Файл: Подготовка осужденных к освобождению из мест лишения свободы, их трудовое и бытовое устройство: организационно-правовые проблемы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 670

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несовершеннолетние осужденные, подлежащие освобождению из воспитательных колоний, направляются, как правило, к месту жительства родственников либо иных лиц. Родственникам либо иным лицам сообщается о дне освобождения несовершеннолетнего осужденного и предлагается прибыть в воспитательную колонию для встречи и сопровождения его к месту жительства.

Если у освобождаемого несовершеннолетнего осужденного нет родственников или иных лиц, администрация колонии направляет запрос в орган опеки и попечительства, подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних дел и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправления, по его прежнему месту жительства с просьбой решить вопрос устройства такого лица на работу или учебу и обеспечения его жилой площадью. В необходимых случаях несовершеннолетний осужденный после освобождения в установленном порядке может быть направлен в школу-интернат, другое учебно-воспитательное учреждение на государственное попечение либо передан органам опеки и попечительства.

Несовершеннолетние осужденные в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника исправительного учреждения. К решению вопросов социальной защиты, трудового и бытового устройства освобождающихся несовершеннолетних осужденных привлекаются попечительские советы, создаваемые при каждой воспитательной колонии. [22]

В настоящее время, указывает В. Грунина, назрела необходимость создания эффективной системы трудоустройства лиц, подлежащих освобождению. Учитывая то, что человек, выходящий на свободу, должен сразу включаться в трудовую деятельность трудоустройством осужденного необходимо заниматься еще в период отбытия наказания. Будет правильным при условно-досрочном освобождении лица в качестве одного из условий освобождения определять обязанность трудоустройства в определенный период. [17;21]

Проблема социальной реабилитации осужденных и лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, является одной из самых насущных в пенитенциарной политике. Поэтому сегодня очень важно обозначить все точки соприкосновения заинтересованных служб и организаций. Наиболее активное взаимодействие всех служб происходит при подготовке осужденных к освобождению.

Итак, существующая система подготовки бытового и трудового устройства осужденных, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, в полной мере не выполняет возложенные на нее функции и в большинстве носит формальный характер. Кроме того, что деятельность сотрудников исправительного учреждения по бытовому и трудовому устройству осужденных, содержащихся в исправительных учреждений, ограничивается сферой реализации законодательства, не охватывает всех правоотношений, возникающих в процессе подготовки осужденных к освобождению.


Необходимо принять меры по стимулированию работодателей в приеме на работу лиц, отбывших уголовные наказания, для чего на уровне федеральных и региональных нормативных актов разработать систему мер, в ходе реализации которых работодатель будет заинтересован в предоставлении работы рассматриваемой категории граждан, включающих выплату дотаций и снижение налогов.

2.2 Рекомендации по успешной адаптации заключенных, отбывших наказание в местах лишения свободы

Проблема роста преступности и криминализации общества волнует мир со времен появления человечества. Традиционно остро стоит проблема осужденного, его жизни в обществе до и после отбывания наказания. То безразличное отношение к проблемам лиц, осужденных к лишению свободы, которое существовало долгое время, сейчас уже мало кого устраивает, однако в России  в настоящее время предпринимается явно недостаточно решительных мер к изменению этой ситуации.

По настоящий день, осужденные, отбывавшие наказания в местах лишения свободы, воспринимаются обществом как отверженные. Это выражается  не только в трудностях с нахождением официальной работы, созданием семьи, жилья, но и в общем, негативном отношении к таким лицам, как со стороны служащих государственных органов, так и со стороны простых граждан. Особенно остро эти проблемы стоят перед обществом и освобожденными лицами в период очередного затянувшегося экономического кризиса.

Человек, попадая в новые условия, сталкивается с рядом трудностей различного порядка: социального, психологического и физиологического. На этот болезненный процесс уходит много времени и сил. Чтобы снять различные негативные последствия при попадании человека в новые условия, целесообразно провести специальную подготовку к вхождению в них.

Недостатки в постпенитенциарной адаптации бывших заключенных во многом способствуют сохранению в стране относительно высокого уровня рецидивной преступности. Исправительные учреждения сталкиваются со значительными трудностями во взаимодействии с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными организациями в реализации права осужденных на трудовое, бытовое устройство, другие виды социальной помощи.


Аналогично должен осуществляться и контроль за освобожденными от отбывания наказания (ст. 183 УИК РФ). В 2015 году в субъектах РФ действовали более 180 региональных нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы социальной адаптации освободившихся из мест лишения свободы лиц, в том числе их трудоустройства, квотирования рабочих мест, обеспечения жильем, оказания им медицинской или иной помощи. Кроме того, в 61 субъекте Российской Федерации действуют 244 нормативных акта, направленных на социальную поддержку осужденных без изоляции от общества.

Значительную помощь в решении вопросов освобождающихся осужденных оказывают центры социальной адаптации и дома ночного пребывания. При участии ФСИН России и общественных организаций созданы и успешно функционируют свыше 200 реабилитационных центров, в которых лицам, освободившимся из мест лишения свободы, предоставляют ночлег, оказывают помощь в решении вопросов трудового, бытового устройства и оформления документов.

В.А Уткин поясняет, что в итоге механизм взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в постпенитенциарной адаптации бывших осужденных, полноценно не урегулирован ни на региональном, ни на федеральном уровне. Не менее важной задачей, способствующей, помимо прочего, сокращению реального лишения свободы, остается повышение действенности исполнения альтернативных наказаний и иных мер уголовно-правового характера. [40;48]

Таким образом, на основании вышеизложенного, логичным было бы создание специализированного государственного органа, выполняющего функции реализации мер, не связанных с лишением свободы, содействия в государственной социальной помощи освобожденным из исправительных учреждений и контроля за их поведением.

У каждого пятого практически существуют серьезные проблемы в социальной адаптации после освобождения. Многие не имеют возможности самостоятельно решить вопросы трудоустройства, регистрации по месту жительства, не могут получить квалифицированную медицинскую и юридическую помощь. В первую очередь это касается осужденных, у которых социальные связи были утрачены изначально или в период отбывания наказания. Именно этим объясняется совершение повторных преступлений, 30% из которых приходятся на первый год после освобождения из мест отбывания лишения свободы. [36;114]

Социальные последствия изоляции от общества проявляются в том, что в местах лишения свободы складываются устойчивые общности осужденных со своими тюремными нормами, оказывающими сильное влияние не только на быт и поведение осужденных, но и на философию их жизни.


Длительная общественная изоляция вызывает:

– прочные негативные, криминальные изменения в личности осужденного;

– разрыв с семьей и утрату родственных связей;

– поддержку и связь с отрицательной средой за пределами колонии;

– отсутствие возможности проявить инициативу и самостоятельность в условиях колонии (тюрьмы).

Все эти обстоятельства затрудняют позитивную активность личности в условиях свободы. [34;67] В системе предупреждения правонарушений особое место занимает предупреждение рецидива преступлений, так как предполагает специальное воздействие на личность, которая имеет опыт совершения преступлений. В основу профилактической работы с этой категорией лиц положено предупреждение противоправного поведения, развитие общественных и государственных институтов по предоставлению квалифицированной правовой и психологической помощи, создание условий, стимулирующих их к законопослушному поведению.

Освобождаемые из мест лишения свободы граждане представляют особую социально- демографическую группу населения. Как правило, лица данной категории имеют недостаточный профессиональный уровень, низкую мотивацию к труду, неудовлетворительное состояние здоровья, склонность к неадекватному поведению, нарушению трудовой дисциплины. Поэтому они менее востребованы работодателями, чаще подвержены риску увольнения и дискриминации при приёме на работу.

К факторам, толкающим осуждённых к совершению повторных преступлений, относятся отсутствие работы и соответствующих документов для трудоустройства, незанятость трудом либо учёбой, психологические проблемы, разногласия с семьей, отсутствие места жительства, обществом, алкогольная и наркотическая зависимость и так далее. [38;110] 

Анализ образовательного уровня граждан, освобождённых из мест лишения свободы, показывает, что более половины граждан, освобождённых из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, не имеют профессионального образования и могут претендовать лишь на вакансии для неквалифицированных работников.

Учитывая низкий уровень образования данной категории граждан, получение новой профессии (специальности), востребованной на рынке труда, с последующим трудоустройством является одной из эффективных форм противодействия рецидивной преступности. [18;94]

Социальная адаптация граждан, отбывших уголовное наказание, иных лиц, утративших социально полезные связи, заключается в создании необходимых условий для вовлечения их в общественно полезную деятельность и достигается с помощью системы правовых, социально-экономических, воспитательных, организационных и других мер, направленных на реализацию их права на труд, жилище, образование, медицинское обслуживание и других прав и свобод. Меры по социально-психологической адаптации основываются на принципах законности, гуманизма, справедливости.


Нижеприведенные рекомендации разработаны в результате проведенного теоретического исследования, изучения литературы и научных трудов правового и организационного регулирования подготовки осужденных к освобождению из мест лишения свободы. Для успешной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в обществе и предупреждения рецидива преступлений необходимо:

  1. оказание помощи бывшим заключенным во взаимодействии с государственными и общественными институтами;
  2. помощь во владении правовой информацией лиц, освобождённых из мест лишения свободы;
  3. проведение консультаций по профессиональной ориентации лиц, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, с целью содействия их трудоустройству;
  4. предоставление возможности лицам, освобожденным из мест лишения свободы, освоить новые профессии, организация их профессионального обучения по специальностям, пользующимся спросом на рынке труда;
  5. оказывать помощь в установлении здоровых семейных отношений, в том числе и с родителями;
  6. создание единого информационного банка данных, содержащего сведения о лицах, в том числе и социального характера, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование, как в период нахождения их в местах изоляции, так и на свободе;
  7. прогнозировать количество лиц, нуждающихся в помощи после освобождения, вести учет их социальных и иных характеристик;
  8. содействовать в восстановлении коммуникативных социальных связей;
  9. укреплять нравственные ценности как фактор социального поведения;
  10. взаимодействие при решении вопросов трудового и бытового устройства осужденных между сотрудниками исправительного учреждения и сотрудниками государственных органов;
  11. развитие региональных центров социальной адаптации, которые уже доказали свою эффективность, является одним из условий успешной социальной адаптации;
  12. разработать единый нормативный акт, который будет регламентировать весь комплекс правоотношений по социальной адаптации, в настоящее время он отсутствует.

Социальная адаптация осужденных дает позитивный результат лишь в том случае, если поведение индивида соответствует требованиям социальной среды и основано на формировании личностной убежденности выполнения правовых требований.

Процесс социальной адаптации освобожденных имеет две особенности: он связан с особой категорией граждан и всегда в той или иной мере включает элементы принуждения, являющиеся последствиями отбывания наказания. Поэтому необходимы дифференцированные социальные программы для освобожденных из мест лишения свободы. Например, особого внимания заслуживают лица, склонные к асоциальному образу жизни и к продолжению преступной деятельности.