Файл: Подготовка осужденных к освобождению из мест лишения свободы, их трудовое и бытовое устройство: организационно-правовые проблемы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 675

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

То же можно сказать и о реализации спецконтингентом политических прав и свобод. Так нахождение в местах лишения свободы влечет, как правило, невозможность участия в общественных организациях и объединениях. Самодеятельные организации осужденных, работают на основании ч. 5 ст. 111 УИК РФ и Положения «О порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций, осужденных в исправительных учреждениях» под контролем администрации. Их целями являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; оказание позитивного влияния на исправление осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга; содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины, формировании здоровых отношений между осужденными и др. [6]

Однако, в действительности эти права гражданина, находящегося в местах лишения свободы реализуются не в полной мер

Специальный правовой статус осужденного является родовым по отношению к более конкретным - видовым статусам, которые более четко регулируются другими главами уголовно-исполнительного закона применительно к определенным видам наказания (штраф, обязательные или исправительные работы, ограничение или лишение свободы и др.). В то же время статусы осужденных делятся на виды не только в зависимости от вида наказания, но и от достаточно широкого спектра разнообразных демографических и личностных факторов, к которым относятся такие как пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья и др. Например, такой вид уголовного наказания, как арест в соответствии ст. 54 УК РФ не применяется к лицам, не достигшим 16 летнего возраста, женщинам и одиноким мужчинам, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет. [5]

В научной литературе вполне обоснованно отмечается, что индивидуальный правовой статус женщин и мужчин, осужденных к лишению свободы имеет существенные отличия, [13;14] также как и индивидуальные статусы несовершеннолетних и взрослых осужденных. [12;52]

Под правовым статусом осужденных понимают совокупность юридических элементов (обязанностей и прав, законных интересов и правовых ограничений), выражающих специфику и определяющих содержание положения осужденных во время отбывания уголовного наказания. Различаемые в теории общий, специальный, видовые (в зависимости от вида наказания и демографических особенностей осужденного) статусы действуют в тесной взаимосвязи, наслаиваются друг на друга и на практике неразделимы. Безусловно, наиболее значим для понимания сущности правового положения осужденного его индивидуальный правовой статус.


Правовой статус - это общий объем прав и обязанностей, который устанавливается нормативными актами, а понятие «правовое положение осужденного» наполнено конкретным содержанием, оно гораздо шире, поскольку включает реально реализуемые им правомочия, дополнительные ограничения, связанные с применением взысканий, поощрения и дополнительные права, приобретаемые конкретным осужденным в результате добросовестного исполнения обязанностей и ограничений, налагаемых самим фактом осуждения и режимом учреждения. С этой точки зрения правильнее было бы говорить о правовом статусе осужденных и правом положении осужденного.

Вопросы подготовки осужденных к освобождению и оказания помощи лицам, подлежащим освобождению, в той или иной мере конкретизируются в федеральных законах, законах субъектов Федерации, указах Президента России, постановлениях и распоряжениях министерств и ведомств, правовых актах органов местного самоуправления, непосредственно приказах и распоряжениях министерства юстиции и ФСИН России.

В соответствии со ст.ст. 180 - 181 уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, оказание помощи осуждённым, освобождаемым от отбывания наказания является обязанностью администрации учреждений, исполняющих наказания. Порядок оказания администрацией исправительного учреждения помощи осуждённым, освобождаемым от отбывания наказания. в исправительном учреждении уголовно-исполнительной системы, установлен Инструкцией об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осуждённым, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации от 13 января 2006 г. № 2. [4]

Для выяснения юридической природы института подготовки осуждённых, отбывающих лишение свободы, к освобождению, необходимо выделить ряд критериев, характеризующих указанный вид деятельности.

По мнению А.А Соколова, основным критерием выявления юридической природы правового института, регулирующего государственное воздействие на лицо, совершившее преступление, является правовой статус этого лица в результате применения к нему исследуемого института. [35;28]

По мнению Е. Е. Лукина, подготовка осуждённого к жизни на свободе означает, прежде всего, его исправление. Содержанием подготовки осуждённых к освобождению, является трудовое, эстетическое воспитание осуждённых, нравственное, формирование таких качеств личности, которые бы исключали антиобщественное поведение в исправительных учреждениях и на свободе. На стадии подготовки осуждённых к освобождению достигается цель наказания – исправление осуждённых. [28;214]


Я. С. Тейван-Трейновский рассматривал подготовку осуждённых к освобождению как этап социальной адаптации, а время психологической и нравственной подготовки в местах отбывания наказания к условиям жизни в новой социальной среде после освобождения необходимо включать в процесс социальной адаптации. По его мнению, с момента прибытия осуждённого к месту исполнения наказания, начинается подготовка осуждённых к освобождению. [37;105]

Таким образом, необходимо выделить основные положения рассматриваемой деятельности: подготовка осуждённых, отбывающих лишение свободы, – это одно из направлений деятельности исправительных учреждений; осуществляется в период исполнения наказания, осуществляемого в рамках лишения свободы, и начинается с момента прибытия осуждённого в исправительное учреждение; включает в себя комплекс исправительного воздействия (режим, воспитательную работу, труд, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, нравственное и эстетическое воспитание осуждённых); предусматривает совокупность мер, направленных на создание и сохранение у осуждённых социально полезных связей, оказание им помощи в бытовом и трудовом устройстве; направлена на социальную адаптацию после освобождения.

Уголовно-исполнительное законодательство не содержит определения понятий подготовки осуждённых к освобождению, их ресоциализации и социальной адаптации, в научной литературе также нет единого мнения относительно соотношения рассматриваемых понятий, в связи с чем возникает необходимость более детального рассмотрения данных научных категорий.

Вероятность повторного совершения преступления лицом, освобожденным из мест лишения свободы, во многом зависит от того, насколько эффективно в период подготовки к освобождению действовали органы, ответственные за ее осуществление. [23;5] Задачей учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, является подготовка осуждённых, отбывающих лишение свободы, к освобождению в целях успешной социальной адаптации после освобождения, а также предотвращения совершения ими новых преступлений

Результатом деятельности администрации исправительного учреждения, направленной на подготовку осужденного к освобождению, по мнению А.К. Романова, должен явиться подготовленный для жизни в обществе человек, изменивший в период отбытия наказания собственные ценности, уважающий правила и нормы человеческого общежития, способный, и желающий, и обладающий возможностью осуществлять свою жизнедеятельность в соответствии с законом, с нормами и правилами, принятыми в обществе. [33;90]


У осужденных, в процессе отбытия наказания, должна быть сформирована положительная жизненная установка, желание и стремление вести правопослушный образ жизни, не нарушая установленных законом норм. Этот критерий должен быть обозначен в законодательстве как определяющий в деятельности исправительных и воспитательных колоний и рассматриваться в качестве главного показателя деятельности как отдельного подразделения уголовно-исполнительной системы, так и уголовно-исполнительной системы в целом.

Основной задачей при подготовке осуждённых, отбывающих лишение свободы, к освобождению является создание системы взаимосвязанных элементов, направленных на решение вопросов успешной социальной адаптации осуждённого после освобождения.

Цели, которые преследует работа по подготовке осуждённых к освобождению, в большинстве своем идентичны целям, поставленным уголовно-исполнительным законодательством – это исправление осуждённых и предупреждение совершения ими новых преступлений.

Сущность подготовки осуждённых к освобождению, как одного из основных институтов уголовно-исполнительного права заключается в следующем: это одно из направлений деятельности исправительных учреждений; осуществляется в период исполнения наказания, осуществляемого в рамках лишения свободы, начинается с момента прибытия осуждённого в исправительное учреждение и оканчивается в момент освобождения лица; включает в себя комплекс исправительно-воспитательного воздействия (режим, воспитательную работу, труд, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, эстетическое и нравственное воспитание осуждённых); предусматривает совокупность мер направленных на создание и сохранение у осуждённых социально-полезных связей, оказание им помощи в бытовом и трудовом устройстве; направлена на социальную адаптацию после освобождения.

При оценке деятельности пенитенциарных учреждений необходимо в качестве одного из критериев рассматривать результат ресоциализационной работы, где за основу можно взять уровень постпенитенциарного рецидива освобожденных из данных учреждений.

Вероятность повторного совершения преступления лицом, освобожденным из мест лишения свободы, во многом зависит от того, насколько эффективно в период подготовки к освобождению действовали органы, ответственные за ее осуществление.

Таким образом, подготовка к освобождению осуждённых – важный участок деятельности исправительных учреждений. Исполняя наказания в виде лишения свободы, они осуществляют комплекс мероприятий, направленных на оказание содействия в решении освобождаемыми вопросов трудового и бытового устройства, подготовку к адаптации в условиях полной свободы.


1.2 Этапы подготовки осуждённых, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к освобождению

Еще задолго до прибытия в исправительную колонию лица, содержащиеся под стражей, проходят сложные этапы адаптации к условиям ИВС и СИЗО. Прибытие после следственного изолятора в исправительное учреждение для всякого уже осуждённого является повторным потрясением.

Е.С Ильина выделяет два вида первичной адаптации: позитивная и негативная. Основными признаками позитивной адаптации осуждённых являются соответствие поведения действительной информации о перспективах пребывания в местах лишения свободы, соблюдение режима отбывания наказания и требований администрации, способность контролировать свое поведение и эмоции. Однако случается и так, что осуждённые, чаще всего рецидивисты, настолько сживаются с необычными для нормального человека условиями лишения свободы, что считают и воспринимают их обычными и перестают замечать, что проявляется в негативной адаптации. [21;9]

С.Л Бабаян утверждает, что этап подготовки осуждённых к освобождению должен и может начинаться с первого дня начала отбывания наказания в виде лишения свободы. Соответственно, работу по подготовке осуждённых к освобождению необходимо начинать с момента их прибытия в колонию. [9;33] В качестве первого этапа работы по подготовке к освобождению необходимо выделить этап первичной адаптации, продолжительность первичной адаптации зависит от адаптивных способностей индивида и продолжается в среднем от 3 до 5 месяцев.

Первые три – пять месяцев, для заключенных, пребывания в условиях исправительного учреждения являются наиболее яркими и вместе с тем наиболее трудными. Многие говорят о том, что, если бы их освободили через два – три месяца после пребывания в колонии, они бы ни за что в жизни больше не совершили преступления, в первую очередь из-за страха перед тюрьмой. [31;43]

Несмотря, на то, что имеется целый ряд негативных факторов, характеризующих процесс отбывания наказания в виде лишения свободы, есть порядок и методики подготовки осужденных к жизни вне колонии, к их социальной адаптации после освобождения.

В исправительных колониях постоянно проводятся мероприятия по правовому информированию осуждённых и подготовке осуждённых к освобождению. Практически с первого дня человека готовят к жизни на свободе: осуждённые получают психологическую помощь, образование, профессию, им помогают восстановить документы. Это каждодневная работа, но, тем не менее, после освобождения осуждённые сталкиваются с массой проблем и вопросов. Серьезные проблемы - это отсутствие документов, жилья, потеря связи с родными. В ходе рассмотрения содержания процесса подготовки осуждённых к освобождению выделяются следующие этапы: этап первичной адаптации, подготовительный этап, этап исправления и этап непосредственно освобождения.

Воспитательная работа с осужденными, прибывшими в колонию, начинается в карантинном отделении и направлена на подготовку их к отбыванию наказания в учреждении.

Изучение личности прибывшего в исправительное учреждение является необходимым условием его подготовки к освобождению, которое должно быть организовано в соответствии с системой изучения личности осуждённого на этапе первичной адаптации и подготовительном этапе. На данном этапе необходимо разграничить лиц, имеющих положительные жизненные установки, и антисоциальных элементов, работу по подготовке к освобождению нужно вести только с лицами, желающими этого.

На этом этапе основными задачами работы с осужденными являются:

• формирование ближайшей перспективы, что предполагает знакомство поступивших в колонию с порядком и условиями отбывания наказания, правилами внутреннего распорядка учреждения, предъявляемыми требованиями к поведению и правилам взаимоотношений с администрацией и осужденными, изучение своих прав и обязанностей;

• оказание психологической поддержки осужденным в период адаптации к новым условиям жизни;

• формирование основ дальнейшей перспективы по подготовке к освобождению из колонии. [30;38]

На подготовительном этапе имеется предварительный социально- психологический портрет лица и, соответственно, можно прогнозировать его дальнейшее поведение, как в колонии, так и после освобождения. Имеется представление о его планах и жизненных установках, социально-полезных связях и проблемах, состоянии здоровья, уровне интеллекта и образования; в процессе изучения личности были выделены основные причины, способствовавшие совершению осуждённым преступления.

На этом этапе необходимо наметить основные направления работы с осуждённым, направленной на подготовку его к жизни в обществе. Работу по подготовке к освобождению нужно начинать только с лицами, имеющими положительную жизненную установку. Бессмысленно оказывать помощь тем, кто заранее ее отрицает, в данном случае сначала следует убедить осуждённого, довести до его сознания тот факт, что рано или поздно срок отбытия наказания окончиться и ему нужно будет строить свою жизнь самостоятельно в соответствии с нормами, установленными в обществе. У осуждённого должно возникнуть стремление к изменению самого себя.

Жизнедеятельность осуждённых в исправительном учреждении должна подлежать четкой организации. Если не занимать осуждённых полезной деятельностью в период отбытия наказания, не организовывать досуг, от бездеятельности создаются предпосылки к занятию осуждёнными деятельностью противоправной. [26;21]

По мнению Н. Н Городецкого, на подготовительном этапе необходима разработка индивидуальной программы подготовки осуждённого к освобождению, которая формируется на основе данных изучения его личности, основной целью которой является устранение тех негативных факторов, которые явились следствием совершения преступления, за которое осуждённый помещен в места лишения свободы. [14;20]

Важным элементом работы с заключенными в карантине в условиях ограниченного пространства и движений является организация физических упражнений, выполнения правил личной гигиены, уборки бытовых помещений, установление поочередного дежурства.

Решая данную задачу, сотрудники акцентируют внимание осужденных на том, что их пребывание в колонии - явление временное, которое надо использовать разумно - подготовиться к достойной жизни после освобождения. Для этого надо узнать себя и свои возможности, приобрести за это время профессию и определенные знания в школе, навыки в общении с другими людьми, научиться владеть собой. [19;27] Наиболее опытные сотрудники знакомят осужденных с колонией, ее историей, с судьбой тех, кто освободился и нашел свое место в жизни.

До завершающего момента пребывания осужденных в карантине, примерно за два-три дня до распределения их по отрядам и отделениям, старшему воспитателю и воспитателю конкретного отряда и отделения важно знать, кто персонально к ним будет направлен. После получения подобно информации начальник отряда и воспитатель отделения проводят индивидуальную беседу (знакомство) с осужденным. На ознакомительной беседе целесообразно использовать педагогический прием активного слушания, когда воспитатель дает понять осужденному, что судьба последнего ему глубоко не безразлична, что он будет защищен.

В свою очередь, начальник отряда и воспитатель отделения до момента вхождения осужденного в отряд и отделение проводят с ним работу - знакомят с обстановкой в отряде, предупреждают о сложных ситуациях, которые могут возникнуть в ходе общения с осужденными, советуют разумные приемы их разрешения. То есть, к моменту выхода из карантина осужденный готовится к той конкретной обстановке, в которой скоро окажется.

Перевод осужденного из карантинного помещения в отряд часто оформлен как важное событие и эмоционально окрашен. Кроме того, учитывается время проведения мероприятия, чтобы подросток не оказался без надзора и не был беспомощным в критический момент вхождения в коллектив осужденных.

Этап исправления – основной этап в подготовке осуждённого к освобождению. По временным рамкам данный этап является самым продолжительным. В этот период либо происходит нравственный, психологический «перелом», личности осуждённого, либо продолжает развиваться и закрепляться криминальный опыт поведения. Задачи администрации на данном этапе довольно объемны и содержательны, так как необходимо решить ряд задач:

– в процессе проведения мероприятий по подготовке осуждённого к освобождению сформировать установку. на законопослушное поведение как в период пребывания в колонии, так и после освобождения;

– разъяснить и сформировать в сознании осуждённого необходимость поддержания общечеловеческих ценностей, выполнения в обществе определенных социальных ролей, таких как гражданин, работник, семьянин и других;

– обеспечить получение осуждённым общего уровня образования, повышение личностного и интеллектуального уровня;

– организовать получение профессионального образования осуждённым, соответственно профессии, которая будет служить реальным источником обеспечения жизнедеятельности после освобождения;

– оказать помощь в восстановлении социально полезных связей, укрепить имеющиеся;

– решить вопросы получения и восстановления осуждёнными документов, необходимых для жизнедеятельности после освобождения;

– сформировать положительное отношение к труду, при этом необходимо на данном этапе обеспечить нормальные условия труда и достойное вознаграждение за труд;

– оказать помощь в решении вопросов социально-бытового характера, как в период отбытия наказания, так и после освобождения. [11;47]

Основное содержание работы по этим направлениям сводится к следующему:

• нравственное и правовое просвещение;

• включение осужденного в различные виды деятельности: трудовую, учебную, досуговую;

• включение осужденного в систему отношений и ответственной зависимости - участие в самодеятельных организациях, кружках и секциях по интересам, собраниях осужденных отделенческих, отрядных, колонийских;

• обеспечение получения осужденными необходимых знаний о выполнении разнообразных социальных ролей: гражданин, работник, семьянин и других;

• вооружение осужденного методикой самоконтроля. [30;42]

На этапе исправления работу по подготовке к освобождению нужно проводить в комплексе с воспитательными и психологическими мероприятиями, где не обойтись без помощи квалифицированных специалистов. [40;128]

Основными направлениями воспитательной работы с осужденными в колонии, согласно требованиям уголовно-исполнительного законодательства, являются: нравственное, трудовое, правовое и физическое, хотя работа может проводиться и по другим направлениям с учетом сложившихся традиций и возможностей учреждения. Выделенные направления работы являются ведущими.

При проведении воспитательной работы с осужденными учитываются их ценностные ориентации. Сами осужденные отдают приоритет семейному благополучию, наличию настоящих друзей, интересной работе, и все они ориентированы на период после освобождения. Более половины опрошенных осужденных считают отрыв от семьи самым тяжким ограничением в колонии. Сотрудники используют этот фактор и организовывают работу таким образом, чтобы глубже затронуть нравственную, эмоциональную сферу осужденного. Многие начинают осознавать, сколь много значит для них семья, только попав в колонию. В это время у них происходит переоценка своего отношения к родителям, близким родственникам. Поэтому активно привлекаются к работе с осужденными родители, способные оказать на подростков благотворное влияние: организовываются родительские комитеты; мероприятия содействия переписке с родителями; привлечение родителей к участию в кружковой и секционной работе. При этом особое внимание обращается на осужденных, у которых нет родителей, чтобы несовершеннолетние сироты не чувствовали себя обделенными. [32;11]

Правовое воспитание в условиях колонии рассматривается как одно из основных направлений работы с осужденными. Оно предусматривает ознакомление осужденных с основами права.

Основными задачами правового воспитания являются:

• формирование понимания осужденными сущности и цели законов государства, их принципов (гуманности, неотвратимости наказания и др.);

• формирование осознания ими справедливости наказания за совершенное преступление;

• изучение прав и обязанностей осужденных, осознание необходимости соблюдения режимных требований;

• воспитание привычки правопослушного поведения, сознания ответственности за свои поступки. [8;5]

Физическое воспитание осужденных в колонии имеет своей целью физическое развитие подростков и снятие психологической усталости от ограниченного пространства, малоподвижного образа жизни. Кроме того, оно направлено на формирование навыков выполнения санитарно-гигиенических требований.

Формами физического воспитания осужденных являются: утренняя зарядка, разнообразные спортивные соревнования (олимпиады), праздники, смотры-конкурсы, занятия в спортивных секциях. Эта система часто дополняется следующими видами деятельности:

• ежедневным соблюдением осужденными санитарно-гигиенических требований;

• беседами и вечерами, посвященными пропаганде здорового образа жизни;

• участием осужденных в строительстве и оборудовании спортивных сооружений, изготовлении и ремонте спортивного инвентаря;

• организацией показательных выступлений по различным видам спорта, встреч со спортсменами и тренерами, ветеранами спорта, проведением спортивных викторин. [19;32]

К освобождению осужденные готовятся специально, направленно, за два-три месяца до этого. Подготовка к освобождению рассчитана, на решение организационных и психологических задач, которые сводятся к бытовому и трудовому устройству освобождаемых и их психологической подготовке к освобождению - адекватному восприятию возможных трудностей в жизни и выбору путей их преодоления. Перед освобождением многие осужденные испытывают чувства тревоги, страха, неуверенности. В процессе психологической подготовки делается все возможное для их снижения.

Реализация названных задач происходит, как правило, в рамках «школы» по подготовке к освобождению. Помимо коллективных лекций, бесед и консультаций с осужденными проводится индивидуальная работа: одним необходимо содействие в налаживании отношений с родителями, другим - оказание помощи в противодействии негативному влиянию ближайшего окружения и так далее.

В программу работы «школы» по подготовке осужденных к освобождению помимо традиционных занятий (лекций, бесед, консультаций) включаются поведенческие тренинги, посвященные разбору поведения человека в конкретных жизненных ситуациях, которые могут возникать у лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Применение индивидуального и группового поведенческого тренинга позволяет существенно повысить порог психологической устойчивости, способность ориентации в сложных ситуациях, научить выбору разумного выхода из них. [24;56]

Широкие возможности трудоиспользования осужденных на промышленных предприятиях, стройках, сельскохозяйственных объектах тех регионов, где располагается колония, позволяют приобрести трудовые навыки в реальных условиях. [30;42]

Педагогически правильно организованное трудовое воспитание формирует у осужденных определенные моральные качества. Трудовое воспитание представляет собой одно из направлений процесса подготовки осужденных к жизни после освобождения из колонии, достойному выполнению социальной роли работника. Осужденных ориентируют на то, чтобы в перспективе, после освобождения, они занимались полезным для общества делом, соответствующим их индивидуальным способностям и личностным особенностям.

Статья 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, предъявляет требования к раздельному содержанию осуждённых, предусмотрена изоляция лиц, впервые осуждённых к лишению свободы, от лиц, ранее отбывавших лишение свободы. [39;61]

По мнению М. С. Зубарев, существующая отрядная система не обеспечивает эффективную реализацию принципа дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и дифференцированное исправительное воздействие на осуждённых. В связи с этим требуется переход на иные формы организации исполнения лишения свободы, в частности создание в структуре ИУ участков для содержания различных классификационных групп и категорий осуждённых: адаптационного участка для вновь прибывших осуждённых; участка интенсивного исправительного воздействия для переведенных из адаптационного участка; участка для исправляющихся лиц; участка подготовки к освобождению (условно- досрочному освобождению); участка для злостных нарушителей режима отбывания наказания; участка для неадаптированных осуждённых, больных и инвалидов. [20;93]

Предусмотренная Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, данная структура исправительных учреждений может быть применима не только для колоний, но и для тюрем. [3;ст.5544]

С. В. Березиков указывает, что результатом работы по изучению личности осуждённого на этапе первичной адаптации будет являться социально- психологический портрет осуждённого, на основании которого, необходимо составить программу работы с ним. [10;15]

По мнению В.В. Городнянской, особенно ценной данная информация была бы в отношении неоднократно судимых лиц, так как содержала бы сведения о прошлых преступлениях, отбытых наказаниях и позволила бы максимально индивидуализировать наказание. [15;26]

Таким образом, система подготовка к освобождению осуждённых в исправительном учреждении должна быть ориентирована на приобретение и формирование ими позитивного социального опыта организации своей жизнедеятельности, восстановление социально-личностного статуса в свободном обществе и на сегодняшнем этапе развития уголовно- исполнительной системы одной из важнейших предпосылок сокращения рецидивной преступности и предупреждения преступности в целом.

Вывод по I главе

Актуальность института правового положения осужденных возрастает с учетом предпринимаемых Россией, мер по интеграции в мировое сообщество. Как известно, одним из важнейших условий такой интеграции является защита прав человека и, не в последнюю очередь, соблюдение прав осужденных.

Сохранение за осужденным неотъемлемых Конституционных прав личности имеет большое международное, социально-политическое и воспитательное значение, поскольку предопределяет гуманистический подход к нему государства в лице органов, исполняющих наказание. Тем не менее, факт вступления в силу обвинительного приговора суда предполагает подпадание лица по действие специального правого статуса, который выделяет его из общей массы граждан и относит к определенной категории - категории осужденных. Анализ уголовно-исполнительного законодательства показывает, что практически большинство конституционных прав личности реализуются осужденными с ограничениями.

В исправительных учреждениях постоянно проводятся мероприятия по правовому информированию осуждённых и подготовке осуждённых к освобождению. Практически с первого дня человека готовят к жизни на свободе: осуждённые получают психологическую помощь, образование, профессию, им помогают восстановить документы

Таким образом, система подготовка к освобождению осуждённых в исправительном учреждении должна быть ориентирована на приобретение и формирование ими позитивного социального опыта организации своей жизнедеятельности, восстановление социально-личностного статуса в свободном обществе и на сегодняшнем этапе развития уголовно- исполнительной системы одной из важнейших предпосылок сокращения рецидивной преступности и предупреждения преступности в целом.

Глава 2. Правовая деятельность администрации исправительного учреждения по подготовки осужденных к их освобождению