Файл: Роль мотивации в поведении организации (Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «БЕЛАЗ»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 494
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации трудовой деятельности
Глава 2. Анализ системы мотивации на предприятии
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «БЕЛАЗ»
2.2 Анализ системы мотивации и выявление недостатков
Глава 3. Совершенствование системы мотивации на предприятии ОАО «БЕЛАЗ»
3.1 Рекомендации по совершенствованию системы мотивации на предприятии ОАО «БЕЛАЗ»
Кроме карьерных самосвалов «БелАЗ» изготовляет и поставляет потребителям продукцию по пяти направлениям.
Первое направление – это изготовление и поставка дорожно-строительной техники: фронтальные погрузчики, бульдозеры, автогрейдеры, автобетоносмесители, скреперы, тягачи-буксировщики.
Второе направление – изготовление и поставка машин для обслуживания карьеров и карьерной техники: тягачи-буксировщики для эвакуации поврежденных самосвалов, передвижные мастерские техпомощи, поливооросительные машины для орошения забоев и дорог, самосвальные полуприцепы и автопоезда грузоподъемностью до 40 тонн.
Третье направление – специализированный транспорт для металлургической промышленности: шлаковозы грузоподъемностью до 80 тонн и тяжеловозы грузоподъемностью до 150 тонн.
Четвертое направление – вспомогательная техника: аэродромные тягачи для буксировки самолетов взлетным весом до 260 тонн, катки самоходные, шасси под виброустановку, мусоровозы, поливооросительные машины.
Пятое направление – изготовление и поставка товаров народного потребления: прицепы к легковым автомобилям и запасные части к ним, электробытовые товары, садово-огородный инвентарь, хозяйственный инвентарь, детские игрушки, мебельная фурнитура.
Основными потребителями продукции ОАО «БелАЗ» являются горнодобывающие предприятия СНГ, и, прежде всего, России, Украины и Казахстана, с которыми налажены и поддерживаются прямые хозяйственные связи по вопросам приобретения карьерной техники.
Основные поставки, 60-65 % карьерной техники, БелАЗ осуществляет в Российскую Федерацию. Основными потребителями продукции завода в России являются предприятия Кузбасского угольного бассейна, металлургические и добывающие предприятия Уральского региона, Курской магнитной аномалии, горнодобывающие предприятия Дальнего Востока и Кольского полуострова, эксплуатирующих основной парк карьерных самосвалов марки «БелАЗ» грузоподъемностью 30-320 тонн.
Осуществляется поставка карьерных самосвалов и на рынок дальнего зарубежья. Впервые на внешний рынок предприятие вышло еще в 1959 году, поставив в Китай партию самосвалов "МАЗ-525" грузоподъемностью 25 тонн. Следующими странами-импортерами стали Египет и Индия. Крупнейшими потребителями техники БелАЗ сегодня являются Китай, Иран, Польша, Болгария. В 2005 г. впервые самосвалы БелАЗ были отправлены на австралийский континент. Поставками в Боливарианскую Республику Венесуэла в 2007 г. началось освоение рынка Южной Америки. В целом экспорт техники БелАЗ в страны дальнего зарубежья составляет 15-20 % от общего объема проданной техники. Сделаны первые поставки в Таиланд и Индонезию.
В Республике Беларусь рынок карьерных самосвалов ограничен использованием машин грузоподъемностью 30-55 тонн только несколькими добывающими предприятиями, в карьерах которых завод проводит испытания этой техники. Доля поставок в Беларусь составляет около 5 % по всей продукции.
Белорусским автомобильным заводом проводится значительная работа по повышению качества выпускаемой продукции. Система менеджмента качества разработки, производства и обслуживания карьерных самосвалов, специальных транспортных средств, автомобильной, строительно-дорожной техники соответствует требованиям СТБ ИСО 9001-2001 и Международным стандартам DIN EN ISO 9001:2000.
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.
Динамика объемов производства и реализации автосамосвалов на ОАО «БелАЗ» представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Объемы производства и реализации автосамосвалов
Наименование продукции |
Объем производства продукции, шт. |
Объем реализации продукции, шт. |
||||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|
Самосвалы карьерные: |
||||||
36 тонн |
520 |
600 |
620 |
510 |
540 |
610 |
45 тонн |
130 |
190 |
190 |
130 |
132 |
194 |
55 тонн |
80 |
80 |
94 |
80 |
84 |
82 |
90 тонн |
48 |
40 |
48 |
42 |
48 |
40 |
136 тонн |
210 |
276 |
288 |
208 |
216 |
280 |
220 тонн |
20 |
30 |
30 |
26 |
24 |
30 |
320 тонн |
14 |
10 |
16 |
10 |
12 |
10 |
Всего |
1 022 |
1 226 |
1 286 |
1 006 |
1 056 |
1 246 |
Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия ОАО «БЕЛАЗ»
Проведя анализ объемов производства и реализации автосамосвалов можно сделать вывод о том, что в 2014 г. произошло увеличение объемов производства автосамосвалов за счет значительного увеличения выпуска машин грузоподъемностью 36, 45 и 136 тонн. В 2015 г. производство самосвалов всего модельного ряда было увеличено, что повлекло увеличение общего объема производства автосамосвалов. Объем реализации самосвалов в 2014 г. по сравнению с 2013 г. вырос, в 2015 г. предприятие работало стабильно, также произошел рост объемов реализации. Опережение темпов роста объемов произведенной продукции по сравнению с объемами реализованной продукции свидетельствует о незначительном накоплении остатков готовых автосамосвалов. Для недопущения данной ситуации на предприятии необходимо учитывать спрос на данную продукцию. Основными рынками реализации продукции ОАО «БелАЗ» являются: Россия – 64,6 %, Азия – 8,3 %, СНГ (без России) – 17 %, Беларусь – 5,1 %, Европа – 4,8 %, прочие страны – 0,2 %. По прогнозу на 2018 г. будет значительно увеличен выпуск автомобилей грузоподъемностью 36, 220 и 320 тонн. Темп роста производства этих автомобилей составит около 15 % к выпуску в 2015 г. Это связано с расширением собственной товаропроводящей сети и вхождением в дистрибьюторскую товаропроводящую сеть ОАО «БелАЗ» новой организации – АООТ «Горнопромышленная финансовая компания», которая располагается в Российской Федерации.
Данные статистического учета и отчетности предприятия используются для углубленного изучения тенденций основных показателей и факторов, формирующих их уровень. Изучение данных на предприятии ОАО «БЕЛАЗ» необходимо для оценки внешних условий функционирования предприятия и степени хозяйственных и финансовых рисков.
На основании данных отчета о прибылях и убытках проведем анализ основных показателей деятельности ОАО «БелАЗ» за 2014-2015 гг. (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Основные показатели деятельности ОАО «БелАЗ» за 2014-2015 гг.
Показатели |
2014 г., |
2015 г., |
Отклонение, млн. руб. |
Темп роста, % |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг |
45519 |
52246 |
6727 |
114,8 |
Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг |
35711 |
46827 |
11116 |
131,1 |
Валовая прибыль |
7464 |
2347 |
-5117 |
31,4 |
Управленческие расходы |
833 |
1056 |
223 |
126,8 |
Расходы на реализацию |
929 |
1039 |
110 |
111,8 |
Прибыль от реализации |
5702 |
252 |
-5450 |
4,4 |
Прибыль (убыток) от текущей деятельности |
5702 |
252 |
-5450 |
4,4 |
Прибыль (убыток) от инвестиционной и финансовой деятельности |
1890 |
1459 |
-431 |
77,2 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
3678 |
743 |
-2935 |
20,2 |
Чистая прибыль |
3756 |
455 |
-3301 |
12,1 |
Рентабельность продаж, % |
16,4 |
4,5 |
-11,9 |
- |
Среднесписочная численность работников, чел. |
6450 |
6790 |
340 |
105,3 |
Производительность труда, млн. руб. |
7,06 |
7,69 |
0,63 |
108,9 |
Примечание – Источник: Приложение 1 и 2.
Рассмотрев таблицу 2.2. можно сделать вывод, что выручка от реализации в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилось на 6727 млн. руб. или на 14,8%, себестоимость от реализации увеличилось на 11116 млн. руб. или на 31,1%. Валовая прибыль в 2015 году по сравнению с 2014 годом уменьшилось на 5117 млн. руб. или на 68,6%, управленческие расходы увеличились на 223 млн. руб. или на 26,8%, расходы на реализацию в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилось на 110 млн. руб. или на 11,8%.
Чистая прибыль в 2015 году по сравнению с 2014 годом уменьшилось на 3301 млн. руб. или на 87,9%, рентабельность продаж снизилось на 11,9%.
Среднесписочная численность работников в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилось на 340 чел. или на 5,3%, производительность труда в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилось на 0,63 млн. руб. или на 8,9%.
Поиск путей повышения прибыли на предприятии должен осуществляться по направлениям решения проблемы «узких мест» в производстве, как по производительности, так и по качеству изделий, условиям труда, технике безопасности и охраны окружающей среды. На предприятии должно постоянно идти внедрение новых технологий, оборудования, инструмента, которые способствуют повышению эффективности производства – росту производительности труда, снижению трудоемкости, экономии материальных и энергоресурсов, улучшению качества продукции.
Для анализа ликвидности ОАО «БЕЛАЗ» рассчитаем коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами по состоянию на 1 января 2014-2015 гг. таблица 2.3.
Таблица 2.3 – Коэффициенты ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами ОАО «БЕЛАЗ»
Наименование показателя |
На 01.01.2015 г. |
На 01.01.2016 г. |
Норматив |
Темп роста |
Коэффициент текущей ликвидности К1 |
1 |
0,95 |
К1≥1,7 |
95 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами К2 |
0,004 |
- 0,05 |
К2≥0,3 |
1250 |
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами К3 |
0,60 |
0,63 |
К3≤0,85 |
105 |
Коэффициент абсолютной ликвидности Кабс |
0,14 |
0,03 |
Кабс≥0,2 |
21,4 |
Примечание – Источник: приложение 3 и 4.
Данные таблицы свидетельствуют об уменьшении значений коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами в 2015 году по сравнению с 2014 годом. В 2015 году так же наблюдается снижение значений данных коэффициентов. Следует отметить, что значения коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными активами на протяжении рассматриваемого периода были ниже норматива. Это свидетельствует об не удовлетворительной структуре бухгалтерского баланса, а также о том, что ОАО «БЕЛАЗ» является не платежеспособным.
В 2014 году и в 2015 году значение данного коэффициента ниже нормативного. Нижняя граница рекомендуемого значения обусловлена тем, что у организации должно быть, по меньшей мере, достаточно оборотных средств для погашения краткосрочных обязательств, иначе она окажется под угрозой банкротства. Приведенные выше расчеты свидетельствуют о том, что ОАО «БЕЛАЗ» не сильно обеспечено собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в 2014 году и 2015 году не соответствует нормативу, это свидетельствует о том, что у ОАО «БЕЛАЗ» не достаточно собственных оборотных средств для ведения хозяйственной деятельности и обеспечения финансовой устойчивости.
Значение данного коэффициента в 2014 году и в 2015 году не соответствует нормативу, то есть ОАО «БЕЛАЗ» не способно рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.
Значения коэффициента абсолютной ликвидности в 2014 г. и 2015 г. ниже норматива, это говорит о том, что у ОАО «БЕЛАЗ» нет гарантии погашения долгов.
В целом финансовое состояние ОАО «БЕЛАЗ» можно охарактеризовать как не устойчивое. Организация не обеспечена собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств, у организации не достаточно собственных оборотных средств для ведения хозяйственной деятельности и обеспечения финансовой устойчивости и она не способна рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.