Файл: Правовое регулирование организации и деятельности нотариата в условиях современной России.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие нотариата и нотариальных правоотношений
1.2. Нотариальные правоотношения и их правовое регулирование
Глава 2. Правовые основы деятельности нотариуса
2.1. Правовое регулирование деятельности нотариуса
2.2. Тенденции развития нормативного регулирования нотариальной деятельности
Нотариус - субъект публичного права. Публично-правовая природа нотариата была подтверждена Конституционным Судом РФ в постановлении от 19 мая 1998 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», в котором сказано, что деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой, является особой юридической деятельностью, которая осуществляется от имени государства, чем предопределяет специальный публично-правовой статус нотариусов. [27.C.3]
Таким образом, по мнению автора статьи, нотариат - это полисемичный термин, который необходимо понимать, во-первых, как систему специальных органов и должностных лиц, во-вторых - как совокупность нотариальных действий, совершаемых указанными органами. Нотариат реализуется в сфере бесспорной гражданской юрисдикции, его основная функция -оказание квалифицированной юридической помощи гражданам и юридическим лицам посредством совершения нотариальных действий от имени государства в целях охраны их прав и законных интересов. [26.C.12]
Следовательно, нотариат можно определить, как систему специальных органов и должностных лиц, действующих в сфере бесспорной гражданской юрисдикции, основная функция которых - совершение нотариальных действий от имени государства с целью охраны и защиты прав и законных интересов участников гражданских правоотношений. [35.C.1]
Указанное определение, на наш взгляд, необходимо закрепить в Основах законодательства о нотариате. Это послужит распространению комплексного и более правильного понимания нотариата в обществе и будет способствовать более адекватному и своевременному государственному регулированию нотариата в Российской Федерации.
1.2. Нотариальные правоотношения и их правовое регулирование
Правовая доктрина нотариальных правоотношений носит дискуссионный характер, прежде всего в определении фундаментальных вопросов касательно понятия, структуры, правовой значимости. Важно отметить, что в последнее время существенно расширились рамки нотариальной деятельности ввиду принятия Федеральных законов № 457-ФЗ от 29.12.2014 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в Основы законодательства РФ о нотариате [15], и № 391-ФЗ от 29.12.2015 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[16], которые внесли существенные коррективы в Федеральные законы «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» . [11]
Кардинальные изменения коснулись многих аспектов нотариальной деятельности, начиная с существенного пополнения перечня возможных нотариальных действий и заканчивая расширением сфер общественных отношений, к обязательному правовому сопровождению которых теперь привлечен нотариус. Кроме того, новации в нормативно - правовом регулировании деятельности нотариата соответствующим образом повлияли на характер нотариальных правоотношений, что, в свою очередь, определяет актуальность и своевременность доктринальных исследований в области теории нотариальных правоотношений, нацеленной на выявление и осознание фундаментальной основы, на которой базируется деятельность механизма правового регулирования общественных отношений с участием нотариата.
Правоотношение в целом представляет собой разновидность общественных отношений, урегулированных нормами права. С.С. Алексеев[18.C.54] более детально характеризует термин «правоотношение», как «возникающую на основе нормы права индивидуализированную общественную связь между лицами, характеризуемую наличием субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемую (гарантируемую) принудительной силой государства». [18.C.56[
Существует большое разнообразие общественных отношений, складывающиеся в сфере экономики, политики, брака и семьи, культуры и иных, возникающие между субъектами и подчиняющиеся правовому регулированию, но особое положение среди прочих, на наш взгляд, занимают правоотношения, субъектом которых выступает государство или иное лицо, наделенное государственно -властными полномочиями и действующее от его имени. Это придает правоотношениям особую юридическую силу.[25.C.13]
Нотариат, в свою очередь, является особым институтом правового государства, которому делегирована ключевая функция по обеспечению юридической безопасности и содействия осуществлению интересов различных субъектов права. Нотариат функционирует на границе частных и публичных правовых сфер, имеет дуалистическую правовую природу, действуя, с одной стороны, от лица государства и выполняя публично - правовые функции, а, с другой стороны, является беспристрастным и независимым профессиональным субъектом, обеспечивающим конституционное право на квалифицированную юридическую помощь, содействуя при этом защите прав и свобод человека и гражданина.
Уникальность правовой природы института нотариата в полной мере находит свое выражение в нотариальных правоотношениях, которые отличаются спецификой субъектного состава, содержательной стороны и объекта, по поводу которого взаимодействуют субъекты. Следует отметить, что категория нотариальных правоотношений мало изучена. [22.C.35]
Опираясь на разработки традиционной доктрины права в сфере правоотношений, учитывая дуалистический характер института нотариата и специфику процесса организации и осуществления нотариальной деятельности, нотариальные правоотношения следует рассматривать как самостоятельный вид общественных отношений, обладающих индивидуальными отличительными признаками. Нотариальные правоотношения складываются на основе правовых предписаний, наполняя действия субъектов юридическим смыслом, тем самым, позволяя претворяться нормам права в жизнь. Согласно мнению отдельных исследователей, регулирующая роль норм права в рамках правоотношения увеличивается, приобретая при этом конкретное, практическое значение, так как именно в правоотношении правовые нормы вступают в тесную связь с поведением участников общественных правоотношений, что выражается в юридически значимых поступках. [25.C.14]
Нотариальные правоотношения носят волевой характер, возникая в соответствии с волей и желанием их участников, выполняя параллельно волю государства через деятельность самого нотариуса, действующего от имени государства. Кроме того, нотариальные правоотношения представляют собой тесную связь между субъектами в виде взаимообусловленных субъективных прав и обязанностей, которые, в свою очередь, являются одним из элементов правоотношения как правовой категории. [30.C.133]
Субъективные права и обязанности индивидуализируют правоотношения, определяя объем правомочий каждого субъекта - участника правоотношений. В этой связи важно отметить, что в случае нотариальных правоотношений особенность заключается еще и в том, что сам нотариус - носитель публично - властных полномочий, действуя в интересах обратившихся лиц, является гарантом законности, справедливости, равенства при совершении нотариальных действий, обеспечивая, таким образом, государственную защиту в регулировании общественных отношений.[29.C.39]
В итоге нотариальные правоотношения имеют двустороннюю поддержку принудительной силы государства: извне, поскольку лица, становясь носителями субъективных прав и обязанностей, «сразу же попадают в специфическое положение по отношению к государству» и обязаны подчиняться нормативно -правовому регламенту, и изнутри, так как активным участником всех без исключения нотариальных правоотношений является нотариус - непосредственный носитель государственно -властных полномочий. [30.C.126]
Основываясь на общедоктринальном подходе к исследованию категории нотариальных правоотношений, их можно классифицировать в зависимости от функциональной направленности на регулятивные и охранительные. Регулятивные нотариальные правоотношения возникают как следствие правореализации в соответствии с нормативно -правовым предписанием, основываясь при этом на правомерных юридических фактах, будучи направленными на урегулирование общественных отношений согласно правовому статусу и установленных полномочий субъектов, выраженных в виде принадлежащих им юридических прав и обязанностей. Регулятивный характер нотариальных правоотношений свидетельство тому, что нормы права, призванные регулировать общественные отношения в области гражданского оборота, реализуются своевременно, надлежащим образом, беспрепятственно, в полном объеме и, главное, участником данного правореализационного процесса является представитель государства - нотариус, придающий особую юридическую силу указанным правоотношениям. [30.C.21]
В итоге это позволяет сформировать основу правопорядка, поскольку иные участники нотариальных правоотношений имеют гарантии и испытывают уверенность в обусловленности и оправданности реализуемых прав и обязанностей, порождаемых правоотношениями, чувствуя определенную ответственность за свои действия перед обществом и государством.[32.C.98]
В ряде случаев законодательством предусмотрена возможность выбора для субъектов права относительно их участия в нотариальных правоотношениях.
Делая осознанный выбор в пользу участия в нотариальных правоотношениях, субъекты проявляют инициативу и демонстрируют активность в избрании законных способов реализации установленных прав и свобод, что, в свою очередь, закрепляет правовое положение самого участника гражданских правоотношений. И, наконец, ключевой особенностью регулятивных нотариальных правоотношений является то, что самим своим существованием они свидетельствуют о предоставлении возможности добровольного осуществления гражданами своих прав и обязанностей, без принуждения государства. Правовая обязанность, предусмотренная нотариальными правоотношениями, исполняется уже осознанно, будучи обусловленной внутренней необходимостью участника, удовлетворить законный интерес корреспондирующегося субъекта права.[30.C.231]
Охранительные правоотношения характеризуются прямо пропорционально регулятивным, поскольку на первый план выходит государство и играет ведущую роль, воздействуя на поведение граждан посредством принуждения к правомерному поведению, запретов, санкций за допущенные правонарушения. Охранительные правоотношения возникают в тех случаях, когда велик риск нарушения нормативно -правовых предписаний, противоправного поведения граждан в части полноценного выполнения юридических обязанностей и нарушения субъективных прав иных участников правоотношений. В указанных обстоятельствах просто необходимо вмешательство соответствующей силы или субъекта, обладающего властными полномочиями и достаточной компетенцией для разрешения проблемного вопроса по существу в строгом соответствии с требованиями законодательства и гарантией легитимности принятого решения.
Подобной силой, способной взять на себя столь высокую ответственность, несомненно, является государство. Поскольку нотариату делегирована часть полномочий по реализации публично -правовой функции государства, направленной на защиту прав и законных интересов субъектов права, нотариальные правоотношения способны в полной мере выступать как охранительные. [22.C.77]
Охранительные нотариальные правоотношения содействуют установлению правопорядка, поскольку способствуют ликвидации противоречий между предписаниями нормы права и действительным поведением участников правоотношений, а в итоге позволяют восстановить справедливость и способствуют удовлетворению законных интересов.
В теории права, рассматривая вопрос относительно признаков охранительных правоотношений в целом, исследователи расходятся во мнении относительно характера взаимосвязи между субъектами права: одни утверждают о наличии двусторонней связи, а другие - трехсторонней.[18.C.32]
В отношении охранительных нотариальных правоотношений такого вопроса возникать не может, поскольку обязательными участником правоотношения всегда является нотариус - носитель государственно -властных полномочий, действующий от имени государства и представляющий его интересы по установлению законности в области гражданского оборота. Вторая сторона нотариальных правоотношений представлена субъектами права, обращающимися к нотариусу за совершением нотариального действия. Как видно, нотариальные правоотношения представляют собой исключительный случай, где при наличии двустороннего характера правоотношений обеспечено явное государственное присутствие в них. Именно поэтому охранительные нотариальные правоотношения следует рассматривать в неразрывной связи с правовой ответственностью. [18.C.43]
Правоотношение, являясь ключевым элементом конструкции механизма правового регулирования, в свою очередь является сложным структурным образованием, имеющим определенное внутреннее строение. [22.C.79] Традиционная позиция теории права позволяет выделить три основных элемента нотариальных правоотношений: субъекты (участники правоотношения), содержание (комплекс субъективных прав и обусловленных ими юридических обязанностей) и объект.
Определяя субъективный состав участников нотариального правоотношения, следует отметить, что одну сторону участников представляют лица, обратившиеся за совершением нотариальных действий, и в их качестве могут выступать граждане, юридические лица и публично -правовые образования или их представители. [22.C.81] На второй стороне нотариальных правоотношений выступает нотариус и именно это обстоятельство придает особую значимость правоотношениям в целом. В большинстве видов правоотношений субъекты действуют в своих собственных интересах, но не в случае нотариальных правоотношений. Нотариус в силу прямого указания в законе действует от имени государства и обеспечивает выполнение правоохранительной функции государства, гарантируя законность гражданского оборота, причем без каких бы то ни было затрат со стороны государства, целиком и полностью за счет лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, реализуя тем самым функционирование государственного механизма. [25.C.15]