Файл: Подготовка осужденных к освобождению из мест лишения свободы, их трудовое и бытовое устройство: организационно-правовые проблемы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 672

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1 Организационно-правовые основы решения проблем трудового и бытового устройства осуждённых

Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания закреплено Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. В соответствии со ст.ст. 180 - 181 УИК Российской Федерации, оказание помощи осужденным, которые освобождаются от отбывания наказания является обязанностью администрации учреждений, исполняющих наказания.

Порядок оказания администрацией исправительного учреждения помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительном учреждении уголовно-исполнительной системы, установлен Инструкцией об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации от 13 января 2006 г. N 2. [4]

Но, несмотря на принятие вышеуказанных правовых документов, в настоящее время специалисты по социальной работе в ИУ не способны реально влиять на трудовое и бытовое устройство освобожденных, а могут только направлять запросы и письма с уведомлением в Органы Внутренних Дел, Органы Местного Самоуправления Федеральную Службу Занятости.

Указанное состояние правового регулирования трудового и бытового устройства, оказания иных видов социальной помощи стало одним из факторов неудовлетворительного состояния ресоциализации граждан, освобожденных из исправительных учреждений, обоснования необходимости внесения изменений в Уголовно-исполнительный, Трудовой, кодексы РФ, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.

О.В. Коростылёва поясняет, что термин «трудовое и бытовое устройство» широко используется в литературе по уголовно-исполнительному праву, однако определения каждого составляющего его элемента практически не существуют. Трудовое устройство понимается как обеспечение работой, бытовое – не только имеет более сложное содержание, своего рода многоаспектность, но и является главенствующим, учитывая, что освобожденный не может зарегистрироваться по месту жительства, не имея жилья. Но только к решению жилищного вопроса бытовое устройство не сводится. [27;18]


Бывшие осужденные, выходя на свободу, сталкиваются с множеством проблем, среди которых жилищные, бытовые, проблемы взаимоотношения с семьей и ближайшим социальным окружением.

По мнению Н.Е. Колесникова, одной из основных причин совершения данной категорией лиц повторных преступлений является затруднение их трудоустройства. [25;139] Многие из ранее осужденных, из-за отсутствия опыта владения рабочими специальностями, не обращаются в центры занятости населения, а также по причине низкого уровня профессиональной и трудовой подготовки.

Отсутствие отлаженной системы профессиональной подготовки и переподготовки бывших осужденных и, как следствие, утрата профессии за время отбывания наказания в местах лишения свободы не позволяют им конкурировать с законопослушными гражданами в вопросах трудоустройства.

Работодатели не желают принимать на работу лиц с криминальным прошлым. Лица данной категории, не найдя работу, вновь совершают преступления и правонарушения. Таким образом, социальное неблагополучие данной категории лиц является одной из основных причин совершения ими новых преступлений.

Оказывая помощь осужденным, администрация исправительного учреждения взаимодействует в решении вопросов трудового и бытового устройства лиц, освобождаемых от отбывания наказания, с органами местного самоуправления, внутренних дел, опеки и попечительства, управления здравоохранением, образованием, социальной защиты населения, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, и федеральной службой занятости населения по избранному ими месту жительства.

Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении, начинается не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы и включает в себя:

● проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется: - где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения из мест лишения свободы; - имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними; - его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе, с разъяснением ему целесообразности возвращения на место постоянного проживания и на предприятие, где он работал до осуждения;

● проведение занятий с освобождающимися осужденными в "Школе подготовки осужденных к освобождению";

● получение от освобождаемых письменных заявлений с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства;


● рассмотрение заявлений и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденным.

За шесть месяцев до истечения срока лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев - после вступления приговора в законную силу - администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному месту жительства о предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

В орган внутренних дел по избранному осужденным месту жительства направляются запросы о возможности проживания по указанному адресу. На основании письменного заявления осужденного о выборе места жительства после освобождения из мест лишения свободы и желания трудоустроиться администрация ИУ направляет запросы в органы местного самоуправления, органы федеральной службы занятости населения по избранному месту жительства о возможности его трудоустройства, предоставления регистрации и жилья.

В необходимых случаях ведется переписка с родственниками осужденных о возможности их совместного проживания после освобождения. Предварительные результаты, полученные при переписке, доводятся до осужденного.

В отношении осужденных, не имевших до осуждения постоянного места жительства и работы и отказавшихся от помощи в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из мест лишения свободы, направляются запросы в органы местного самоуправления, внутренних дел, органы федеральной службы занятости населения по месту проживания их родственников. При отсутствии родственников направляются запросы по месту их осуждения или месту дислокации исправительного учреждения.

В случае получения ответа о невозможности трудового и бытового устройства по избранному месту жительства старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных ставит об этом в известность освобождаемого осужденного и с его согласия принимает меры к положительному решению этих вопросов в других местностях. Осужденным могут быть разрешены краткосрочные выезды продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения.

За 30 дней до окончания срока отбывания наказания, а при освобождении по иным основаниям в течение 10 рабочих дней после освобождения в органы внутренних дел направляются письма-сообщения. Все материалы по предварительному решению вопросов трудового и бытового устройства осужденных, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, составляются в двух экземплярах. Первые экземпляры направляются адресатам. Вторые экземпляры приобщаются к личным делам осужденных.


При освобождении из мест лишения свободы осужденному, в отношении которого предварительно решен вопрос о трудоустройстве, выдается соответствующее письмо в службу занятости, предприятие или организацию.

Осуждённые, освобождаемые из исправительного учреждения, обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда в устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на её приобретение осуждённые, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет государства. Им может быть выдано единовременное денежное пособие в устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осуждённых производятся администрацией исправительного учреждения, исполняющего наказание.

Гражданин, отбывший уголовное наказание, имеет права, установленные для граждан Российской Федерации. Особое значение для освобождаемых граждан имеет право на труд, жилище, получение социальной помощи.

Освобождённый гражданин, имевший до осуждения жилую площадь, при согласии проживающих там жильцов на регистрацию может беспрепятственно возвратиться на прежнее место жительства независимо от характера совершённого преступления, отбытого срока наказания, числа судимостей и основания освобождения.

Если осуждённому, ранее проживавшему в приватизированной или кооперативной квартире, являющемуся её собственником, проживающие там лица не дают согласия на регистрацию, он вправе обратиться в суд для защиты своих прав.

Осуждённые при отсутствии необходимой жилой площади могут претендовать на получение жилой площади в общежитиях или по месту работы с помощью органов местного самоуправления.

Освобождённые граждане, не имеющие возможности трудоустроиться, должны зарегистрироваться в территориальном органе труда и социального развития и получить статус безработного.

В этом случае им выплачивается пособие по безработице в течение 12 месяцев, размер которого зависит от заработной платы во время отбывания наказания, но должен быть не менее минимального размера оплаты труда.

Освобожденному наряду с пособием выплачиваются и другие виды социальной помощи в полном объёме без каких-либо вычетов (пенсия по старости, инвалидности; женщинам, имеющим детей, – детское пособие).


Имеются некоторые особенности подготовки к освобождению из мест лишения свободы осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, престарелых, беременных женщин и женщин с детьми, а также несовершеннолетних. При оказании помощи, по просьбе осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, а также осужденных мужчин старше 60 лет и осужденных женщин старше 55 лет администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет в орган социальной защиты представление о помещении их в дома инвалидов и престарелых.

С согласия инвалида или престарелого, который до осуждения не имел постоянного места жительства, администрация исправительного учреждения решает вопрос о его направлении в дом инвалидов и престарелых на территории того субъекта Российской Федерации, где расположена колония. С этой целью не позднее двух месяцев до освобождения в орган социальной защиты представляются необходимые документы (личное заявление осужденного, выписка из медицинской карты по установленной форме и паспорт, характеристика за время пребывания в учреждении).

Подготовка к освобождению из мест лишения свободы беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, проводится сотрудниками группы социальной защиты осужденных в контакте с медицинскими работниками исправительного учреждения. Выясняется возможность регистрации и трудового устройства освобождаемых, а также определения детей в дошкольные детские учреждения по избираемому ими месту жительства.

В случае, когда вопрос трудового и бытового устройства освобождаемых беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, по избранному месту жительства решить невозможно, принимаются меры к установлению их родственных связей. Выясняется возможность их регистрации, трудового устройства, а также определения детей в дошкольные детские учреждения по месту жительства родственников.

В отношении освобождаемых женщин, имеющих при себе малолетних детей, больных острыми заболеваниями или с обострением хронических заболеваний, сотрудники группы социальной защиты осужденных совместно с медицинскими работниками исправительного учреждения оказывают содействие в помещении таких детей в учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения по избранному ими месту жительства.

Осужденные, освобождаемые из исправительных учреждений, нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, беременные женщины, женщины, имеющие малолетних детей, несовершеннолетние в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника исправительного учреждения.