Файл: Франчайзинг в системе российского гражданского права (Понятие франчайзинга и его правовой режим).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
Учитывая, что деловая репутация является нематериальным благом, считаем невозможной ее передачу или отчуждение. Вместе с тем, предоставление пользователю права использовать коммерческое обозначение правообладателя предполагает распространение на такого пользователя и положительной деловой репутации правообладателя. Полагаем, не только коммерческое обозначение, но также передаваемое право на товарный знак и знак обслуживания могут оказать влияние на формирование деловой репутации предпринимателя, притом не только положительное, в связи с чем правообладатель по договору коммерческой концессии должен иметь определенные средства защиты.
Что касается коммерческого опыта, то его легальное определение в законодательстве также отсутствует. По мнению Д. П. Бондаренко, коммерческий опыт может представлять как секрет производства, так и иные сведения, не подпадающие под определение секрета производства по ст. 1465 ГК РФ[27]. Это некий обязательный минимум информации, который, по ее мнению, необходимо передать до заключения договора коммерческой концессии[28]. Можно предположить, что указанный автор считает равнозначными понятия «коммерческий опыт» и «информация о раскрытии деятельности». Однако представляется, что коммерческий опыт «передается» не до, а уже после заключения договора в процессе осуществления деятельности франчайзи под контролем франчайзера.
Полярную Д. П. Бондаренко точку зрения занимает В. В. Витрянский, который считает, что «коммерческий опыт» не имеет ничего общего с ноу-хау, а является результатом приобретенных правообладателем знаний и навыков в силу продолжительной работы в определенной сфере предпринимательской деятельности[29]. С указанным мнением можно согласиться при условии, что так называемая передача коммерческого опыта представляет собой деятельность франчайзера по оказанию консультационных услуг, включая проведение инструктажей, которые в целом связаны с введением франчайзи в сферу предпринимательской деятельности франчайзера. Таким образом, понятие «коммерческий опыт» является составляющей понятия «услуги франчайзера», связанные с предоставлением технической и коммерческой документации, а также иной информации, включая инструктаж (информация в устной форме), о которых говорилось выше.
1.3. Понятие и содержание договора франчайзинга
Под договором франчайзинга следует понимать соглашение, в соответствии с которым одна сторона (франчайзер) обязуется предоставить другой стороне (франчайзи) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности франчайзи комплекс принадлежащих франчайзеру исключительных прав, включающих право на товарный знак, знак обслуживания, права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав (в частности, право на коммерческое обозначение, ноу-хау), а также оказывать услуги, связанные с введением франчайзи в сферу предпринимательской деятельности франчайзера и сопровождением деятельности франчайзи в процессе ее осуществления[30].
Договор франчайзинга является консенсуальным, возмездным, двусторонне обязывающим. Он представляет собой коммерческую сделку, поскольку его сторонами выступают франчайзер и франчайзи, осуществляющие предпринимательскую деятельность[31].
Существенным условием договора франчайзинга является его предмет, а также цена.
В свою очередь предметом договора является передача франчайзером за вознаграждение комплекса исключительных прав, обязательным элементом которого выступает товарный знак или знак обслуживания, а также оказание услуг в целях введения франчайзи в сферу предпринимательской деятельности франчайзера и осуществления франчайзи указанной деятельности так, как это делает сам франчайзер[32].
Что касается места договора франчайзинга среди других гражданско-правовых договоров, то считаем, что он не относится к числу лицензионных договоров. Он также не относится по своему типу к договорам об оказании услуг и не может быть строго отнесен к договорам об использовании исключительных прав, а занимает свое самостоятельное место, являясь двуобъектным.
Выводы.
Франчайзинг – это организация бизнеса, когда компания передает независимому человеку или другой компании право на продажу своего продукта и услуг.
Под договором франчайзинга следует понимать соглашение, в соответствии с которым одна сторона (франчайзер) обязуется предоставить другой стороне (франчайзи) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности франчайзи комплекс принадлежащих франчайзеру исключительных прав, включающих право на товарный знак, знак обслуживания, права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав (в частности, право на коммерческое обозначение, ноу-хау), а также оказывать услуги, связанные с введением франчайзи в сферу предпринимательской деятельности франчайзера и сопровождением деятельности франчайзи в процессе ее осуществления.
Договор франчайзинга является консенсуальным, возмездным, двусторонне обязывающим. Он представляет собой коммерческую сделку, поскольку его сторонами выступают франчайзер и франчайзи, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Существенным условием договора франчайзинга является его предмет, а также цена.
Глава 2. Проблемы правового регулирования франчайзинга и пути их решения
В современном российском законодательстве имеются недостатки правового регулирования договора коммерческой концессии, выявление которых привело к выработке рекомендаций по совершенствованию договора франчайзинга в законодательстве Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 1028 ГК РФ, договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент). Стороны в отношениях с третьими лицами не могут ссылаться на договор, не зарегистрированный в установленном законом порядке, когда изменения к договору коммерческой концессии должны быть первоначально зарегистрированы в Роспатенте[33].
Согласно п. 2 ст. 1036 ГК РФ стороны договора в отношениях с третьими лицами могут ссылаться на его изменения, если такие третьи лица знали или должны были знать о внесённых в договор изменениях. Однако это положение не будет действовать, если изменения к договору были признаны ничтожными из–за отсутствия регистрации в Роспатенте. Следовательно, регистрации подлежит каждое изменение к договору в тех органах власти, в которых был зарегистрирован первоначальный договор[34].
Аналогичная проблема возникает и при толковании положений законодательства о досрочном расторжении договора (п. 2 ст. 1037 ГК РФ). Закон не предусматривает каких–либо правовых последствий, но отсылает к процедуре регистрации[35]. В целях внесения правовой определенности было бы предпочтительным установить в качестве императивного правового последствия положение о недействительности указанного расторжения в случае отсутствия его регистрации. Согласно п. 1 ст. 1027 ГК РФ договор коммерческой концессии может заключаться на неопределённый срок, в этом случае каждая из сторон по договору вправе отказаться от исполнения договора, уведомив об этот другую сторону за шесть месяцев (п. 1 ст. 1037 ГК РФ).
Если договор коммерческой концессии заключен на неопределенный срок, каждая из сторон по договору вправе отказаться от исполнения договора, уведомив об этот другую сторону за шесть месяцев (п. 1 ст. 1037 ГК РФ)[36]. Из формулировки ст. 1037 ГК РФ следует, что срок, отведенный для уведомления другой стороны, не подлежит сокращению, однако может быть увеличен[37]. Как правило, этот срок рекомендуется увеличить, так как времени, предусмотренного законодательством, может не хватить для соблюдения интересов обеих сторон по договору. Поскольку обе стороны в период договорных отношений несут значительные расходы, связанные с различными инвестициями, потеря производственной основы для пользователя, равно как и потеря делового партнёра для правообладателя с уведомлением того за шесть месяцев, на данном этапе может стать существенной проблемой[38].
Спорным является вопрос, могут ли быть установлены различные сроки для уведомления о расторжении договора для пользователей и правообладателей соответственно[39]. Против этого говорит только то обстоятельство, что п. 1 ст. 1037 ГК РФ адресован сторонам договора коммерческой концессии в общем, без разграничения между правообладателем и пользователем[40]. Не существует, однако, чёткого запрета на установление различных сроков, в особенности в отношении пользователя, как это часто предусматривает законодательство для обеспечения интересов менее защищенной стороны. С учетом того, что, согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ, диспозитивные нормы допускают согласование отличных друг от друга условий, установление разных сроков для уведомления о расторжении договора для пользователей и правообладателей допустимо. На сегодняшний день судебная практика ещё не до конца прояснила этот вопрос.
Согласно п. 3 ст. 1037 ГК РФ договор коммерческой концессии прекращает свое действие в случае прекращения права на товарный знак, знак обслуживания или на коммерческое обозначение, предоставленных пользователю, хотя передача права на использование коммерческого обозначения не является существенным условием. В связи с этим возникает вопрос, должны ли новые права быть предоставлены уже к моменту прекращения первоначальных прав или же замена может произойти позднее[41]. Из формулировки можно понять, что замена прав может состояться позднее и действие договора будет восстановлено с обратной силой. Против такой интерпретации свидетельствует тот факт, что замена прав несёт в себе изменение договора, а прекращение договора в соответствии с законодательством является досрочным прекращением договора коммерческой концессии[42]. В обоих случаях необходима регистрация в Роспатенте. Если договор не будет зарегистрирован, поскольку стороны всё ещё обсуждают вопрос замены прекративших своё существование прав, в худшем случае договор коммерческой концессии будет считаться ничтожным на основании п. 2 ст. 1028 ГК РФ. В этой ситуации даже срочно принятое сторонами решение о замене прекращённого права аналогичными новым не в состоянии будет что–либо изменить, так что замена в смысле п. 3 ст. 1037 ГК РФ ГК РФ должна быть произведена не позднее прекращения первоначального договора. В этом контексте неясным остается соотношение ст. 1037 и ст. 1039 ГК РФ. Согласно ст. 1039 ГК РФ договор коммерческой концессии не прекращается в случае изменения правообладателем своего коммерческого обозначения.
Договор коммерческой концессии с таким изменением продолжает действовать, если пользователь не потребует расторжения договора и возмещения убытков[43]. В случае сохранения действия договора пользователь вправе потребовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения (ст. 1039 ГК РФ). Определённости нет в вопросе, касаются ли положения обеих статей изменений коммерческого обозначения, так как в п. 3 ст. 1037 ГК РФ речь идет о «замене…аналогичных прав». Однако это не означает, что коммерческое обозначение может быть заменено правами на патент, товарный знак или иными исключительными правами. Это противоречит п. 1 ст. 1027 ГК РФ, определяющему передачу права пользования коммерческим обозначением в качестве существенного условия договора коммерческой концессии[44].
Следует также учитывать, что изменение коммерческого обозначения не влияет на действительность договора коммерческой концессии, а даже, напротив, может обеспечить его существование. Однако пользователь в любом случае вправе потребовать расторжения договора и возмещения убытков или уменьшения вознаграждения[45]. Такое правило предположительно должно было служить защитой пользователя от внезапной замены наименования франчайзинговой сети, поскольку такая замена может быть не только связана с расходами, но и при определённых условиях негативно влиять на положение франчайзинговой сети на рынке. Против этого, однако, можно возразить, что замена фирменного наименования обычно проводится только в целях улучшения положения на рынке: например, для того, чтобы избавиться от прежнего, несовременного имиджа такое положение закона ставит под угрозу проведение подобного рода мероприятий, ибо правообладателю грозит обязанность возместить убытки или даже потеря пользователя[46].
В случае банкротства одной из сторон по договору действие договора коммерческой концессии прекращается согласно п. 4 ст. 1037 ГК РФ.
После истечения срока действия договора коммерческой концессии согласно п. 1 ст. 1035 ГК РФ пользователь имеет право потребовать заключения нового договора на прежних условиях[47]. В большинстве случаев обойти эти правила защиты пользователя не трудно, так как правообладатель обязан предлагать пользователю заключить новый договор коммерческой концессии, только если территория действия нового договора остаётся неизменной. Для того чтобы избежать обязанности заключить договор, достаточно в первом договоре ограничить пространство действия договора конкретным местом. В случае неудовлетворительного сотрудничества с пользователем территорией действия нового договора может стать соседнее здание, а проблема требования заключения договора со стороны пользователя отпадает сама собой[48].