Файл: Участники внешнеэкономической деятельности. Разрешение споров между участниками внешнеэкономической деятельности.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
Согласно п. 3 ст. 434 ГК РФ договор также признается заключенным в письменной форме, если сторона, получившая письменную оферту, в течение срока, отведенного для ее акцепта, выполнит указанные в ней условия (например, отгрузит товар, перечислит в оплату денежные средства). Однако последний вариант российские субъекты не могут использовать применительно
к внешнеэкономическим сделкам, так как в этом случае не представляется возможным выполнить требования таможенно-банковского валютного контроля.
Что касается заключения контракта путем обмена сообщениями с использованием разных видов связи, то к такому способу следует относиться с определенными предосторожностями. При обмене сообщениями по факсу бывают
случаи, когда не совпадают по содержанию отправленный и полученный тексты. Поэтому при использовании этого вида связи необходимо дублировать письмом условия оферты и акцепта, а при оформлении контракта в виде единого документа направлять его почтой для подписания.
На условия внешнеэкономических контрактов, помимо положений ГК РФ, существенное влияние оказывают ограничения, наложенные таможенным и налоговым законодательством, федеральными законами «Об экспортном контроле»[11], «О валютном регулировании и валютном контроле»[12], «Об основах регулирования внешнеторговой деятельности»[13], «О международных договорах Российской Федерации»[14]; Указом Президента РФ «О государственном регулировании внешнеторговых сделок».
Подзаконные акты органов не волнительной власти. Во исполнение положений вышестоящего уровня нормативного регулирования внешнеэкономической деятельности органы исполнительной власти разрабатывают положения и рекомендации, которые регулируют частные вопросы внешнеэкономической деятельности. Например, МВЭС России совместно с ГТК России и ВЭК России
были разработаны и утверждены Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов во
исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации, которые призваны обеспечить защиту государственных интересов и интересов российских организаций при осуществлении внешнеэкономической деятельности[15].
Распорядительные документы организации. К ним относят принятую в организации учетную политику, способы организации документооборота, применяемые способы организации передачи информации между организациями.
Выводы
Участники внешнеэкономической деятельности — это любые российские и иностранные лица, обладающие правом осуществления внешнеторговой деятельности. К участникам ВЭД относятся: международные организации (осуществляют нормативное регулирование внешнеэкономической деятельности, могут осуществлять экспортно-импортные операции); государство (осуществляет нормативное регулирование внешнеэкономической деятельности как внутри страны, так и на межправительственном и межгосударственном уровнях, а также контроль за соблюдением нормативных документов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность); агенты валютного контроля (осуществляют контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования); экспортеры (осуществляют экспорт); импортеры (осуществляют импорт); посредники (оказывают содействие в осуществлении экспорта или импорта, создают инфраструктуру внешнеэкономической деятельности).
Регулирование взаимоотношений между государствами и участниками внешнеэкономического оборота осуществляется посредством комплексной правовой системы, содержащей зафиксированные правила предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами и услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности, грамотного и своевременного документирования этой деятельности.
Глава 2. Порядок разрешения споров между участниками внешнеэкономической деятельности
Основанием возникновения спора может являться неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров кем-либо из участников внешнеэкономической деятельности. Специфика внешнеэкономической деятельности и мировая практика по этому вопросу предполагают, что разрешение таких споров также имеет свои особенности. Данные особенности заключаются в том, что договаривающиеся стороны, основываясь на законодательстве, как правило, сами определяют, какие органы должны рассматривать споры, возникающие в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора.
Споры могут рассматриваться государственными судебными органами – судами общей юрисдикции и специальными коммерческими судами, входящими в судебные системы в некоторых странах и предназначенными для разрешения споров между предпринимателями.
В Российской Федерации в силу действующего законодательства экономические споры могут рассматриваться в системе арбитражных судов, которые являются государственными органами. Для разрешения спора такими судами не требуется отдельного соглашения между сторонами, но необходимо соблюдать правила о подсудности споров (то есть правила о разграничении между судами дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции). Однако предпочтение, как правило, отдается негосударственным арбитражам.
Сходство арбитражного разбирательства с судопроизводством в государственной системе судов в том, что в основе процедуры - принцип состязательности сторон, а арбитр выполняет функции по исследованию доказательств, устанавливает факты, выносит обязательное для сторон решение[16]. В отличие от государственного суда, подсудность дел которого определена законом, обращение к третейскому суду происходит на основании особого соглашения сторон. Данная договоренность должна быть зафиксирована путем включения отдельного положения в договор (контракт) либо заключения специального соглашения о рассмотрении спора в конкретном арбитражном органе.
Положение, включенное в договор (контракт), носит наименование арбитражной оговорки. Арбитражное соглашение (оговорка) – раздел внешнеэкономического контракта, предусматривающий компетенцию третейского (арбитражного) органа по рассмотрению споров, содержащий следующие компоненты: определение круга вопросов, передаваемых на разбирательство в арбитраж; указание точного наименования арбитража либо порядок определения арбитров для арбитража.
Согласно ст.7 Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже, арбитражное соглашение - это соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных вопросов, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением независимо от того, носит оно договорный характер или нет[17].
В соответствии со ст. 7 Закона «О международном коммерческом арбитражном суде» арбитражная оговорка (арбитражное соглашение) должна заключаться только в письменной форме[18].
В том случае, если стороны не предусмотрели в договоре порядок разрешения спора либо не заключили на этот счет отдельного арбитражного соглашения и между сторонами возник спор, они могут заключить для разрешения возникшего спора соглашение об арбитражном разбирательстве. Такое соглашение носит наименование третейской записи или компромисса.
Арбитражное соглашение может быть заключено в виде отдельного соглашения или в виде арбитражной оговорки в договоре, не зависящей от основного договора, в который оно включено:
1) арбитражная оговорка - это соглашение сторон контракта, прямо включенное в текст договора положение об арбитражном разбирательстве споров, которые могут возникнуть в будущем;
2) третейская запись - это отдельное от контракта соглашение сторон об арбитражном разбирательстве споров, которые могут возникнуть между ними в будущем в связи с конкретным контрактом или контрактами. Заключение третейской записи на практике затруднено, так как не исполнившая свои обязанности сторона обычно уклоняется от заключения соглашения о передачи дела в арбитражный суд.
Неточности в формулировании арбитражной оговорки могут привести к различного рода затруднениям в определении компетенции арбитражных органов. Арбитражи очень тщательно подходят к определению своей компетенции, что продиктовано ст.5 Нью-Йоркской конвенции «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений»: в исполнении арбитражного решения может быть отказано, если оно вынесено по спору, не предусмотренному арбитражной оговоркой[19].
В арбитражной оговорке (арбитражном соглашении) может быть указан и российский федеральный арбитражный суд. Однако необходимо иметь в виду, что при передаче дел в эти суды стороны спора не обладают правом выбора арбитров. Между тем деятельность Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии, как и подобных арбитражных органов в других государствах, характеризуется тем, что спорящие стороны вправе выбирать арбитров и определять число арбитров.
Как показывает практика, обычно споры решаются тремя арбитрами. Спорящие стороны, как следует из ст. 11 Закона «О международном коммерческом арбитражном суде» [20], назначают по одному арбитру, которые назначают третьего арбитра. Если одна из сторон в течение 30 дней не назначит арбитра или два назначенных спорящими сторонами арбитра не договорятся в течение 30 дней о третьем арбитре, то по просьбе любой из сторон такие арбитры назначаются президентом Торгово-промышленной палаты России (ст. ст. 6 и 11 Закона).
По соглашению между сторонами спор может быть рассмотрен и одним арбитром. В арбитражной оговорке (арбитражном соглашении) может быть указан арбитражный орган любого государства. Наиболее часто в качестве этих органов называются Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате России, Арбитраж при Торговой палате г. Стокгольма, Арбитражный суд при Международной торговой палате (г. Париж), Лондонский международный третейский суд.
В связи с этим возникает вопрос об исполнении решений, вынесенных арбитражными органами. В соответствии со ст. 35 Закона «О международном коммерческом арбитраже» арбитражное решение, независимо от того, в какой стране оно было вынесено, признается обязательным в России. Если сторона не выполняет арбитражного решения, то для приведения решения в исполнение необходимо представить в компетентный суд письменное ходатайство. Данное положение относится и к решениям, выносимым Международным коммерческим арбитражным судом и Морской арбитражной комиссией.
Решения российских арбитражных органов подлежат исполнению на территории иностранных государств в силу двусторонних договоров, заключенных Россией с такими государствами, и на основании Нью-Йоркской Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. на территории ее участников (Россия является участницей этой Конвенции).
Основанием возникновения спора может являться неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров кем-либо из участников внешнеэкономической деятельности. Специфика внешнеэкономической деятельности и мировая практика по этому вопросу предполагают, что разрешение таких споров также имеет свои особенности. Данные особенности заключаются в том, что договаривающиеся стороны, основываясь на законодательстве, как правило, сами определяют, какие органы должны рассматривать споры, возникающие в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора.
Споры могут рассматриваться государственными судебными органами – судами общей юрисдикции и специальными коммерческими судами, входящими в судебные системы в некоторых странах и предназначенными для разрешения споров между предпринимателями.
В Российской Федерации в силу действующего законодательства экономические споры могут рассматриваться в системе арбитражных судов, которые являются государственными органами.
Заключение
Участники внешнеэкономической деятельности — это любые российские и иностранные лица, обладающие правом осуществления внешнеторговой деятельности. К участникам ВЭД относятся: международные организации (осуществляют нормативное регулирование внешнеэкономической деятельности, могут осуществлять экспортно-импортные операции); государство (осуществляет нормативное регулирование внешнеэкономической деятельности как внутри страны, так и на межправительственном и межгосударственном уровнях, а также контроль за соблюдением нормативных документов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность); агенты валютного контроля (осуществляют контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования); экспортеры (осуществляют экспорт); импортеры (осуществляют импорт); посредники (оказывают содействие в осуществлении экспорта или импорта, создают инфраструктуру внешнеэкономической деятельности).