Файл: Управление распределением прибыли предприятия (Теоретические основы управления распределением прибыли предприятия).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления распределением прибыли предприятия
1.1. Финансовые результаты предприятия: понятие и методика анализа
1.2 Сущность, виды и функции прибыли
1.3 Формирование и распределение чистой прибыли
2. Анализ формирования и распределения прибыли ООО «Альфа»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Альфа»
2.2. Политика управления прибылью ООО «Альфа»
3. Рекомендации по повышению эффективности управления распределением прибыли ООО «Альфа»
Рск 2016 = (7219 / 20479) *100% = 35,25 %
Рентабельность собственного капитала является важнейшим показателем для любого инвестора, поскольку он отражает насколько эффективно, был использован вложенный в дело капитал.По усредненным статистическим данным рентабельность собственного капитала составляем примерно 10-12%. Для инфляционных экономик, таких как российская, показатель должен быть выше. Как видно из представленных расчетов, рентабельность собственного капитала ООО «Альфа» к концу 2016 года существенно снижается, что в первую очередь связано с повышением уровня собственного капитала и снижем чистой прибыли. Увеличение собственного капитала за исследуемый период связано с повышением уровня нераспределенной пребыли ООО «Альфа». В сравнении с 2015 годом чистая прибыль ООО «Альфа» понизилась на 7295 тыс. руб., что не могло не отразиться на показателе рентабельности собственного капитала.
Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:
Рпр = (П / В)*100%
(9)
Где Рпр– рентабельность продаж, %;
П - прибыль (убыток) от продаж;
В - выручка от продажи продукции (работ, услуг)
Информационной базой данных расчетов послужил отчет о финансовых результатах – для показателей прибыли (убытка) от продаж и выручки от продажи продукции (работ, услуг) (приложение 2).
Рпр 2014 = (8598/33370)*100% = 25,76 %
Рпр2015 = (19171/64552)*100% = 29,7 %
Рпр 2016 = ((-3137)/13227)*100% = -23,7 %
В 2016 год предприятие имеет отрицательную рентабельность продаж (-23,7%), что свидетельствует об убыточности деятельности ООО «Альфа».
Горизонтальный анализ заключается в сопоставлении финансовых данных предприятия за три прошедших периода (года) в относительном и абсолютном виде с тем, чтобы сделать лаконичные выводы. Информационной базой анализа является бухгалтерский баланс предприятия (приложение 1).
Горизонтальный анализ баланса ООО «Альфа» представлен в таблице 2.2
Таблица 2.2
Горизонтальный анализ баланса (тыс. руб.)
Статья |
Сумма, в тыс. руб. |
Абсолютное изменение, в тыс. руб. |
Изменения в процентах |
||||
2014 |
2015 |
2016 |
2014/ 2015 |
2015/ 2016 |
2014/ 2015 |
2015/ 2016 |
|
I. Внеоборотные активы |
|||||||
Основные средства |
2648 |
6541 |
5590 |
3893 |
-951 |
147,02 |
-14,54 |
Итого по разделу I |
2648 |
6541 |
5590 |
3893 |
-951 |
147,02 |
-14,54 |
II Оборотные активы |
|||||||
Запасы |
1286 |
1071 |
777 |
-215 |
-294 |
-16,72 |
-27,45 |
сырьё и материалы |
1286 |
1029 |
745 |
-257 |
-284 |
-19,98 |
-27,60 |
доходы будущих периодов |
0 |
42 |
32 |
42 |
-10 |
- |
-23,81 |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
16 |
0 |
0 |
-16 |
0 |
-100,00 |
- |
Краткосрочная дебиторская задолженность |
10552 |
23936 |
23396 |
13384 |
-540 |
126,84 |
-2,26 |
в том числе покупатели и заказчики |
9126 |
21563 |
19326 |
12437 |
-2237 |
136,28 |
-10,37 |
Денежные средства |
15474 |
9792 |
6013 |
-5682 |
-3779 |
-36,72 |
-38,59 |
Итого по разделу II |
27328 |
34799 |
30186 |
7471 |
-4613 |
27,34 |
-13,26 |
Баланс |
29976 |
41340 |
35776 |
11364 |
-5564 |
37,91 |
-13,46 |
III. Капитал и резервы |
|||||||
Уставный капитал |
10 |
10 |
10 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
Нераспределенная прибыль |
12871 |
21938 |
20469 |
9067 |
-1469 |
70,45 |
-6,70 |
Итого по разделу III |
12881 |
21948 |
20479 |
9067 |
-1469 |
70,39 |
-6,69 |
IV. Краткосрочные обязательства |
|||||||
Кредиторская задолженность |
17095 |
19392 |
15297 |
2297 |
-4095 |
13,44 |
-21,12 |
поставщики и подрядчики |
14777 |
15213 |
14635 |
436 |
-578 |
2,95 |
-3,80 |
перед персоналом организации |
656 |
1485 |
335 |
829 |
-1150 |
126,37 |
-77,44 |
перед государственными внебюджетными фондами |
159 |
81 |
36 |
-78 |
-45 |
-49,06 |
-55,56 |
по налогам и сборам |
444 |
2521 |
285 |
2077 |
-2236 |
467,79 |
-88,69 |
прочие кредиторы |
1059 |
92 |
6 |
-967 |
-86 |
-91,31 |
-93,48 |
Итого по разделу V |
17095 |
19392 |
15297 |
2297 |
-4095 |
13,44 |
-21,12 |
Баланс |
29976 |
41340 |
35776 |
11364 |
-5564 |
37,91 |
-13,46 |
По результатам горизонтального анализа баланса ООО «Альфа» отмечается значительное ежегодное увеличение запасов за счёт готовой продукции и товаров для перепродажи.
Запасы предприятия за исследуемый период уменьшаются с 1286 тыс. руб. до 777 тыс. руб., за 2014-2015 год снижается сумма запасов на 16,72%, за 2015-2016 гг. – 27,45%. Сырье и материалы предприятия также имеют отрицательную динамику и снижаются за 2014-2015 гг. на 19,98%, за 2015-2016 гг. – на 27,6%. Сумма доходов будущих периодов в 2015-2016 гг. снижаются на 23,81%. Налог на добавленную стоимость составил в 2014 году – 16 тыс. руб., в 2015-2016 гг. – снижается до 0. Краткосрочная дебиторская задолженность в 2014 году составила 10552 тыс. руб., в 2015 году – 23936 тыс. руб., в 2016 г – 23396 тыс. руб. В 2014-2015 гг. дебиторская задолженность возрастает на 126,84%, в 2015-2016 гг. - на 2,26%.
Денежные средства предприятия уменьшаются за исследуемый период. Так, в 2014 году денежные средства составили 15474 тыс. руб., в 2015 – 9792 тыс. руб., в 2016 году – 6013 тыс. руб. Таким образом, в 2014-2015 гг. произошло снижение денежных средств на 36,72%, в 2015-2016 гг. - на 38,59%.
Горизонтальный анализ пассива баланса показал увеличение резервного капитала в динамике. Кредиторская задолженность увеличивается в динамике в основном за счёт увеличения задолженности перед поставщиками и подрядчиками и прочими кредиторами.
Вертикальный анализ позволяет сделать вывод о структуре баланса (приложение 1) и отчета о прибыли в текущем состоянии, а также проанализировать динамику этой структуры. Вертикальный анализ представлен в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Вертикальный анализ баланса ООО «Альфа» (%)
Статья |
Удельный вес |
Изменение доли |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
2014/2015 |
2015/2016 |
|
I. Внеоборотные активы |
|||||
Основные средства |
8,83 |
15,82 |
15,63 |
6,99 |
-0,19 |
Итого по разделу I |
8,83 |
15,82 |
15,63 |
6,99 |
-0,19 |
Продолжение табл. 2.3
Статья |
Удельный вес |
Изменение доли |
||||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2014/2015 |
2015/2016 |
||||||
II. Оборотные активы |
||||||||||
Запасы |
4,29 |
2,59 |
2,17 |
-1,7 |
-0,42 |
|||||
сырьё и материалы |
4,29 |
2,49 |
2,08 |
-1,8 |
-0,41 |
|||||
доходы будущих периодов |
0,00 |
0,1 |
0,09 |
0,1 |
-0,01 |
|||||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
0,05 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||||
Дебиторская задолженность |
35,2 |
57,9 |
65,39 |
22,7 |
7,49 |
|||||
Денежные средства |
51,62 |
23,68 |
16,8 |
-27,94 |
-6,88 |
|||||
Итого по разделу II |
91,17 |
84,18 |
84,37 |
-6,99 |
0,19 |
|||||
Баланс |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
0,00 |
0,00 |
|||||
III. Капитал и резервы |
||||||||||
Уставный капитал |
0,03 |
0,03 |
0,02 |
0,00 |
-0,01 |
|||||
Нераспределенная прибыль |
42,94 |
53,07 |
57,22 |
10,13 |
4,15 |
|||||
Итого по разделу III |
42,97 |
53,1 |
57,24 |
10,13 |
4,14 |
|||||
IV. Долгосрочные обязательства |
||||||||||
Заёмные средства |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||||
Итого по разделу IV |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||||
V. Краткосрочные обязательства |
||||||||||
Заёмные средства |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||||
Кредиторская задолженность |
57,03 |
46,9 |
42,76 |
-10,13 |
-4,14 |
|||||
Прочие краткосрочные пассивы |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||||
Итого по разделу V |
57,03 |
46,9 |
42,76 |
-10,13 |
-4,14 |
|||||
Баланс |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
0,00 |
0,00 |
Вертикальный анализ баланса показал, что наибольшую долю в структуре активов занимают дебиторская задолженность и денежные средства. Запасы предприятия в 2014 году составляли 4,29% от общей суммы баланса, в 2015 году – 2,59% и в 2016 году – 2,17%. Изменения доли за 2014-2015 гг. составило -1,7%, за 2015-2016 гг. – (–0,42%).
Сырье и материалы предприятия в 2014 году составили 4,29% от общей суммы баланса, в 2015 году - 2,49%, в 2016 году – 2,08%. Изменение доли составило за 2014-2015 гг. - 1,8%, за 2015-2016 гг. – (-0,41%). Доходы будущих периодов в 2015 году составили 0,1% от суммы баланса предприятия, в 2016 году 0,09%. В 2014-2015 гг. изменение доли показателя в структуре баланса составило +0,1%, в 2015-2016 гг. – (-0,01%). Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям в 2014 году составил 0,05% от общей суммы баланса, в 2015-2016 гг. – 0%. Дебиторская задолженность предприятия в 2014 году составляла 35,2% от общей суммы баланса, в 2015 году – 57,9%, в 2016 году – 65,39%, то есть изменения за 2014-2015 годы составили +22,7%, за 2015-2016 гг. – (+7,49%).
Денежные средства предприятия имеют отрицательную динамику и в 2014 году составляют 51,62% от общей суммы баланса, в 2015 году – 23,68%, в 2016 году – 16,8%. Изменение доли показателя за 2014-2015 год составило – (-27,94%), за 2015-2016 гг. – (-6,88%).
Доля собственного капитала в пассиве баланса ООО «Альфа» ежегодно увеличивается, что положительно характеризует состояние предприятия. Кроме того имеет положительную динамику нераспределённая прибыль (ее доля увеличивается с 42,94% в 2014 году до 57,22% в 2016 году). Кредиторская задолженность составляет значительную часть пассивов компании: в 2014 году – 57,03%, в 2015 году – 46,9%, в 2016 году – 42,76 %.
На рис. 2.2. отразим структуру оборотных активов предприятия.
Рис. 2.2 Структура оборотных активов ООО «Альфа» в 2016 году
Как видно из представленного рис. 2.2, основную долю в структуре оборотных активов занимает краткосрочная дебиторская задолженность (77,5%).
На рис. 2.3 представлена динамика дебиторской задолженности.
Рис. 2.3. Динамика показателей дебиторской задолженностиООО «Альфа» (тыс. руб.)
Как видно из представленного рисунка 2.3, дебиторская задолженность за исследуемый период увеличивается. Так, если в 2014 году сумма дебиторской задолженности составляла 10552 тыс. руб., то в 2015 году - 23936 тыс. руб. и в 2016 году – 23396 тыс. руб.
Таким образом, проведенный анализ деятельности ООО «Альфа» выявил следующие основные проблемы предприятия:
- во-первых, в ООО «Альфа» существенно понижается выручка в 2016 году в сравнении с 2014 и 2015 гг. Так, в 2016 году выручка понизилась на 20,49% в сравнении с 2015 годом.
- во-вторых, основную долю в структуре оборотных активов занимает краткосрочная дебиторская задолженность. Увеличение дебиторской задолженности предприятия за исследуемый период происходит на 221,72%, что отражает неэффективность действующей кредитной политики ООО «Альфа», поскольку дебиторы не рассчитываются с предприятием.
- ООО «Альфа» необходимо улучшить взаимоотношение с поставщиками и потребителями с целью снижения дебиторской и кредиторской задолженности, а также найти выгодные источники краткосрочного финансирования.
2.2. Политика управления прибылью ООО «Альфа»
Основной целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении ООО «Альфа», является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями с учетом обеспечения реализации стратегии его развития и роста его рыночной стоимости.
При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования прежде всего учитывается состояние конкурентной среды, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия.
В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, ресурсы которых предназначаются для финансирования капитальных вложений, увеличения оборотных средств, обеспечения научно-исследовательской деятельности, внедрения новых технологий, перехода на прогрессивные методы труда и т.п.
Общая схема распределения прибылиООО «Альфа» предприятия приведена на рис. 2.4.
Рис. 2.4. Основные направления распределения прибыли
Важным аспектом распределения прибылиООО «Альфа»является определение пропорции деления прибыли на капитализируемую и потребляемую части, которая устанавливается в соответствии с учредительными документами, интересами учредителей, а также определяется в зависимости от стратегии развития бизнеса.
В политике предприятия, направленной на получение и формирование максимальной прибыли, необходимо выделить:
− анализ объемов и характера прибыли, полученной в прошедших календарных периодах;
− составление плана по прибыли по предприятию в целом, и по отдельным видам деятельности. Прибыль может формироваться операционная, финансовая и инвестиционная;
− разработка учетной и налоговой политик предприятия. Необходимо тщательно проанализировать используемую систему налогообложения, провести расчеты, насколько эффективным будет использование упрощенных систем налогообложения для отдельных видов деятельности предприятия. Учетная политика определяет способы формирования себестоимости предприятия, соответственно, непосредственно влияет на размер получаемой прибыли.
Предприятие, максимально верно сформировавшее учетную политику, может существенно экономить на налогах, что так же способствует увеличению прибыли;
− анализ рисков, сопутствующих конкретному виду деятельности. Разработка мероприятий, направленных на снижение рисков;
− разработка политики морального, материального стимулирования персонала. От успешной разработки и внедрения данного пункта во многом зависят расходы предприятия, а соответственно, размеры полученной прибыли при условии, что производимый товар конкурентоспособен, а цены находятся в пределах разумного диапазона;
− разработка политики управления качеством производимой продукции или оказываемых услуг. Помимо этого при формировании политики, направленной на получение прибыли, необходимо учитывать оборачиваемость имеющегося капитала, эффективное использование имеющихся основных средств и многое другое.
Факторы, влияющие на формирование прибыли.
Все факторы, влияющие на предприятие, а соответственно, на формирование прибыли, можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним относят:
− изменения в законодательстве;
− конкурентная среда;
− изменение закупочных цен поставщиками материалов, комплектующих или полуфабрикатов;
− инфляционная составляющая и т.д.
К внутренним факторам относят:
− производительность труда;
− мотивация персонала;
− использование современных или устаревших технологий;
− эффективное или неэффективное использование имеющихся основных средств и т.д.
Необходимым элементом анализа формирования прибыли является установление причинно-следственных связей, оказывающих как положительное, так и отрицательное значение на деятельность предприятия в целом, и отдельных его подразделений. Только после установления всех критериев, влияющих на получение и размер прибыли, можно говорить о принятии управленческих решений.