Файл: Виды и структура бизнес-плана (Методика расчета основных показателей бизнес – плана).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Бизнес – планирование как основа развития предприятия и укрепления его позиций на рынке
1.3 Содержание основных разделов бизнес – плана
Глава 2. Анализ практических аспектов формирования бизнес плана
2.1 Методика расчета основных показателей бизнес – плана
В связи с этим нeoбхoдимo oбязaтeльнo прoвecти кoмплeкc мероприятий ho фoрмирoвaнию пoтрeбитeльcкoгo мнeния, пocкoльку в coзнaнии граждан в большинстве случаев заказ связан со скоростью выполнения заказа и стоимостью выполнения работ [1].
Необходимы следующие маркетинговые мероприятия для формирования сознания о том, что приобрести данный вид продукции можно непосредственно у производителя:
приобретение места на баннере рядом с арендуемым офисом;
расклейка объявлений в подъездах;
распространение флаеров, брошюр в районе места размещения предприятия;
создание вывески с запоминающимя логотипом для размещения при входе в офис;
реклама в специализированных журналах и газетах и на их сайтах с целью охвата специализированной аудитории потребителей;
создание сайта;
создание инфраструктуры и условий труда.
Основным методом продвижения продукции можно считать рекламу на телевидении. Но главным конкурентным преимущетвом предприятия должно стать качество услуг и окон, а также гарантии на установку. Таким образом, будет иметь место воздействие на клиентский капитал организации, что будет способствовать его увеличению и, как следствие, росту интеллектуального капитала организации [4, 5]. Качество услуг - это главный помощник предприятия в борьбе за долю рынка, потому как довольные заказчики будут сами рекламировать продукцию и услуги компании.
Основными потребителями продукции и услуг предприятия являются:
частные лица - владельцы домов, квартир, коттеджей;
предприятия и учреждения города.
Для открытия этого предприятия в г. Уссурийск необходимо:
арендовать помещение под офис и производственную деятельность;
произвести ремонт и ввод в эксплуатацию этих помещений;
закупить строительное оборудование и грузовой транспорт;
нанять офисный и строительный персонал в составе 2 бригад, а также одного инженера со строительным образованием.
Общая численность офисного и производственного персонала составит 8 человек. Годовой фонд оплаты исходя из должностного оклада составит 2472 тыс. руб., а страховые взносы 741 600 рублей.
Планируется установить низкую отпускную цену на продукцию компании, что должно положительно сказаться на конкурентоспособности и привлечении покупателей.
Финансирование проекта планируется как за счет собственных средств, так и за счет банковского кредита. Планируется инвестировать средства предприятия в размере 1,8 млн. рублей. В банке ОАО «Сбербанк России» потребуется взять кредит в размере 1 млн. рублей на срок 4 года под 14 % годовых.
За 4 года общая сумма стоимости кредита составит 311670 рублей, а ежемесячный платеж - 27326 рублей.
Инвестиционные вложения в проект со стороны ОАО «Большекамен- ское управление механизации строительства» составят 1,8 млн. рублей.
Для продвижения услуг создаваемого предприятия, планируются осуществить следующие действия рекламного характера:
реклама на телевидении;
реклама в печатных СМИ;
наружная реклама;
распространение объявлений в подъездах жилых домов через почтовые ящики;
распространение объявлений, флаеров и брошюр.
Итоговая сумма бюджета рекламы за первый год составит 600 тыс. руб. В следующие годы она будет уменьшаться исходя из узнаваемости и загруженности предприятия. Предлагается использовать только продукцию известных и проверенных производителей окон Приморского края, использующих оконный профиль Веко, LG, а также качественную фурнитуру. Кроме того, предлагается уделить особое внимание качеству предоставляемых строительных услуг и предоставлению гарантии на свою работу.
Постоянные расходы на каждый год имеют тенденцию к снижению и оцениваются на уровне 749200 рублей в год. Предполагаемый объем выручки в месяц планируется исходя из общей загруженности строительных бригад и объеме работ выполняемых ими работ. План затрат на материалы и топливо также формируется исходя из информации о производимых предприятием работах.
Работа предприятия будет зависть не только от конкурентной среды, но также и от сезона. Зимой объем реализации услуг компании может иметь тенденцию к снижению, что, в свою очередь, может отрицательно сказаться на среднегодовой прибыли предприятия. Выручка за 5 лет деятельности составит 63,4 млн. рублей, а чистая прибыль 3,22 млн. рублей.
С целью приведения денежного потока к текущему времени используется метод дисконтирования. Ставка дисконтирования методом сложения суммы рисков и безрисковой ставки по межбанковским депозитам составила 24 %. На основании годовых денежных потоков и необходимых вводных данных было произведено их дисконтирование и определен чистый дисконтированный доход, составивший 823 тыс. руб. Срок окупаемости проекта составил 3,4 года, чистая внутренняя доходность - 45 %, а индекс рентабельности - 1,45.
Как показывают расчёты, в наибольшей степени на показатели эффективности проекта влияют объём продаж и уровень загрузки предприятия. В целом проект показывает большую доходность при небольших вложениях на первоначальном этапе.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что проект является малочувствительным к изменениям факторов внешней и внутренней среды, а также сохраняет устойчивость при сокращении объема загрузки производственных мощностей и сокращении объема реализации, вызванного падением спроса или цен на продукцию и услуги.
Заключение
Анализ сущности, структуры, методов разработки бизнес – плана, проведенный в данной работе, а также разработка бизнес- плана конкретного предприятия позволяет сформулировать в заключении следующие выводы:
1. Функция планирования занимает центральное место в системе управления современными предприятиями, так как позволяет определить общую направленность их деятельности, обеспечить рациональное распределение ресурсов, принять решение о целесообразности инвестирования в реализацию конкретного проекта, исходя из его будущих результатов. Современная экономическая ситуация требует от предприятий использования новых подходов к планированию своей деятельности. Это обусловлено тем, что в настоящее время успех предпринимательской деятельности зависит преимущественно от умения достигать поставленные цели, которые, в свою очередь, зависят от многих факторов, как внешних, так и внутренних. В связи с этим основной формой планирования на современных предприятиях является бизнес-план. Он представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач. Основными функциями бизнес – плана являются: разработка общей концепции, генеральной стратегии развития предприятия, оценка и контроль основных показателей деятельности предприятия на основе сравнения фактических данных с показателями бизнес-плана, привлечение денежных средств со стороны, определение условий укрепления финансового состояния предприятия.
2. Содержание бизнес – плана определяется необходимостью обоснования конкретной бизнес – идеи, что обуславливает его стратегический характер и позволяет разрабатывать в различных видах. Основными преимуществами бизнес – плана как формы планирования являются: указание на перспективы развития предприятия, создание условий для привлечения капитала, приглашения на работу основного персонала. Бизнес – план содержит описание текущей ситуации, сильных и слабых сторон предприятия, анализ рынка и информацию о потребителях продукции, что позволяет рассматривать его как ключевой элемент в системе планирования на предприятии.
3. Структура и содержание бизнес-плана не могут быть унифицированы, так как такие планы разрабатываются в различных сферах и отраслях бизнеса. Чаще всего при разработке бизнес- плана руководствуются рекомендациями UNIDO (Организация объединенных наций по промышленному развитию), определяющими структуру бизнес – плана следующим образом: резюме, описание продукции, описание предприятия и отрасли, маркетинг и сбыт продукции, производственный план, организационный план, финансовый план, направленность и эффективность проекта, риски и гарантии, приложения. Содержание каждого из разделов определяется таким образом, чтобы лица или организации, на которых ориентирован бизнес – план могли получить полную и достоверную информацию о продукте, который собирается выпускать организация, возможностях и условиях его реализации, конкурентной среде, тенденциях развития рынка, особенностях производственного процесса и организации деятельности предприятия, рисках, который связаны с реализацией проекта, требуемом объеме финансирования, его источниках, величине прибыли, которая может быть получена в результате реализации проекта.
4. В процессе разработке бизнес – плана предприятия могут использоваться различные методы, основными из которых являются: нормативный, расчетно - аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование, бюджетирование. Эти методы тесно взаимосвязаны между собой, что обеспечивает возможность применения комплексного подхода к разработке бизнес – плана. Такой подход является необходимым условием оценки всех аспектов разрабатываемой бизнес – идеи, что позволяет значительно снизить риски, связанные с реализацией плана, и обеспечить направленность усилий на достижение основных целей, определенных планом.
Список использованных источников
- Бабич Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебник. – М.: Инфра – М, 2012. – 336 с.
- Баринов В.А. Бизнес – планирование: Учебное пособие. – М.:Форум, 2014. – 256 с. -
- Бизнес – планирование: учебное пособие/ Под ред. В.М. Попова, С.М. Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 672 с.
- Борисова О.В. Бизнес – планирование деятельности предприятия: учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. – 208 с.
- Буров В.П. Бизнес-план фирмы: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2014. – 192 с.
- Вайс Е.С. Планирование на предприятии (организации): учебник. – М.: КноРус, 2012 . – 336 с. - ISBN 978-5-406-02550-5
- Гайнутдинов Э.М. Бизнес – планирование: учебник. –М.: Высшая школа, 2011. – 208 с.
- Головань С.И. Бизнес – планирование и инвестирование: учебное пособие/ С.И. Головань, М.А. Спиридонов. – Ростов Н/Д.: Феникс, 2009. – 368 с.
- Гомола, А.И., Жанин П.А. Бизнес – планирование: учеб. пособие для вузов , 7-е изд. стереотип. – М.: Академия, 2013. – 244 с.
- Горемыкин В.А. Бизнес-план. Методика разработки. 45 реальных образцов бизнес-планов: Учебно-практическое пособие; 5-е издание стереотипное. – М.: Ось-89, 2014. – 864 с.
- Лапыгин Ю. Н. Бизнес-план: стратегии и тактика развития компании]: практ. пособие. — 2е изд., испр. — М. : ОмегаЛ, 2014. — 350 с.
- Лудольф Ф. Бизнес-план. Профессиональная подготовка и убедительная презентация. – М.: Олма – пресс, 2014. – 208 с.
- Одинцова Л.А. Планирование на предприятии: Учебное пособие/ Л.А. Одинцова. – М.: Академия, 2014. – 272 с.
- Орлова Е.Р. Бизнес-план. Методика составления и анализ типовых ошибок: Учебно – практическое пособие. – М.: Омега – Л, 2012. – 168 с.
- Пелих А.С. Экономика предприятия (фирмы). – Ростов н/Д.: МарТ, 2014.– 512с.
- Петухова С.В. Бизнес-планирование. Как обосновать и реализовать бизнес-проект: Учебно – практическое пособие. – М.: Омега – Л, 2012 . – 176 с.
- Планирование деятельности на предприятии: учебник. – М.: Юрайт, 2012. – 352 с.
- Раицкий К. А. Экономика организации (предприятия): Учебник; 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 1012 с.
- Савельева, Н.А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 384 с.
- Савкина Р.В. Планирование на предприятии: Учебное пособие– М.: Дашков и Ко, 2012. – 324 с.
- Стрекалова Н.В. Бизнес – планирование: Учебник. – СПб.: Питер, 2015 . -352 с.
- Стрелкова Л.В., Макушева Ю.А.Внутрифирменное планирование: учебное пособие. – М.: Юнити – Дана, 2014. – 368 с.
- Шаш Н.Н. Бизнес-план предприятия: учебник/ Н.Н. Шаш. – М.: ГроссМедиа, 2013. – 488 с.
Приложение 1
Таблица 1 - Основные принципы внутрифирменного планирования
Содержание
№ п/п |
Принципы планирования |
|
1 |
2 |
3 |
1 |
Необходимость |
* Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей * Прежде чем действовать, каждый должен знать, что он хочет и может |
2 |
Непрерывность |
Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно путем: а) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов; б) скользящего планирования — по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением не предусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы |
3 |
Эластичность и гибкость |
Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем: а) введения плановых резервов по основным показателям; б) применения эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных, в) использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды; г) использования альтернативных планов |
4 |
Единство и полнота (системность) |
Системность достигается тремя основными способами: * Наличием обшей (единой) экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования * Все сопряженные частичные планы структурных единиц фирмы и сфер деятельности (производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план ее социально-экономического развития * Включения в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений |
5 |
Точность и детализация |
* Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели. * По мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно могут уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений разлития фирмы |
6 |
Экономичность |
* Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами * Вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений |
7 |
Оптимальность |
* На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений * Выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях |
8 |
Связь уровней управления |
Достигается четырьмя способами: а) детализацией планов «сверху - вниз»; б) укрупнением планов «снизу - вверх»; в) частичным делегированием полномочий; г) корректировкой планов |
9 |
Участие |
* Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию повеления * Планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других |
10 |
Холеризм (сочетание координации и интеграции) |
* Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее (аффективнее) планировать в них одновременно и во взаимозависимости * Планирование на каждом структурном уровне предприятия независимо не может быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях Все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо |
11 |
Ранжирование объектов планирования |
Осуществляется путем рационального распределения ресурсов: * При одинаковой конкурентоспособности товаров — в первую очередь на те из них, которые дают наибольший объем продаж * В наиболее доходные товары (отрасли) |
12 |
Адекватность |
Соответствие плановых показателей реальной обстановке достигается. * Увеличением числа учитываемых факторов * Повышением точности прогнозирования и самооценки в процессе планирования достаточно точным моделированием реальных процессов |
13 |
Согласованность с внешней средой |
Достигается с помощью: * Анализа динамики факторов внешней среды предприятия * Выявления степени влияния внешних факторов на плановые показатели |
14 |
Социальная ориентация |
Предусматривает: Обеспечение требования экономичности, безопасности и эргономичности выпускаемой продукции Социальное развитие коллектива, повышение доходов персонала предприятия |
15 |
Сбалансированность |
Объемы инвестиций должны быть увязаны и сбалансированы с финансовыми и материальными ресурсами с учетом норм продолжительности строительства объектов |