Файл: Процесс построения модели управленческого решения( Теоретические аспекты построения процесса принятия управленческих решений ).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
Практически любой метод принятия решений, используемый в управлении, можно технически рассматривать как разновидность моделирований. Однако по традиции термин «модель» обычно относится лишь к методам общего характера, а также к многочисленным их специфическим разновидностям. В дополнение к моделированию, имеется ряд методов, способных оказать помощь руководителю в поиске объективно обоснованного решения по выбору из нескольких альтернатив той, которая в наибольшей мере способствует достижению целей. [2].
Итак, мы убедились, что науке управления известно огромное множество самых разных моделей и методов принятия управленческих решений, однако, чтобы эффективно применять их на практике, добиваясь поставленных целей, менеджеру необходимо научиться успешно совмещать их со своей интуицией, накопленным опытом и приобретенными в ходе многолетней работы навыками.
Глава 2 Процесс построения модели принятия управленческих решений на примере ООО «Ареал-Тур»
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Ареал-Тур»
Основным видом деятельности ОАО «Ареал-Тур» является производство и продажа туристического оборудования.
Цель компании – развитие рынка доступных отечественных товаров для активных людей, проводящих свободное время на природе.
Компания «Курс» основана в 2007 году и в настоящее время широко известна как производитель качественных изделий под торговой маркой «Ареал-Тур», надежный и стабильный бизнес-партнер.
Ассортиментная политика «Ареал-Тур» направлена на расширение ассортимента, модернизацию и совершенствование качественных характеристик продукции. В ассортименте компании представлены более 100 товарных позиций в различной цветовой гамме.
Клиентами компании являются торговые и спортивные организации на территории Российской федерации и СНГ, среди которых крупные ритейл-сети, а так же активно развивающиеся спортивные клубы.
Для бизнес-партнеров компания гарантирует: развивающийся ассортимент изделий, высокое и стабильное качество продукции, оптимальные цены, выгодные условия сотрудничества, своевременную отгрузку, исполнение договорных обязательств.
Под организационно-правовой формой понимается не противоречащая законодательству определенная форма хозяйствующего субъекта, закрепляющая права и обязанности его владельцев по использованию имущества и выполнения обязательств.
Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на акции. При этом каждому участнику АО принадлежит определенное количество акций. Главной особенностью АО является то, что его участники не отвечают по возникшим обязательствам всем своим имуществом в ходе деятельности общества, а несут убытки только в размере стоимости имеющихся на руках акций.
Участники ОАО имеют право продавать свои акции без предварительного согласия других учредителей общества. В условиях ЗАО акции распределяются только между его участниками или заранее определенным кругом лиц.
Открытое акционерное общество в процессе своей деятельности может продавать акции без каких-либо ограничений, его же правом является и организация подписки на акции. Благодаря таким возможностям ОАО может существенно увеличить свой уставной капитал, а также привлечь к развитию своей коммерческой деятельности новых лиц. Продажа акций может осуществляться в неограниченном количестве и неограниченному количеству физических и юридических лиц, при этом все сделки должны проводиться в соответствие с правовыми и законодательными актами Российской Федерации. Такое публичное акционерное общество отличается и тем, что каждый его акционер может свободно распоряжаться своими акциями, при этом не требуется согласие других акционеров. Ежегодно ОАО обязано публиковать годовой отчет, а также сведения о прибыли, убытках и свой бухгалтерский баланс.
ООО «Ареал-Тур» имеет линейную организационную структуру управления. Особенностью данной структуры является то, что низшие уровни управления последовательно подчинены высшим, во главе каждого подразделения поставлен руководитель-единоначальник, который решает все вопросы управления этим подразделением (связь с вышестоящим уровнем управления осуществляется только через него). Подразделения выполняют функции согласно своей сфере работы.
Функции генерального директора:
-руководит всей хозяйственной деятельностью предприятия;
-контролирует деятельность всех подразделений предприятия;
-взаимодействует с государственными органами власти;
-делегирует свои полномочия в случае отсутствия;
-определяет стратегическое направление развития предприятия;
-несет ответственность за охрану труда и соблюдение техники безопасности на предприятии;
-выполняет поручения общего собрания участников общества.
Функции коммерческого директора:
-руководит отделом заказов;
-взаимодействует с управляющими органами контрагентов;
-контролирует разработку планов продаж услуг;
-принимает участие в разработке стратегии развития предприятия;
-подчиняется генеральному директору предприятия;
-организует и руководит маркетинговой деятельностью предприятия;
-разрабатывает мероприятия по улучшению сбытовой деятельности предприятия.
Функции финансового директора:
-руководит экономическим отделом;
-отвечает за процесс анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
-контролирует подготовку финансовых отчетов;
-подчиняется генеральному директору предприятия;
-руководит разработкой финансовой стратегии предприятия;
-контролирует правильность финансового прогнозирования и планирования.
Функции экономического отдела:
-проводит анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
-подготавливает отчетность о финансовых результатах деятельности;
-подчиняется финансовому директору;
-проводит анализ финансового состояния и подготавливает предложения по его улучшению;
-участвует в подготовке бухгалтерской отчетности.
Зам. ген. директора по персоналу:
-руководит отделом кадров;
-подчиняется генеральному директору;
-контролирует процесс управления кадрами;
-подготавливает предложения по улучшению процесса управления кадрами;
-контролирует правильность документооборота по учету персонала.
Функции отдела кадров:
-осуществляет расстановку кадров;
-осуществляет учет движения персонала;
-подготавливает кадровый резерв;
-осуществляет документооборот по учету персонала;
-разрабатывает меры по улучшению условий труда и техники безопасности;
-подчиняется генеральному директору предприятия;
-вносит предложения для премирования сотрудников.
Функции юридического отдела:
-обеспечивает соблюдение законодательных норм, касающихся деятельности предприятия;
-обеспечивает юридическое сопровождение отношений с контрагентами предприятия;
-подчиняется генеральному директору предприятия;
-подготавливает договора на оказание услуг.
Функции бухгалтерии:
-ведет учет всего имущества и обязательств предприятия;
-подчиняется генеральному директору предприятия;
-анализирует финансовое состояние и принимает меры по его улучшению;
-ведет документальный учет всех хозяйственных операций;
-подготавливает отчетность предприятия перед налоговой и общим собранием участников.
Функции отдела производства:
-занимается производством продукции для продажи;
-контролирует своевременность производства продукции;
-принимает участие в разработке мер по увеличению объема продаж;
-подчиняется коммерческому директору предприятия.
Функции отдела продаж:
-занимается приемом и консультированием клиентов;
-контролирует своевременное поставки товара клиентам;
-принимает участие в разработке мер по увеличению объема продаж;
-оформляет договоры и прочие документы на продажу товаров;
-подчиняется коммерческому директору предприятия;
-подписывает договора с клиентами на оказание услуг
Функции отдела закупок:
-заключает договоры с партнерами и поставщиками;
-обеспечивает наличие необходимого запаса товаров;
-контролирует качества товаров;
-составляет планы закупок товара;
-ведет поиск новых партнеров и поставщиков.
2.2 Основные экономические показатели деятельности ОАО «Ареал-Тур»
Далее в таблице 1 проанализируем объем реализации по видам ассортиментных групп товаров ОАО «Ареал-Тур» за 2012-2014 гг.
Таблица 1 - Анализ объема реализации по видам ОАО ассортиментных групп товаров «Ареал-Тур» за 2012-2014 гг.
Виды ассортиментных групп товаров |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||
Тыс.руб. |
% |
Тыс.руб. |
% |
Тыс.руб. |
% |
|
Оборудование для проживания на природе |
192 233 |
64 |
185 179 |
67 |
203 123 |
66 |
Спортивное туристическое оборудование |
60073 |
20 |
41458 |
15 |
58475 |
19 |
Оборудование для приготовления пищи |
33040 |
11 |
30403 |
11 |
33854 |
11 |
Прочие товары |
15018 |
5 |
19347 |
7 |
12310 |
4 |
Итого |
300364 |
100 |
276387 |
100 |
307762 |
100 |
Можно сделать вывод о том, что в целом за последние три года была положительная тенденция увеличения спроса на товары. За 2013 год увеличился спрос на прочие товары, но за 2014 год спрос на него упал. Спрос на остальные группы товаров за 2013 год упал, но позже увеличился. Наибольший объем продаж приходится на оборудование для проживания на природе.
Анализ эффективности использования трудовых ресурсов ОАО «Ареал-Тур» за 2012-2014 гг. представлен в таблице 2.
Таблица 2 - Анализ эффективности использования трудовых ресурсов ОАО «Ареал-Тур» за 2012-2014 гг.
Показатель |
2012 год |
2013 год |
Темп роста, в % 2013 к 2012 |
2014 год |
Темп роста, в % 2014 к 2013 |
Товарооборот, тыс. руб. |
300364 |
276387 |
92 |
307762 |
111 |
Среднесписочная численность персонала, чел |
84 |
82 |
98 |
84 |
102 |
Производительность труда, тыс. руб. |
3576 |
3371 |
94 |
3664 |
109 |
Из таблицы 2 видно, что производительность труда за 2012 год снизилась на 6%, а за 2014 год увеличилась на 9%.
Эффективность использования основных фондов в целом за три года повысилась, что демонстрирует увеличение фондоотдачи на с 12,7 руб. в 2012 году до 13,8 руб. в 2014 году. Фндовооруженность увеличилась с 281,45 тыс. руб. до 266,32 тыс. руб.
В 2013 году коэффициент оборачиваемости уменьшился на 8,6% по сравнению с 2012 годом, а в 2014 увеличился на 16,1%. Продолжительность одного оборота за год в 2013 году 184 дня, в 2014 году 159 дней. Это говорит о более эффективном использовании оборотных средств на данном предприятии в 2014 году по сравнению с прошлыми периодами.
Таким образом, эффективность использования в 2014 году трудовых, основных и оборотных средств повысилась. Численность персонала составляет 84 человека.
Проанализируем динамику и структуру себестоимости ОАО «Ареал-Тур» за 2012-2014 гг. в таблице 3.
Таблица 3 - Анализ динамики и структуры себестоимости ОАО «Ареал-Тур» за 2012-2014 гг.
Элементы затрат |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Темп роста, в % 2013 к 2012 |
Темп роста, в % 2014 к 2013 |
|||
Тыс.руб. |
% |
Тыс.руб. |
% |
Тыс.руб. |
% |
|||
Сырье и материалы |
235007,81 |
79,8 |
202907 |
9,8 |
215587 |
78,8 |
86,34 |
106 |
Заработная плата |
15467,00 |
5,3 |
14343 |
5,6 |
15574 |
5,7 |
92,73 |
109 |
Амортизация ОС |
10601,86 |
3,6 |
9154 |
3,6 |
9575,55 |
3,5 |
86,34 |
105 |
Прочие расходы |
33278,05 |
1,3 |
27970 |
11 |
32830,44 |
12 |
84,05 |
117 |
Полная себестоимость |
294496 |
100 |
254270 |
100 |
273587 |
100 |
86,34 |
108 |
Из таблицы 3 видно, что себестоимость за 2014 год выросла на 8%. При этом прочие расходы выросли на 17%, заработная плата на 9%, амортизация – на 5%, а затраты на сырье – на 6%.
Валовая прибыль ОАО «Ареал-Тур» за 2013 год выросла на 276,91%, а в 2014 год увеличилась на 54,52%; прибыль от реализации на 1180,43% и 24,37% соответственно. Прибыль до налогообложения в 2012 году имела отрицательное значение, а за 2014 год она выросла на 4862,91%. Чистая прибыль увеличилась также в 2014 году на 4862,91%.
В последние три года ОАО «Ареал-Тур» не могло полноценно погасить свои обязательства и не имело резервы для расширения деятельности.