Файл: Правовые основы организации нотариата (Юридическая регламентация нотариальной деятельности: история и современность).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Юридическая регламентация нотариальной деятельности: история и современность
1.1 История юридической регламентации нотариальной деятельности в России
1.2 Правовое регулирование нотариальной деятельность по действующему законодательству РФ
1.3 Место нотариата в системе правосудия. Принципы нотариальной деятельности.
Глава 2. Система и организационные основы деятельности нотариата
2.1 Нотариус как центральная фигура института нотариата
2.2 Законодательство о нотариате в России: актуальные проблемы и решения
Наряду с названными концептуальными проблемами в юридической литературе выделяется ряд организационных проблем-вопросов, которые предстоит разрешить законодателю в скором времени.
Во-первых – это концептуальный выбор модели нотариата. В последнее время в юридической литературе все чаще вызывает возражения одновременное существование в Российской Федерации двух параллельных систем нотариата - государственного и небюджетного.
Эксперты констатируют[61], что подобное компромиссное положение в части остаточного существования государственного нотариата порождает ряд негативных последствий, среди которых можно назвать:
1) неприспособленность государственного нотариата условиям современного гражданского оборота и рынка;
2) незаинтересованность нотариусов государственных нотариальных контор в результате своей работы;
3) нерешенность вопроса об имущественной ответственности государственных нотариусов;
4) необходимость дополнительного бюджетного финансирования государственного нотариата.
Кроме того, это создаёт ситуацию неопределённости как у потребителя правовых услуг, предоставляемых нотариусами, так и у самих членов профессионального сообщества. В свою очередь, это ведёт к недопониманию в обществе публично- правового характера нотариальной деятельности независимо от единства стандартов осуществления нотариальной деятельности как в системе государственного, так и неверно иногда именуемого «частного» нотариата.
Предлагаемым в литературе решением данной проблемы является: поэтапный переход к небюджетной модели организации нотариата на всей территории России.
Во-вторых – оптимизация наделения нотариусов полномочиями. В рамках данного направления по совершенствованию законодательства о нотариате в юридической литературе высказываются мнения по дебюрократизации системы государственного устройства стали активно обсуждаться проекты по либерализации доступа к занятию нотариальной деятельностью[62]. По мнению их авторов, дебюрократизация и снятие административных барьеров в нотариальной деятельности должны вести к ликвидации системы регулирования численности нотариусов, обеспечив свободный доступ к осуществлению нотариальной профессии любого лица, обладающего соответствующими квалификационными требованиями[63].
Представляется, что последствия либерализации доступа к нотариальной деятельности недостаточно продуманы и могут привести в основном к следующим негативным последствиям[64]:
1) неограниченный доступ к занятию нотариальной деятельностью будет способствовать концентрации нотариусов в крупных городах, в которых в силу повышенной деловой активности возможно получение больших доходов, и одновременно – недостатку нотариусов в сельской местности;
2) реализация данных предложений приведёт к отказу части нотариусов от совершения нотариальных действий с низкой доходностью;
3) плавающее число нотариусов сделает невозможным эффективный контроль за их профессиональной деятельностью и существенно затруднит их самоорганизацию в единое нотариальное сообщество.
Таким образом, решением рассматриваемой проблемы является: сохранение действующего ограничения численности нотариусов и правил определения их территориальной компетенции в Российской Федерации. Тем не менее, в качестве потенциального направления реформ в данной области, можно рассмотреть вопрос о введении минимальной численности нотариусов с учетом особенностей экономического, социального и географического положения регионов на уровне законов субъектов Российской Федерации. Возможно также говорить о законодательном закреплении обязанности органов нотариального сообщества (нотариальных палат) оказывать финансовое и материально-техническое содействие развитию и функционированию нотариата в отдаленных и труднодоступных районах страны.
Следующая – третья проблема - введение упрощенных форм взыскания через нотариуса.
В настоящее время значительное количество дел, за разрешением которых стороны обращаются в суд, изначально бесспорны: стороны не оспаривают ни условия обязательства, ни размер задолженности. В то же время, должник отказывается исполнить должное, никак не мотивируя свои отказ либо мотивируя его ссылкой на обстоятельства неправового характера, которые не влияют на существование обязательства и необходимость его исполнения (например, тяжелое материальное положение).
Как подчеркивают эксперты, несмотря на существование в гражданском и арбитражном процессе облегченных судебных процедур – судебного приказа (гл.11 ГПК РФ) и упрощенного производства (гл.29 АПК РФ) – для разрешения подобных дел, представляется, что недостаточно используется потенциал нотариата в сфере внесудебного исполнения договорных обязательств. В настоящее время, непосредственная исполнительная сила признается в России только за нотариально удостоверенными соглашениями об уплате алиментов (п.3 ч.1 ст.7 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Вряд ли такое положение можно считать оправданным как с учетом современных задач и условий осуществления нотариальной деятельности, так и исходя из имеющегося в нашей стране и за рубежом опыта использования нотариата для целей повышения эффективности юрисдикционной системы, в частности, за счет разгрузки судов от бесспорных требований[65].
Предлагаемым решением рассматриваемой проблемы является: реформирование законодательства в направлении признания и расширения непосредственной исполнительной силы нотариальных актов. В частности, речь может идти о частичном восстановлении в России института «исполнительной надписи нотариуса» с его одновременной модернизацией для учета современных социально-экономических реалий.
При оценке совокупности рассмотренных выше проблем и форм их разрешения, возникает логичный вопрос: с чего начать реформирование? На наш взгляд, нельзя говорить о скорейшей разработке нового нотариального законодательства. И тому есть логичное объяснение. Как отмечается в Концепции развития Российского нотариата[66], проблемы российского нотариата во многом связаны с отсутствием их системного видения в контексте постоянно развивающихся общества, государства и права, как в самой России, так и за ее пределами. Очевидно, что одна только практическая деятельность, без осмысления значения, места и перспектив развития нотариата очень скоро заведет всю профессию в тупик, из которого не будет выхода. Должна быть создана Концепция развития нотариата в России, которая должна разрабатываться с учетом меняющихся социально-экономических, политических и правовых условий. При этом следует обратить внимание не только на решение уже существующих проблем нотариата, но и попытаться спрогнозировать изменения ряда составляющих правовой и экономической сферы, с целью выработки адекватных форм реагирования нотариата на события, чтобы не оказаться на периферии правовой и общественной жизни.
Таким образом, основой дальнейшего совершенствования законодательства о нотариате должна стать концепция его развития на ближайшие, например, пять лет, с дальнейшим ее развитием и принятием развивающих программных актов. Примером могут служить концепции развития судебной системы в Российской Федерации, принимаемые с 1992 года и служащие главным вектором в системе построения системы правосудия в нашей стране.
Концепция должна стать трамплином для разработки и принятия комплексного закона «О нотариате», внесения изменений в гражданское процессуальное законодательство, федеральный закон «Об исполнительном производстве» и иные законодательные акты.
В настоящее же время, помимо вопроса о разработке будущей концепции, законодатель должен обратить внимание на действующие Основы, принять законодательные акты, которые находятся на рассмотрении уже более пяти лет.
Заключение
Итак, обозначим основные выводы по работе.
Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других предусмотренных законом действий в установленном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.
Нотариат в России имеет долгую историю, но только сравнительно недавно сама организация, система и деятельность нотариальных органов стали походить на традиционный нотариат латинского типа, призванный отвечать потребностям демократического общества с рыночной экономикой.
Пласт современного законодательства о нотариате возглавляется принятыми в 1993 году Основами законодательства о нотариате. Данный нормативный акт в настоящее время признается не весьма отвечающим требованиям современной действительности, поэтому нотариальными палатами и законодателем предпринимаются пути совершенствования законодательства. Существует несколько проектов федеральных законов о нотариате, да и в целом, система российского нотариата нуждается, по мнению непосредственных ее участников, в серьезных модификациях.
Основная линия реформирования нотариальной системы направлена на то, чтобы сделать нотариат полноценным и полновесным инструментом превентивного правосудия – способом защиты прав граждан и юридических лиц без обращения их в суд.
При более полной и последовательной реализации в ходе реформы юрисдикционной системы модели нотариата, основанной на традициях континентального права, позитивный потенциал нотариата мог бы раскрыться в следующих направлениях:
- осуществление экономии государственных средств. Общеизвестно, что развитая система нотариата снижает стоимость администрации правосудия для государства в 3-5 раз;
- снижение спорности гражданского оборота. Защита прав и свобод заинтересованных лиц в нотариальном производстве происходит за счёт самих субъектов гражданского оборота, что гарантирует лучшую реализацию субъективных прав и общественный мир;
- облегчение и ускорение рассмотрения гражданских споров в судах. Данное обстоятельство связано с особой доказательственной силой, наличием качеств фактической бесспорности у нотариальных актов, что упрощает задачу суда по установлению действительных обстоятельств дела и сделать правильный вывод об истинных правах и обязанностях сторон;
- уменьшение абсолютного количества дел в судах в случае передачи нотариусу дел бесспорного характера. Эта возможность происходит из признания исполнительной силы нотариальных актов, когда реализация вытекающих из них прав и исполнение обязанностей, в том числе принудительная, происходит вне судебной процедуры.
Основой дальнейшего совершенствования законодательства о нотариате должна стать концепция его развития на ближайшие, например, пять-десять лет, с дальнейшим ее развитием и принятием развивающих программных актов. При этом следует обратить внимание не только на решение уже существующих проблем нотариата, но и попытаться спрогнозировать изменения ряда составляющих правовой и экономической сферы, с целью выработки адекватных форм реагирования нотариата на события, чтобы не оказаться на периферии правовой и общественной жизни.
Частный нотариат постепенно вытесняет государственные нотариальные конторы. Многие субъекты федерации уже отказались от государственных нотариальных контор в связи с их убыточностью и бесперспективностью. Здоровая, профессиональная конкуренция частных нотариусов под неусыпным контролем за их деятельностью со стороны нотариальных палат – таким видится будущее нотариальной системы.
Список использованных источников
Нормативные акты
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета - 25 декабря 1993 г. № 237.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. №197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 7 января 2002 г. - №1 (часть I) - Ст. 3.
- Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. №4462-1 // Российская газета - 13 марта 1993 г.
- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства Российской Федерации - 28 июля 1997г. - №30 - Ст. 3594.
- Федеральный закон от 30 июня 2006г. №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 июля 2006г. - №27. - Ст.2881.
- Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации.- 18 октября 1999г. - №42. - Ст.5005.
- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации - 13 августа 2001г. - №33 (Часть I) - Ст. 3430.
- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 13 августа 2001г. - №33. - Ст.3431.
- Постановление ВС РФ от 11 февраля 1993 г. N 4463-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" // Российская газета. - 13 марта 1993г.
- Распоряжение Правительства РФ от 12 октября 2005 г. N 1640-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17 октября 2005г. - №42. - Ст.4324.
- Приказ Минюста РФ от 14 апреля 2000 г. №132 «Об утверждении Положения о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности» // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации - №5, 2000 г.
- Приказ Минюста РФ от 19 августа 1976 г. №32 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных нотариальных конторах РСФСР» // СПС Гарант.
- Приказ Минюста РФ от 2 декабря 2003 г. №306 «Об утверждении Порядка ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 19 января 2004г. - №3.
- Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. №178 «Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности» // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации - №8 - 2000 г.
- Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. №179 «Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса» // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации - №7 - 2000г.
- Приказ Минюста РФ от 26 октября 1998 г. №150 «Об утверждении Порядка выдачи лицензий на право нотариальной деятельности» // Российская газета - 24 ноября 1998 г.
- Постановление Собрания представителей нотариальных палат субъектов РФ от 18 апреля 2001г. №10 «О Профессиональном кодексе нотариусов Российской Федерации» // Нотариальный вестник, июль 2001 г. - №7.
- Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Подготовлена Минэкономразвития РФ.
- Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (включая Основы законодательства РФ о нотариате). Подготовлен Минэкономразвития РФ.
- Устав Федеральной нотариальной палаты Р
- http://www.notariat.ru/section39668