Файл: Правовые основы организации нотариата (Юридическая регламентация нотариальной деятельности: история и современность).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Юридическая регламентация нотариальной деятельности: история и современность
1.1 История юридической регламентации нотариальной деятельности в России
1.2 Правовое регулирование нотариальной деятельность по действующему законодательству РФ
1.3 Место нотариата в системе правосудия. Принципы нотариальной деятельности.
Глава 2. Система и организационные основы деятельности нотариата
2.1 Нотариус как центральная фигура института нотариата
2.2 Законодательство о нотариате в России: актуальные проблемы и решения
Так в чем же была ошибка? Рассмотрим основные новеллы Нотариального положения 1866 года.
Прежде всего, заметим, что в основу Положения были положены нотариальные законодательства европейских стран (французское 1813 года, австрийское 1845 года и баварское 1861 года), что само свидетельствует о том, что многое было перенято из Европы и наложено на российскую действительность без учета национальной специфики. Объясняется эта ситуация тем, что материала о деятельности дореформенных нотариусов черпать было не откуда, потому что нотариусов в таком виде как они созданы Нотариальным положением 1866 г. – не существовало, поэтому приходилось перекраивать чужеземные образцы. Результатом этой законодательной деятельности стали 2 проекта 1863 и 1866 годов. Первый из них наиболее приближенный к жизни, не прошел через Государственный совет. Второй проект Положения был утвержден 14 апреля 1866 года. Вместе с введением нотариального Положения все прежние нотариусы и маклеры, кроме биржевых, прекратили свою деятельность[8].
Основные недостатки Положения явственно выделяются В.И.Синайским: прежде всего, нотариусы не имели корпоративной организации, которая давала бы им большую самостоятельность. Более того, для занятия должности нотариуса не требовалось никакого образовательного ценза (это объяснялось тем, что составители Положения не верили в возможность привлечь в нотариусы образованных людей за недостатком их). Лицо, желающее стать нотариусом, должно было лишь удовлетворять некоторым требованиям закона: российский подданный; совершеннолетний; не опороченный судом или общественным приговором; не занимающий никакой другой должности ни на государственной, ни на общественной службе. Далее, лицо, желающее стать нотариусом, должно было подвергнуться специальному экзамену при окружном суде[9].
Нотариусы за исполнение своих обязанностей получали плату, именно за всякое должностное действие согласно особой таксе. Статус нотариусов формулировался исходя из общемировой тенденции признания нотариата относительно автономным от государства корпоративным учреждением: нотариусы признавались свободными профессионалами, осуществляющими свою деятельность на коммерческой основе. Однако нотариусы жили не только на эту плату, но и состояли на государственной службе, что подчеркивало публично-правовой статус нотариальной деятельности, в то же время не пользуясь ее преимуществами (без права производства в чины и получения пенсии).
Это т.н. младшие нотариусы. Кроме младших по Положению 1866 года существовали при окружных судах и старшие нотариусы. Хотя, по сути, старшие нотариусы – не есть нотариусы в прямом смысле слова, ибо они не несли нотариальных обязанностей, а лишь заведовали нотариальным архивом при окружном суде, утверждая крепостные акты и ведя крепостные реестры, и тем более они не «старшие», ибо младшие нотариусы не состоят от них в зависимости и им не подчиняются. Отсюда – должность старших нотариусов – параллельная должность, да и само служебное положение старших нотариусов отличалось[10].
Положение отметило новые начала приобретения собственности: акты о переходе недвижимой собственности представляется совершать помимо крепостных дел у вновь учрежденных младших нотариусов, но сила крепостных актов сообщается им лишь по утверждении их старшим нотариусом того округа, где находится само имущество. Таким образом вводится в закон новое начало – поверка акта по месту нахождения имущества.
В связи с тем, что нотариусы не были включены в общую «судебную семью», они были лишены права в отличие от судей обращаться за разъяснениями сомнений в применении закона в те окружные суды, при которых они состоят, а должны на свой страх и риск решать сомнительные правовые вопросы. С.Барановский отмечал, что если в применении или толковании закона ошибаются судьи, то высшая судебная инстанция лишь отменяла неправильно постановленное решение, если же ошибался нотариус, то помимо уголовной ему грозила еще и имущественная ответственность[11].
Постепенно, уже к концу XIX в. (с 1899 по 1904 год велись работы по разработке новой редакции Положения о нотариате), в России сложились четыре группы органов и должностных лиц, имевших право совершать нотариальные действия:
- публичные (городовые) нотариусы;
- биржевые маклеры и нотариусы, корабельные маклеры;
- узкоспециализированные маклеры: судоходных дел, государственного коммерческого банка, частные, слуг и рабочих людей, цеховые, ремесленных управ;
- магистраты, ратуши, думы, таможенные чиновники, становые приставы, торговые словесные суды.
Кандидаты на должность нотариусов отбирались из числа чиновников на основе конкурса. После назначения на должность они приносили присягу. Категорически запрещалось назначать нотариусами людей неграмотных[12].
Положение 1866 года действовало вплоть до революции 1917 года. Как мы уже упоминали выше, революционный декрет о суде 1917 г. упразднил действующие судебные органы, институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры, и заложил основы «нового» советского суда. Надо отметить, что напрямую о нотариате в декрете сказано не было, однако фактически нотариальные конторы закрывались не дожидаясь специального декрета об их закрытии[13].
Первоначально взамен закрытых нотариальных контор были созданы в ряде городов нотариальные отделы при местных Советах во главе с народными нотариусами, но затем Наркомюст РСФСР предложил их ликвидировать (циркуляр № 9 от 9 декабря 1918 г.), а функции распределить между соответствующими органами, исходя из их компетенции (отделами коммунальным, социального обеспечения, записи актов гражданского состояния, юротделами, местными народными судьями); впрочем, вскоре (февраль 1919 года) Наркомюст распорядился циркуляр о ликвидации нотариальных отделов в жизнь не проводить, а там, где это необходимо, иметь нотариальные столы в городах при судебно-следственных подотделах губюстов, а в уездах - при местных народных судах[14].
Первое советское Положение о нотариальный части было принято в 1922 году в связи с принятием Гражданского кодекса и переходом России к новой экономической политике - 4 октября 1922 года принято «Положение о государственном нотариате», которое заложило основы Советского нотариата. Стали заявлять о себе нотариусы. Появляются журнальные статьи, начинает обобщаться нотариальная практика, законодательные акты о нотариате (положения, декреты, постановления и т.п.).
Место нотариата в системе советских государственных органов было точно установлено: нотариат включен в состав органов юстиции.
14 мая 1926 года ЦИК и СНК СССР приняли Постановление «Об основных принципах организации государственного нотариата», на основе которого в союзных республиках были разработаны и приняты аналогичные положения о государственном нотариате.
По мере изменения и развития экономических и социальных условий, совершенствования материального и процессуального законодательства в республиканское законодательство о нотариате включались необходимые уточнения и изменения. В РСФСР Положения о государственном нотариате в новой редакции утверждались 30 июля 1930 года, 31 декабря 1947 года, 30 сентября 1965 года. Шестая сессия Верховного Совета СССР VIII созыва 19 июля 1973 года приняла «Закон СССР о государственном нотариате». Спустя почти 20 лет в Россию вернулся свободный нотариат – 11 февраля 1993 года Верховным Советом российской Федерации приняты «Основы законодательства РФ о нотариате» - начинается новая веха правового регулирования нотариальной деятельности в Российской Федерации.
1.2 Правовое регулирование нотариальной деятельность по действующему законодательству РФ
Термин «нотариат» имеет несколько значений:
- обозначает систему органов и должностных лиц, наделенных в соответствии с законом правом совершения нотариальных действий;
- отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность;
- учебный курс, изучающий вопросы нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере.
В нашей работе под нотариатом мы однозначно подразумеваем систему органов и должностных лиц, совершающих нотариальные действия. Легальное определение нотариата можно вывести из Основ законодательства РФ о нотариате[15] (далее – Основы): нотариат в Российской Федерации есть система государственных органов и должностных лиц, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем[16].
Согласно ст.1 Основ нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Важно помнить, что хотя нотариат есть орган, действующий от имени государства (на него возложен ряд государственных функций), сам институт нотариата не входит в состав органов государственной власти. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.
Нотариат является частью публично-правовой системы оказания квалифицированной юридической помощи. Основным направление этой юридической помощи является охрана прав – именно это позволяет некоторым исследователям включить нотариат в правоохранительную систему РФ. Мы склонны согласиться с авторами[17], относящими нотариат к правоприменительным органам (органам, содействующим правоохране), о чем подробнее будет сказано ниже в нашей работе.
Говоря об охране прав, мы имеем в виду, конечно же, частные права. На этом основывается определение нотариата данное Э.М.Мурадьяном, с которым мы полностью согласны: «Современный российский нотариат есть система универсального и позитивного обеспечения частного права, актов распоряжения правами на основе соглашения сторон-участников; удостоверения завещательных распоряжений и иных сделок»[18].
Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.
Правовое регулирование деятельности нотариата отнесено законодателем к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, которые в пределах своего ведения могут регулировать отдельные стороны этой деятельности (п.»л» ч.1 ст.72 Конституции РФ[19]).
К сожалению, действующее законодательство о нотариате не содержит специальных статей разделяющих компетенцию субъектов РФ и федерации, что за последнее десятилетие не раз приводило к спорам. В этой связи, важно заметить, что компетенция и пределы ведения субъектов РФ строго определены и не могут трактоваться расширительно. Так, например, согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[20] (с посл. изм. и доп. от 27 июля 2006 г.) определение границ нотариальных округов в пределах территории субъекта Российской Федерации и численности нотариусов - это компетенция органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Современное российское законодательство о нотариате представляет собой комплекс нормативных правовых актов, среди которых особая роль отводится: Основам законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. №4462-I (введены в действие постановлением ВС РФ от 11 февраля 1993 г. №4463-I «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»[21] (с изменениями от 2 ноября, 23 декабря 2004 г., 5 июля, 26 декабря 2005 г., 10 декабря 2006г.)).
В настоящее время Основы законодательства РФ о нотариате действуют с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 1 июля 2005 г., 30 июня 2006 г.[22]
Определяющее значение для нотариальной деятельности имеют многие нормы ГК РФ, ГПК РФ, СК РФ, а также международные соглашения РФ. Нормы, закрепляющие права и обязанности нотариусов закреплены в налоговом законодательстве (НК РФ), законодательстве об исполнительной деятельности, трудовом законодательстве. Государственная регистрация нотариальных палат как некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с порядком регистрации юридических лиц, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»[23] (с посл. изм. и доп.).