависит дальнейшая судьба организации, а соответственно зависят и судьбы сотрудников работающих.


Шестая специфическая черта - семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия. Но при этом необходимо отметить, что данный фактор порой может сыграть негативную роль в семейных отношениях.

Наконец, если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи и кредитные механизмы, действующие на рынке капитала, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.). Кредиты подобным фирмам взять не так уж и легко, для этого нужно собрать большое количество бумаг, найти поручителей, залог и т.д. опять же не стоит забывать о том, что проценты выплачивать надо будет не маленькие. Но многие все же справляются и с этими сложностями.

Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20 (доля оборотного капитала: доля основных фондов), то у малых оно составляет 20:80.[8] Из чего мы и видим на какой риск идут данные организации ради своего существования и возможности получить прибыль. Этот риск хорошо взвешивается руководителем компании и зачастую он очень хорошо оправдывается.

Как уже отмечалось ранее, гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре является не объемлемым преимуществом. Благодаря ему предприятия е стоит на месте, а постоянно развиваются, подстраиваются под новые законы и потребности потребителей. Они всегда внутри событий, всегда в курсе новых требований и тенденций, они идут в ногу со временем.

Пожалуй, его даже можно назвать главным преимуществом малого бизнеса. У малых предприятий реакция быстрее, чем у крупных предприятий: умение «уловить» возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией сво­их ресурсов и возможностей. Эта маневренность вытекает из некоторых особенностей, таких как: небольшое количество персонала, которое не требует сложных навыков управления, узкая производственная программа, которая разрабатывается на перспективу, не осложнено обязательствами перед акционерами, ожида­ющими дивидендов от вложенного капитала; малому бизнесу проще пе­рестроить свою рыночную стратегию. Кроме того, малое производство, как правило, более эко­номично. У малого предприятия, по сравнению с крупным предприятием, короче сроки капи­тального строительства, для их создания нужен относительно меньший стартовый капитал. Предприятия малого бизнеса обычно лучше использу­ют свой капитал, оборудование и производственные площади, не держат крупных запасов. Они не дают простаивать оборудованию, они загружать себя и свих работников разной работой. В связи, с чем они успешнее экономят на административно-управленческих расходах благодаря про­стоте и гибкости процедуры управления.[9]


Многосторонняя кооперация небольших и совсем мел­ких специализированных предприятий, имеющих самое раз­ное происхождение и различный хозяйственно-правовой статус, стала доминирующей тенденцией современного про­изводства. Она приобретает все более широкий масштаб и разнообразные формы – субподряда в промышленности, франчайзинга в торговле и услугах, развития отдельных видов обслуживания (деловые и профессиональные услуги, автосервис, предприятия быстрого питания и т. д.), совмес­тного выхода на внешние рынки, венчурного бизнеса и т. п.[10]

Подведем итоги, малый бизнес очень чутко реагирует на растущую зависи­мость потребительского спроса от малейших колебаний моды, успе­вая удовлетворять все новые, нередко индивидуальные зап­росы покупателей, в то числе работа на заказ. Работа на заказ – это возможность все делать под каждого индивидуально, возможность не держать запасы, возможность не платить за больше складские помещений, возможность не иметь стандартов, возможность быть творцом каждого проекта. Аналогичные тенденции присущи сфере услуг, в которой спрос все более определя­ется качеством сервиса. Развитию малого бизнеса способствует, и региональная дифференциация производства и потребления продуктов и услуг. Значительная часть малого бизнеса создается для освоения ресурсов сырья, имеющих местное значение, с целью избежать повышения транспорт­ных тарифов, а также там, где велики сезонные изменения условий производства или спроса.[11] Зачастую рядом с большими крупные предприятия, располагаются большим количеством мелких, которые пользуются его продукцией или отходами от продукции в целях извлечения своих выгод. Таким образом, они действительно экономят не малые средства на логистике сырья или товаров.

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ

В рыночной эконо­мике для малого бизнеса по сравнению с крупным, характерна большая доля затрат живого труда на единицу продукции. Малые предприятия, в отличии от крупных, склонны к более трудоемкой работе. Так же в этой работе задействованы чаще работники со средним и низким уровнем квалификации.[12]