Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере торгового предприятия ООО Подушечка)).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ассортимента
1.1Сущность и виды ассортимента
Глава 2. Анализ формирования ассортимента торгового предприятия на примере (ООО Подушечка)
2.1 Общая характеристика розничного торгового предприятия (ООО Подушечка)
2.2. Анализ состояния и направлений формирования товарного ассортимента (ООО «Подушечка)
2.3 Расширение ассортимента (ООО Подушечка) посредством внедрения инновативной группы товаров
n - количество анализируемых направлений формирования ассортимента
PM= +
Разрыв мнений руководителя и потребителей равен 30,37 %. С целью его сокращения следует внедрить соответствующие рекомендации.
Анализ направлений формирования товарного ассортимента в ООО «Подушечка» показал, что в целом процесс организован достаточно эффективно, но имеются товарные группы, пользующиеся пониженным спросом у потребителей (скатерти, одеяла и махровые простыни). Лидерами продаж являются ткани и постельное белье. Проведенный АВС, XYZ и совмещенный анализ постельного белья, реализуемого ООО «Подушечка» позволили выявить, что высокий оборот и стабильный спрос имеют торговые марки «Karven», «Primavelle» и «Унисон», а к товарам непостоянного спроса относится постельное белье «Arya» и «Bella Vita». Товары данных торговых марок можно безболезненно выводить из ассортимента, либо нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые запасы, из-за которых предприятие несет потери.
Анализ характеристик ассортимента показал, что руководитель оценивает показатели ассортимента выше, чем покупатели. Самый большой разрыв мнений наблюдается у таких характеристик, как инновативность и сбалансированность.
2.3 Расширение ассортимента (ООО Подушечка) посредством внедрения инновативной группы товаров
В результате проведенного анализа направлений формирования товарного ассортимента на торговом предприятии ООО «Подушечка», было выявлено следующее: основным элементом, показатели которого необходимо улучшать, является инновативность и сбалансированность ассортимента реализуемых предприятием товаров.
В ходе проведения анализа направлений товарного ассортимента предприятия с помощью метода семантического дифференциала, в котором принимали непосредственное участие постоянные покупатели ООО «Подушечка», указавшие на недостаточно развитую инновативность ассортимента товаров. Для снижения степени неудовлетворенности потребителей инновативностью ассортимента товаров, рекомендуется ввести новый вид постельного белья, а именно постельное белье из бамбука. Постельное белье из бамбука - практичная и красивая инновация в текстильном производстве. Бамбуковое волокно с натуральным блеском мягче самого мягкого хлопка и по качеству напоминает шелк и кашемир. В отличие от других анти-микробных тканей, требующих специальной химической обработки, ткань из бамбука обладает натуральными анти-микробными свойствами и не нуждается в химикатах. Ткань содержит компонент "BAMBOO KUN", предотвращающий размножение бактерий. Постельное белье из бамбукового волокна создает комфорт и обеспечивает здоровым и спокойным сном, регулируя температуру тела.
С целью совершенствования направлений формирования ассортимента следует провести опрос среди потребителей данных товаров, на основании которого можно определить: как отреагируют постоянные клиенты торгового предприятия ООО «Подушечка» на добавление в ассортимент нового вида постельного белья, и как увеличится выручка от продаж от введения в ассортимент данного товара.
Так, сотрудниками отдела маркетинга ООО «Подушечка» была проведена выборка среди постоянных покупателей анализируемого предприятия, которых мог бы заинтересовать новый товар. Состав выборки в количественном выражении составляет 100 человек. Следующим этапом является опрос постоянных потребителей торгового предприятия, суть которого состояла: устный опрос, с помощью которого и будет определен успех расширения товарного ассортимента. После проведения последнего было выявлено: большинство потребителей положительно отреагировали на добавление в ассортимент ООО «Подушечка» новой вида постельного белья (табл. 16).
Таблица 16
Результаты опроса потребителей
Число потребителей, готовых приобрести инновационный товар |
Частота покупок |
Вид постельного белья |
Средняя цена, тыс.руб. |
Сумма, тыс. руб. |
10 |
1 раз в год |
«евро» |
4,7 |
47,00 |
40 |
1 раз в год |
полуторное |
3,04 |
121,60 |
30 |
1 раз в год |
двуспальное |
3,95 |
118,50 |
20 |
- |
- |
- |
|
Всего: 100 |
287,10 |
Анализ данных табл. 16 свидетельствует о том, что из 100 опрошенных покупателей торгового предприятия ООО «Подушечка» 10 готовы покупать постельное белье из бамбука размера «евро», 40 покупателей полуторное постельное белье и 30 покупателей двуспальное постельное белье не чаще 1 раз в год. Выручка от продажи постельного белья из бамбука составит 287,10 тыс. руб.
Издержки на внедрение рекомендации включают в себя: затраты на проведение опроса постоянных покупателей 4,50 тыс. руб., затраты на выплату заработной платы - 8,613 тыс. руб. и единый социальный налог - 2,239 тыс. руб. Общая сумма затрат составила 15,352 тыс. руб.
Далее следует рассчитать экономический эффект от внедрения рекомендации, исходные данные которой приведены в табл. 17.
Таблица 17
Исходные данные для расчета экономической эффективности от внедрения рекомендации в ООО «Подушечка»
Показатели |
Величина, тыс. руб. |
Источник информации |
Выручка от продаж отчетного периода |
20239,00 |
Данные предприятия |
Себестоимость проданных товаров |
15179,25 |
Данные предприятия |
Коммерческие и управленческие расходы 2018 г. |
3463,79 |
Данные предприятия |
Переменные коммерческие и управленческие расходы 2018 г. |
1768,63 |
Данные предприятия |
Постоянные коммерческие и управленческие расходы 2018г |
1695,16 |
Данные предприятия |
Валовой доход 2018г. |
5059,75 |
Данные предприятия |
Выручка от продаж плановый |
20526,10 |
Расчет |
Себестоимость проданных товаров плановый |
15394,575 |
Расчет |
Коммерческие и управленческие расходы плановые |
3479,142 |
Расчет |
Исходные данные для расчета данной рекомендации были получены на основе данных ООО «Подушечка», а также расчетным методом.
Анализ свидетельствует о приросте выручки от продаж на 1,41 % за счет расширения ассортимента путем включения постельного белья из бамбука, после исследования спроса покупателей торгового предприятия ООО «Подушечка». Коммерческие и управленческие расходы выросли на 15,352 тыс. руб., что включает затраты на проведение опроса покупателей магазина и рост переменных коммерческих и управленческих расходов, которые напрямую связаны с размером выручки от продаж. Данная рекомендация по улучшению показателей ассортимента приводит к росту прибыли на 56,423 тыс. руб., что в конечном итоге позволит получить годовой экономический эффект 80,475 тыс. руб. в 2018 году с учетом данного мероприятия. Следовательно, предложенная рекомендация является экономически целесообразной.
Заключение
В современных рыночных условиях торговым предприятиям необходимо постоянно анализировать фактический ассортимент и разрабатывать направления совершенствования его формирования, так как правильно подобранный ассортиментный перечень является гарантией эффективного функционирования предприятия.
Формирование товарного ассортимента - это процесс подбора товаров, удовлетворяющих реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя и предприятия при рациональных затратах на их приобретение и потребление. Задача формирования товарного ассортимента - повышение рентабельности торгового предприятия.
Основными направлениями формирования товарного ассортимента являются: углубление ассортимента; расширение ассортимента; обновление ассортимента; поддержание полноты ассортимента; повышение устойчивости ассортимента; гармонизация ассортимента; развитие инновативности ассортимента; обеспечение сбалансированности ассортимента.
Для удовлетворения потребностей покупателей предприятию необходимо тщательно формировать товарный ассортимент на основе учета показателей ассортимента и его свойств, а также разрабатывать рекомендации по его формированию с целью поддержания конкурентоспособности в условиях изменчивой рыночной среды.
Формирование товарного ассортимента может осуществляться на основе использования различных методов: АВС-анализ; XYZ-анализ; совмещенный АВС и XYZ-анализ; сравнительная оценка с помощью семантического дифференциала.
Для проведения полноценного анализа ассортимента можно совместить несколько известных и универсальных методов, адаптированных к ситуации на конкретном предприятии.
Анализ процесса формирования товарного ассортимента проводился на базе предприятия розничной торговли ООО «Подушечка», которое занимается реализацией текстильных товаров.
В ходе проделанной работы были решены следующие задачи:
1. Изучены теоретические аспекты формирования товарного ассортимента предприятия розничной торговли;
2. Проведен анализ деятельности ООО «Подушечка» и оценка направлений формирования товарного ассортимента;
3. Разработаны рекомендации по совершенствованию формирования товарного ассортимента ООО «Подушечка».
Анализ фактического ассортимента ООО «Подушечка» проводился с помощью АВС, XYZ и совмещенного анализа, которые способствовали выявлению среди представленных товарных групп лидеров и аутсайдеров продаж. Используя анализ сравнительной оценки с помощью семантического дифференциала было выявлено какие направления формирования товарного ассортимента развиты хуже остальных.
При анализе деятельности ООО «Подушечка» были обнаружены следующие недостатки:
-в товарном ассортименте ООО «Подушечка» имеются неликвидные позиции;
-товарный ассортимент ООО «Подушечка» не является инновативным и сбалансированным;
-предприятие не проводит исследования направленные непосредственно на изменяющиеся потребности потребителей.
С целью преодоления этих недостатков были разработаны рекомендации - расширение ассортимента ООО «Подушечка» посредством внедрения инновативной группы товаров и совершенствование сбалансированности товарного ассортимента ООО «Подушечка» как направление его формирования. За счет этого увеличилась прибыль на 80,76 тыс. руб., а рентабельность от продаж на 0,23 %.
Список использованных источников
- Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018)
- ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст) (ред. от 29.03.2016)
- Азарова О.В. Современные стратегии формирования ассортиментной политики в практической деятельности // Вестник магистратуры. — 2013. — № 8(23). — С. 4—6.
- Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Маркетинг: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2014. - 304 с.
- Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник – М.: Кнорус, 2015.- 672с.
- Бузукова Е.А. Ассортимент розничного магазина. Методы анализа и практические советы. - СПб.: Питер, 2017. – 176 с.
- Быховец С.Н. Управление ассортиментом в системе маркетинга предприятия // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2013. – № 01 (67). – С. 4-11
- Вагулкина М.Н. Формирование ассортимента товаров оптовой торговой организации и его основные показатели// Актуальные проблемы экономики современной России. - 2016. - № 3. - С. 374-378.
- Веселова А.И. Товарная политика предприятий: анализ основных взглядов и методов оценки// Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. - № 11. – С. 103 – 114
- Воробьева И.А. Маркетинг: Учебник, 2017. – М.: Юрайт, 2017. – 366 с.
- Горин С.Н. Ассортиментная политика организации. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 280 с.
- Данченок Л.А. Маркетинг: Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2015. - 496 с.
- Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. - 522 с.
- Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К., Памбухчиянц О.В. Коммерция и технология торговли: Учебник. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2014. – 692 с.
- Дмитриченко М.И., Зыбин О.С., Киятов А.Л. Управление ассортиментом товаров на торговых предприятия современного формата // Технико-технологические проблемы сервиса. – 2013. - № 4 (26). – С. 75-80
- Дюпина Л.Ф., Власов Ю.В. Методика проведения АВС – анализа и XYZ – анализа// Вестник ИЭАУ. - 2015. - № 7. - С. 3 – 6.
- Елкин С.Е. Вопросы теории управления товарным ассортиментом // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2015. - № 2. - С. 11-19
- Исайчиков Н.И. Матричные методы разработки товарной политики предприятия базового элемента маркетинг-микс // Экономические науки. - 2013. - № 6. - С. 206 -212.
- Карпова С.В. Маркетинг: Теория и практика: Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2017. - 416 с.
- Колюжновая Н.Я., Якобсон А.Я. Маркетинг: общий курс: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2014. – 476 с.
- Коротков А.В. Маркетинговые исследования: Учебник. - М.: Юрайт, 2016. - 608 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. – СПб. : Питер, 2013. –1056 с.
- Кузьмина Е.Е. Маркетинг: Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2016. - 384 с.
- Куликова Н.Р., Трыкова Т.А., Борзунова Н.С. Управление ассортиментом товаров: Учебное пособие. – М.: Альфа – М, 2016. – 240 с.
- Матюхина К.М., Черепухин Т.Ю. Ассортиментная политика предприятия как фактор повышения эффективности его деятельности// Научное обеспечение агропромышленного комплекса: Сборник статей по материалам Х Всероссийской конференции молодых ученых, посвященной 120-летию И. С. Косенко. Отв. за вып. А. Г. Кощаев - 2017. - С. 1572-1573.
- Отварухина Н.С., Веснин В.Р. Современный стратегический анализ: Учебник и практикум. – М.: Кнорус, 2017. – 428 с.
- Павлова О.А. Ассортиментная политика предприятия и планирование ассортимента// Инновации и инвестиции. - 2014. - № 4. - С. 125-127.
- Реброва Н.П. Основы маркетинга: Учебни и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 452 с.
- Романенкова О.Н. Маркетинговые исследования. Теория и практика: Учебник. - М.: Юрайт, 2016. – 320 с.
- Саркисян И.Г. Понятие, содержание и структура товарного ассортимента// Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2017. - Т. 1. - № 3. - С. 139-141.
- Синицына О.Н. Маркетинг: Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2014. - 216 с.
- Синяева И.М., Романенкова О.Н. Маркетинг: теория и практика: Учебник для бакалавров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 665 с.
- Соловьев Б.А. Маркетинг: Учебник. - М.: Инфра-М, 2016. – 384 с.
- Сысоева С., Крок Г. Большая книга директора магазина 2.0 Новые технологии. – СПб.: Питер, 2016. - 464 с.
- Терещенко Н.Н., Емельянова О.Н. Эффективность деятельности предприятия: Учебное пособие. – Красноярск: Краснояр. гос. торг. – экон. ин-т, 2013. – 210 с
- Цыганова Ю.В., Утешева И.О. Сущность товарного ассортимента// Современные проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса региона: сборник трудов научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов экономического факультета Новосибирского ГАУ. Новосибирский государственный аграрный университет. 2017. С. 491-493.