Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов ..pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Функции и полномочия Федерального казначейства РФ
1.1 Сущность и функции Федерального казначейства РФ
1.2 История становления Федерального казначейства
1.3 Полномочия Федерального казначейства РФ
2. Роль Федерального казначейства в управлении движением государственных финансов.
2.1. Казначейский контроль при организации исполнения бюджета по расходам
2.2. Предпроверочный анализ и казначейское сопровождение
2.3. Финансовый контроль в сфере государственных закупок
2.4. Анализ контрольной деятельности Федерального казначейства РФ
Результатом проведения внешнего финансового контроля государственных закупок со стороны Казначейства РФ могут быть: протокол с указанием выявленных нарушений; отметка о несоответствии контролируемой информации, включенной в объект контроля, не подлежащий размещению в информационной системе.
2.4. Анализ контрольной деятельности Федерального казначейства РФ
При реализации полномочий процедуры финансового контроля в сфере закупок Казначейством РФ были получены следующие результаты за 2016 г.
Управлением по контролю в сфере контрактных отношений проведены 28 камеральных проверок планирования закупок для обеспечения государственных нужд, а также 3 внеплановые проверки Министерства обороны Российской Федерации. В рамках проведенных камеральных проверок проанализированы планы-графики размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд на 2016 г., содержащие 2727 позиций, совокупный объем закупок по которым составляет 53 140 177,05 тыс. р. Выявлено 219 нарушений в части обоснования начальной (максимальной) цены контрактов, общая сумма позиций с нарушениями составляет 3 249 828,93 тыс. руб.
Кроме того, осуществлен контроль за соблюдением правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ. Выявлено 83 нарушения правил определения нормативных затрат.
По результатам проведенных проверок выданы 15 предписаний об устранении нарушений законодательства, направлены 26 информационных писем о недопущении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работу, услуг в дальнейшем [16].
Казначейством РФ сформулированы основные нарушения субъектов института государственных закупок по результатам финансового контроля, которые представлены на рис. 1.
Рисунок 1 - Основные нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд [16]
Данные проблемы являются индикаторами для дальнейшей модернизации как ЕИС государственных закупок, так и самого механизма государственных закупок и его финансового контроля.
Таким образом, необходимо осуществить последующую трансформацию механизма внутреннего государственного финансового контроля, в том числе: сформировать требования к осуществлению органами государственного финансового контроля, контроля за соблюдением Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; стандарт внутреннего государственного финансового контроля «Осуществление Федеральным казначейством контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
3. Перспективы совершенствования казначейской системы РФ
В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы повышения функциональной эффективности бюджетных расходов, обеспечения устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, поддержания сбалансированности бюджетов публично-правовых образований. В этой связи приоритетными направлениями бюджетной политики являются максимальная эффективность использования бюджетных средств и эффективность деятельности казначейской системы РФ в данном направлении.
Развитие социально-экономической системы России в условиях глобализации и нарастания скорости изменений факторов внешней и внутренней среды послужило причиной реформирования системы бюджетных платежей.
Концепция реформирования системы бюджетных платежей, принятая в 2015 г. выступает ответной реакцией Минфина России и Федерального казначейства не только на кризисные процессы в экономике и финансово-бюджетной сфере, но и на ряд проблем управления бюджетной ликвидностью, в числе которых:
– распыление бюджетных средств в рамках многочисленных счетов, количество которых в общей сложности превышает 50 тыс.;
– дублирование операций по распределению доходов между бюджетами бюджетной системы РФ одновременно на счетах, открытых Федеральному казначейству в Банке России и лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства;
– ограниченный перечень инструментов для размещения свободной бюджетной ликвидности на единых счетах бюджетов бюджетной системы в финансовые инструменты;
– недостаточный уровень оперативности распределения доходов со счета 40101 «Доходы, распределяемые между бюджетами бюджетной системы РФ» (в отдельных случаях – более трех дней).
– отсутствие у администраторов доходов бюджетов, а также у организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, оперативной информации о поступлении на счета денежных средств, в том числе информации по лицевым счетам, открытым в финансовых органах;
– значительный объем операций с наличными денежными средствами, в результате чего осуществление контроля за надлежащим использованием бюджетной ликвидности весьма затруднительно [13, с.110].
Основная цель Концепции реформирования казначейской системы – повышение эффективности управления свободными остатками денежных средств бюджетов.
В рамках реализации Концепции планируется поэтапное закрытие счетов, ранее открытых территориальным органом Федерального казначейства в территориальных учреждениях Банка России с их последующим открытием в Банке России, что позволит обеспечить аккумуляцию бюджетной ликвидности на Едином банковском счете Казначейства России (рис. 2).
Рисунок 2 - Содержания Концепции реформирования единого казначейского счета [16]
Реализация положений концепции реформирования системы бюджетных платежей выступает началом формирования нового дизайна казначейской системы России, ориентированного на повышение эффективности управления располагаемыми бюджетными ресурсами за счет использования такого инструмента как Единый банковский счет Казначейства.
Согласно положениям Концепции таргетирование остатков денежных средств на Едином банковском счете Казначейства позволит использовать избыточную ликвидность для получения дополнительных доходов от операций по размещению свободных денежных средств в финансовых инструментах. Для целей таргетирования планируется разработка концепции и прототипа подсистемы «Управление денежными средствами», а также основных функциональных требований к модулю «Кассовое планирование» прототипа подсистемы «Управление денежными средствами» в рамках государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет».
Очевидно, что поднятие ликвидности со множества счетов, открытых в учреждениях Банка России органам федерального казначейства на Единый банковский счет Казначейства, потребует соответствующего ресурсного обеспечения, и прежде всего финансового.
Возникает вопрос: позволит ли аккумуляция бюджетной ликвидности на Едином банковском счете Казначейства России обеспечить существенный приток дополнительных доходов бюджетов бюджетной системы РФ. Полученный в результате размещения объем дополнительных доходов федерального бюджета в 2017 г. меньше годовых бюджетов многих субъектов РФ в 1,2–3 и более раз.
Если экстраполировать результаты управления временно свободными средствами федерального бюджета за отчетный финансовый год на предполагаемый объем бюджетной ликвидности на Едином банковском счете казначейства России (в 2017 г. объем консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов составил 28 181,54 млрд руб.), то предполагаемая сумма дополнительных доходов составит порядка 157, 8 млрд руб. (что сопоставимо с бюджетом Республики Башкортостан и в 6,2 раза меньше объема Резервного фонда, который по состоянию на 01.10.2017 был равен 986,71 млрд руб.) [16].
В условиях усиления бюджетных ограничений реформирование казначейской системы России позволит перенаправить общественные финансовые потоки в развитие наиболее перспективных отраслей национальной экономики, реализацию программ, имеющих стратегическое значение для преодоления консервативности структуры региональных экономик, снижения рисков социально-экономического развития публично-правовых образований и укрепления глобальной конкурентоспособности страны. Однако колоссальный объем бюджетной ликвидности, который будет сконцентрирован на Едином банковском счете, требует ответственных и взвешенных решений со стороны Федерального казначейства, в том числе, в плане расширения круга используемых для этих целей финансовых инструментов. Именно в данной ситуации затраты на консолидацию бюджетной ликвидности обеспечат адекватное приращение добавленной стоимости как источника получения значимых мультипликативных социальных и экономических эффектов для России и ее регионов.
Кроме указной выше концепции к перспективным направлениям деятельности Федерального казначейства относится минимизация наличного денежного обращения. С 1 января 2015 года Федеральное казначейство в рамках кассового обслуживания бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов приступило к обеспечению наличными деньгами организаций регионального и муниципального уровней.
Необходимо повышать уровень безналичных расчетов, чтобы выплаты, которые сегодня осуществляются в наличной форме, производились с единых счетов бюджетов, увеличивая тем самым их ликвидность. Возможное решение этой проблемы заключается в развитии Казначейством совместно со Сбербанком России механизмов эквайринга, то есть приема платежей от физических лиц бюджетными учреждениями и торговыми сетями.
Дальнейшее развитие механизмов кассового обслуживания исполнения бюджетов в части оптимизации бизнес-процессов, реализации нового функционала, повышения качества кассового обслуживания тесно связано с реализацией проекта «Электронный бюджет».
Одной из основных задач, которая стоит сегодня перед всеми учредителями публично-правовых образований, является формирование ведомственных перечней государственных и муниципальных услуг и внесение при необходимости изменений в базовые перечни. Ведомственные перечни будут формироваться соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления — учредителями в системе «Электронный бюджет» на основе базовых перечней, которые утверждены по всем видам деятельности для всех публично-правовых образований.
Таким образом, Казначейство России в последние годы стало мощной платежной, учетной, контрольной системой с высоким уровнем информатизации и автоматизации работы в сфере финансовой деятельности. На сегодняшний день Федеральное казначейство является одним из самых развитых в части информационных технологий органов исполнительной власти.
На сегодняшний день основными актуальными стратегическими задачами Казначейства России являются:
- развитие и совершенствование механизмов управления ликвидностью единого казначейского счета;
- развитие государственных информационных систем;
- создание и развитие системы «Электронный бюджет»;
- реформирование системы платежей бюджетной системы.
Заключение
Федеральное казначейство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет самостоятельную смету расходов и текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций.
В настоящее время в России все более увеличивается значимость Федерального казначейства как субъекта управления движением государственных финансов. В 2016 году Федеральному казначейству переданы контрольно-надзорные функции в финансово-бюджетной сфере, а также функции по контролю качества работы аудиторских фирм.
Сегодня Федеральное казначейство является основным контрольно-ревизионным органом со стороны государства, играющим основополагающую роль в организации платежной системы и обеспечивающим сохранность бюджетных средств страны.
Согласно Бюджетному кодексу РФ Федеральное казначейство осуществляет следующие контрольные функции:
- контроль за лимитом сумм по операциям над бюджетными обязательствами и (или) бюджетными ассигнованиями;
- контроль соответствия содержания проводимых операций кодам бюджетной классификации РФ;
- контроль за наличием документов, которые подтверждают возникновение денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств бюджета;
- контроль соответствия сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному контракту.
При осуществлении данных полномочий Федеральное казначейство осуществляет санкционирование операций.