Файл: Методы бюджетирования проекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Финансовые бюджеты включают бюджеты, характеризующие либо финансовое положение предприятия, либо финансовые результаты его деятельности. Они составляются на основе информации операционных бюджетов, обобщая или представляя ее в требуемом разрезе. В частности, к ним относятся бюджеты (проекты) форм публикуемой бухгалтерской отчетности. Первый финансовый бюджет, который составляется после получения всей совокупности операционных бюджетов и представляет следующий логический этап обработки информации, - это аналог отчета о прибылях и убытках, в котором определяется планируемая прибыль от продажи продукции.

Далее составляются бюджет денежных средств и проект баланса, которые также являются финансовыми бюджетами.

Часто к этой группе бюджетов добавляются бюджеты капитальных затрат (инвестиций) предприятия, формируя объединенную группу финансовых и инвестиционных бюджетов. Однако логичнее их выделить в отдельную группу. Инвестиционные бюджеты можно вписать в представленную схему основного бюджета на любом этапе в зависимости от вида инвестиций, главное - до составления бюджета денежных средств, так как инвестиционные решения обуславливают отток денежных средств, показываемый в соответствующем разделе бюджета денежных средств. При долгосрочных инвестициях, которые не будут завершены в данном бюджетном периоде, это не имеет принципиального значения, однако, если они повлияют на производственные мощности (и производственную программу) в данном периоде, то указанный бюджет важно составить до определения производственной программы в натуральных единицах.

1.3 Роль бюджета в управлении организацией

Основополагающей базой управленческого учета являются инструменты и технологии измерения и управления эффективностью и результативностью показателей деятельности компании.

Бюджет - это один из инструментов управленческого учета, который должен отражать реальную ситуацию финансово-хозяйственной деятельности компании, а значит, содержать оперативную, достоверную и полную информацию о бизнес-процессах, материальных и финансовых потоках, а также о финансовых результатах деятельности компании.

Функции бюджета как средства контроля, оценки и анализа деятельности организации раскрываются тогда, когда плановые (нормативные) показатели сравниваются с фактическими. Для определения предстоящих расходов на основе норм и нормативов используется система нормативного учета (система "стандарт-костинг"). [14, с. 38]


Система нормативного учета затрат (СНУЗ) может использоваться как при позаказном, так и при попроцессном методе калькулирования себестоимости продукта. При применении этой системы все затраты, влияющие на счета запасов и себестоимость реализованного продукта, выступают как нормативные (стандартные), а не фактические. Система нормативного учета затрат (СНУЗ) применяется для:

- управления затратами;

- установления цен и ведения ценовой политики;

- разработки бюджетов;

- оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности компании.

Для организации учета, систематизации всех данных и сбалансированности показателей финансово-хозяйственной деятельности, принципы и правила процесса бюджетирования регламентируются в едином документе - Положении о бюджетировании.

Положение о бюджетировании содержит формализованную информацию о цели, задачах, структуре, основных принципах и процессах системы бюджетирования, участниках процессов бюджетного управления и их функциях, содержании бюджетных форм и принципах отражения и структуры аналитической информации, бюджетном контроле и бюджетном регулировании.

Бюджетирование - это процесс принятия управленческих решений о распределении ресурсов по направлениям их использования для достижения целевых показателей деятельности компании на плановый период.

Основная цель системы бюджетирования заключается в том, чтобы должным образом скоординировать процессы, связанные с организацией и обеспечением функции планирования показателей деятельности организации на определенный период.

Система бюджетирования направлена на решение следующих задач:

-стабильность процессов бюджетного управления во всех структурных подразделениях (центрах ответственности) компании;

-контроль обоснованности планируемых к реализации мероприятий, оптимизацию затрат на их реализацию;

-планирование бюджетных показателей структурных подразделений (центров ответственности) и компании в целом;

-связь между основными бюджетными показателями: затратами, расходами, доходами и платежами;

-контроль и анализ исполнения утвержденных бюджетов;

-бюджетное регулирование - процесс принятия обоснованных решений при изменении ключевых параметров бюджета, решений о необходимости оперативных корректировок плановых работ и мероприятий.

Система бюджетирования в качестве входящей информации использует исторические данные, целевые показатели, сценарные условия, лимиты и прочие параметры, сформированные системой текущего планирования.


По срокам виды планирования классифицируются на текущее, среднесрочное и перспективное планирование:

- текущее (оперативное, краткосрочное) планирование рассчитано на срок не более года, такое планирование называют бюджетированием или сметным планированием;

- среднесрочное (тактическое, административное) планирование формируется от одного года до трех лет;

- перспективное (стратегическое, долгосрочное) планирование рассчитано на сроки три, пять и более лет.

Текущее, или оперативное, планирование характеризует основную деятельность и прямо связано с достижением цели организации.

Среднесрочное (тактическое) планирование представляет собой тактические планы развития бизнеса (производство, маркетинг, исследовательская деятельность, проектирование) и поддержания организационной структуры. Их целью является создание организации, в которой могут быть достигнуты наилучшие результаты деятельности [16, с. 34].

Перспективное (стратегическое) планирование - это планы генерального развития бизнеса на длительный период. Стратегические цели долгосрочны; они формируются с учетом лимитирующих факторов - ключевых факторов, или ограничений, определяющих границы бизнеса. Для определения лимитирующих факторов используется анализ сильных и слабых сторон компании, ее возможностей и угроз - SWOT-анализ: Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats). Стратегии организации пересматриваются только при необходимости (при внедрении новых технологий, появлении новых конкурентов, изменении уровня потребительского спроса и т.д.).

Качество системы бюджетного управления достигается за счет соблюдения следующих принципов:

- децентрализации управления для принятия решений по достижению плановых показателей и заданий в отдельных структурных подразделениях (центрах ответственности) компании. Децентрализация управления - это делегирование определенных полномочий директора линейным руководителям, которые несут ответственность за деятельность вверенного ему подразделения;

- централизации управления при планировании доходов и притока денежных средств от реализации продукта, затрат и оттока денежных средств, связанных с достижением цели компании, инвестиционных и финансовых проектов;

- организации системы контроля выполнения заданных показателей. При этом контроль является внешним по отношению к лицу, принимающему решение. Система контроля включает блоки предварительного (в процессе принятия решений и утверждения планов), текущего (в оперативном режиме) и последующего (по итогам исполнения) контроля;


- обеспечения связи показателей, отражающих производственный, инвестиционный и финансовый циклы деятельности, а также взаимосвязи производственных, инвестиционных и финансовых проектов в системе бюджетирования;

- применения единой методологии формирования показателей, процессов планирования, учетных документов, порядок их подготовки и оборота.

Очевидно, что обязательным условием выполнения бюджетной системой полного перечня управленческих функций служит использование в основе бюджетирования плановых значений затрат на единицу объема, которые называются нормативными затратами, на основе которых осуществляется калькулирование нормативной себестоимости единицы продукции. При этом в системе обязательно присутствуют плановые значения затрат, относящиеся ко всему объему. Последние, часто называемые сметными или бюджетными, рассчитываются на базе нормативных затрат на единицу и планируемого объема производства (продаж).

Глава 2 Анализ методов бюджетирования проектов на примере ООО «Томскремстройпроект»

2.1 Общая характеристика организации ООО «Томскремстройпроект»

Общество с ограниченной ответственностью «Томскремстройпроект» создано 6 марта 2001 года, зарегистрировано в ИНФС по г. Томску. Юридический адрес: г. Томск, ул. Белинского, 50. Основные виды деятельности компании:

- производство каменных работ;

- производство бетонных и железобетонных работ;

- устройство покрытий зданий и сооружений;

- производство прочих отделочных и завершающих работ.

В процессе разработки бакалаврской работы был проведен анализ финансового состояния ООО «Томскремстройпроект» по данным бухгалтерской отчетности за 2013 и 2014 годы и определены основные показатели финансовой устойчивости. Финансовое состояние – одна из важнейших характеристик коммерческой эффективности и надежности предприятия. Оно показывает конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, гарантирует эффективность реализации экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности, как самого предприятия, так и его партнеров. Основными источниками для оценки финансового состояния являются: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет о движении денежных средств; приложения к бухгалтерскому балансу. Финансовое состояние отражает платежеспособность предприятия, т.е. способность своевременно удовлетворять платежные обязательства перед поставщиками оборудования и материалов, возвращать кредиты, выплачивать заработную плату персоналу, уплачивать платежи в бюджет.


В отчетном периоде (2014г.) предприятие не достигло высоких финансовых результатов. Выручка от продаж снизилась на 59,57%. Прослеживается незначительное снижение валовой прибыли – на 1 508 тыс. руб. При этом положительной тенденцией является повышение балансовой и чистой прибыли (на 1 390 тыс. руб.). Это связано со снижением управленческих расходов на 25,83%. Для анализа финансового состояния ООО «Томскремстройпроект» составим сравнительный аналитический баланс, охватив весь основной перечень показателей, характеризующих состояние и динамику финансового положения предприятия.

Ключевые экономические показатели финансового состояния предприятия: общая себестоимость имущества уменьшилась на 134 606 тыс. руб. или на 30,9%, что является отрицательной тенденцией. Стоимость внеоборотных активов, в частности основных средств предприятия, сократилась на 1 330 тыс. руб. или на 13,5%. При этом их доля в имуществе предприятия увеличилась с 2% до 3% или на 0,56%. Стоимость оборотных средств сократилась на 133 294 тыс. руб. или на 31,2%, и их доля в имуществе предприятия уменьшилась на 0,57%. Сократилась доля краткосрочных обязательств, за счет сокращения кредиторской задолженности на 136 150 тыс. руб. или на 32,9%, но по-прежнему занимает большую часть в валюте баланса, а именно 92%.

Абсолютное значение показателя рентабельности активов характеризует финансовое состояние организации. Он показывает, что каждый рубль стоимости активов ООО «Томскремстройпроект» в 2014 году получило 1 копейку прибыли. В соответствии с рассчитанным показателем рентабельности собственного капитала, на один рубль собственного капитала получено 6 копеек прибыли. Каждый рубль реализованной продукции приносит 2 копейки чистой прибыли. Большая часть заемных средств – это краткосрочные займы и кредиты. Погашение организацией заемных обязательств своевременно производилось в течение отчетного периода. Долгосрочными займами организация не пользуется.

Финансовый результат оценивается как положительный. Поскольку организация на конец периода не находится в убытке и чистая прибыль за 2014 год равна 1544 т.р. И в период с 2013 г. по 2014. Произошло увеличение чистой прибыли на 1390 т.р., это является положительным моментом. На основе коэффициентов финансовой устойчивости можно провести анализ финансового положения предприятия.

Величина коэффициента автономии у исследуемого предприятия значительно ниже нормы. Это может быть обусловлено отраслевой спецификой. А именно тем, что у предприятия очень низкая доля внеоборотных активов, следовательно, для их финансирования не требуется большое количество долгосрочных источников, а это означает, что доля собственного капитала должна быть ниже, соответственно ниже и коэффициент автономии. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств анализируется в динамике. Из таблицы 2.5. видно, что данный коэффициент значительно снизился, это говорит о снижении зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов. Но значения коэффициента значительно превышают рекомендуемую величину. Это сигнализирует о том, что финансовая устойчивость предприятия вызывает сомнения. Коэффициент финансовой устойчивости данного предприятия достаточно низкий, это говорит о слабой финансовой устойчивости. Таким образом, финансовое состояние ООО «Томскремстройпроект» за отчетный период 2014 г. нельзя назвать стабильным. Но финансовый результат за отчетный период является положительным. Организация не терпит убыток и на конец 2014 г. имеет чистую прибыль в размере 1 544 тыс. руб., которая на 1 390 тыс. руб. больше, чем в 2013 году.