Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Совершенствование управления общественными финансами выступает в качестве базового условия для достижения стратегических целей государства: повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, своевременного исполнения социальных обязательств. Решение проблемы повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами невозможно без построения эффективных финансово-бюджетных механизмов. Выход системы управления на новый уровень связан с продолжением и углублением бюджетных реформ, поскольку именно бюджетная система как форма перераспределения обобществленных денежных средств, выступает ключевым звеном сферы государственных (муниципальных) финансов, основой функционирования всех уровней государственной власти и местного самоуправления.

Одним из важнейших результатов реформ, проведенных в бюджетной сфере, стало создание системы Федерального казначейства. На сегодняшний день Федеральное казначейство (Казначейство России) – федеральная служба в составе органов исполнительной власти, осуществляющая качественное исполнение федерального бюджета и кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств Российской Федерации, управление единым счетом федерального бюджета, формирование достоверной и прозрачной консолидированной бюджетной отчетности. Кроме этого, современные технологии и инструментарий позволили создать на базе Федерального казначейства новейшие информационные сервисы, обеспечивающие единство информационного пространства, доступность и эффективность управления общественными (государственными и муниципальными) финансами, открытость информации о состоянии публичных финансов для широкого круга пользователей.

На общегосударственном уровне последовательное развитие Федерального казначейства остается одним из ключевых элементов государственной бюджетной политики и всего комплекса реформ бюджетной сферы, направленных на повышение эффективности исполнения бюджетов и функционирование бюджетного сектора.

Следует отметить, что проблема рационального управления ограниченными ресурсами государства и его административно-территориальных единиц во все времена выступала актуальной темой исследований и научных дискуссий.

Исследованием основных направлений деятельности Федерального казначейства РФ в сфере управления движением государственных финансов занимались такие ученые, как Вострикова Л. Г., Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Евстигнеев Е. Н., Карепина О.И., Меликсетян С.Н., Мальцев В. А., Шакирова А. Ш., Шепелев Д. Р., Волкова С.И.


Целью работы является изучение основных направлений деятельности Федерального казначейства РФ в сфере управления движением государственных финансов. Для достижения вышеизложенной цели, в работе поставлены следующие задачи:

- определение сущность и функции Федерального казначейства РФ;

- рассмотреть историю становления Федерального казначейства;

- описать полномочия Федерального казначейства РФ;

- изучить казначейский контроль при организации исполнения бюджета по расходам;

- рассмотреть предпроверочный анализ и казначейское сопровождение;

- изучить финансовый контроль в сфере государственных закупок;

- проанализировать контрольную деятельность Федерального казначейства РФ;

- охарактеризовать перспективы совершенствования казначейской системы РФ.

Объект работы – Федеральное казначейство. Предмет работы – организация и анализ управления финансами, осуществляемого Федеральным казначейством.

В процессе написания работы применялись общенаучные методы познания экономических явлений и процессов.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

1. Функции и полномочия Федерального казначейства РФ

1.1 Сущность и функции Федерального казначейства РФ

Важность финансового регулирования и управления в масштабах России обусловлена масштабами её территории, уровнем развития производительных сил, требующих постоянного притока капитала и обновления производственных мощностей, а также способами организации финансов, т.е. наличием развитой финансовой системы. В экономической теории достаточно много определений финансовой системы, но основное в них – это единство, взаимосвязь, взаимодействие финансовых структур национальной экономики.

То есть, в более узком смысле слова, это означает определенную структуру, состоящую из управленческих и финансовых образований и ее функционирование по соответствующим правовым нормам страны. Ее значение базируется на непосредственном воздействии на темпы роста экономики через государственный бюджет (финансовое обеспечение) и систему налогообложения (финансовое регулирование). Это весьма сложные процессы, управление которыми возлагается на определенные государственные структуры и органы, в частности, на Федеральное Казначейство, действующее Положение о котором утверждено правительством страны в 2004г. и дополнено в 2007-ом.


Казначейство РФ – один из важнейших федеральных институтов исполнительной власти, подчиненных Министерству финансов России [9, с. 210]. Основные задачи его функционирования соответствуют действующей Конституции и другим законодательным актам. Прежде всего, это задачи:

- контроля исполнения бюджета страны;

- кассового обслуживания исполнения бюджетов территорий;

- предварительного и системного текущего контроля операций с финансовыми средствами бюджета федерации со стороны главных распорядителей и получателей этих средств;

- по осуществлению всех валютных операций, определенных правовыми актами [15].

Согласно Положению, деятельность Казначейства России осуществляется через низовые территориальные звенья или непосредственно самим федеральным органом. Функционирование службы увязано как с центральными властными структурами, так и территориальными в округах, республиках и областях. Взаимодействует Казначейство и с общественными организациями. Перечень полномочий федеральной службы обширен. К ним, кроме уже отмеченных, относятся:

- открытие в ЦБ России и других финансово-кредитных учреждениях счетов, связанных с федеральным бюджетом, определение режимов их функционирования

- создание и отслеживание реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, обслуживание после открытия их лицевых счетов

- составление оперативной отчетности о выполнении бюджета и предоставление его Министерству финансов страны

- управление распределением поступлений налогов и сборов между территориями в структуре бюджетов РФ [16].

К числу важных функций можно также отнести: подтверждение денежных обязательств государственного бюджета России, мониторинг действенности законодательства в финансовой сфере страны, обобщение данных и внесение предложений по его обновлению и ряд других.

В структуру центрального аппарата службы, кроме руководителя, его помощников и заместителей, курирующих определенные федеральные округа, входят 14 управлений по различным направлениям деятельности: исполнению бюджета РФ, финансовым операциям, финансированию новейших технологий и т.д. Их задача – контролировать работу почти 50-ти подчиненных им отделов по разным направлениям деятельности. В федеральных округах аналогичные структуры созданы в Управлениях Федерального Казначейства (УФК) республик и областей [16].

У Казначейства РФ очень интересный и информативный сайт, где публикуется статистика, новости, информация об источниках наполнения бюджета, бюджетных кредитах, независимой антикоррупционной экспертизе деятельности общероссийского профессионального союза казначеев, деятельности уполномоченного удостоверяющего центра и т.п.


1.2 История становления Федерального казначейства

Институт казначейства является одним из старейших финансовых институтов, его миссия во все времена определялась как «…быть кассиром, бухгалтером, хранителем казна собирать в кассу доходы и выдавать из нее средства на расходы» [6, c. 174].

Слово «казна» этимологически восходит к арабскому «хазне» (хранилище, сокровищница).

В настоящее время исследователи выделяют несколько этапов развития института казначейства в России:

I этап – зарождение и становление казначейской системы, включает такие подэтапы, как приказной, коллегиальный, министерский, казначейско-банковский;

II – советский или банковский период (банковский централизованный, банковский децентрализованный);

III – современный этап развития казначейской системы.

Первый этап – зарождение и становление казначейской системы – объединяет следующие подэтапы.

Приказной (начало XIV–ХVI вв.) связан с формированием централизованного Московского государства и созданием системы административно-судебных учреждений центрального и местного управления – приказов. Характерной особенностью приказной системы являлась ее многофункциональность, поскольку многие приказы одновременно выполняли административные, судебные и финансовые функции, а также сочетали функциональное управление с территориальным. Увеличение количества приказов с одновременным дублированием функций привело к тому, что к концу XVII в. сформировалась чрезвычайно громоздкая приказная система. Отсутствие единой системы учреждений, отвечавших за финансовую систему в центре и на местах, привело к рассредоточению средств и невозможности осуществления контроля за их расходованием.

Со второй половины XVII в. меняется государственный аппарат и формы правления путем усиления абсолютистских начал, когда власть принадлежала всецело царю, без участия народа в законотворчестве и в управлении государством. Все это потребовало серьезных изменений и перехода к коллегиальному подэтапу (конец XVII – начало XVIII вв.), который связан с реформаторской деятельностью Петра I, активизацией внутренней и внешней политики, реорганизацией системы управления государственными финансами, сопровождавшейся огромными государственными расходами.

Начало третьего подэтапа, определяемого как ведомственный, было обусловлено острой необходимостью создания эффективного финансового механизма управления страной и обеспечения единообразия в формировании и исполнении бюджетов, закреплении конкретных функций должностных лиц и финансовых органов в центре и на местах. В этот период Екатериной II создаются самостоятельные кассовые учреждения для укрепления кассовой дисциплины на местах – казенные палаты в губерниях и уездные казначейства в уездах.


Следующий подэтап – министерский – связан с глобальными реформами в системе государственного управления. В 1802 г. в числе восьми министерств образовано Министерство финансов для управления финансами Российской империи. Бесспорным достижением этого периода стали реформы бюджетной сферы М.М. Сперанского, направленные на сокращение всех государственных расходов и установление контроля за ними. Формирование принципов бюджетного законодательства, классификации государственных доходов, расходов и обоснования заимствований и объединение управления ими в ежегодно учреждаемом документе – бюджете – стало ключевым итогом преобразований в области финансового управления и позволило заложить основы принципов эффективной бюджетной политики. В 1821 г. в составе Министерства финансов был учрежден Департамент государственного казначейства путем преобразования ведомства Государственного казначейства, который проводил все приходно-расходные операции Российской империи. В это время активно развивалась идея о необходимости отделения управления доходами, расходами и контроля в центре и на местах.

Особенностью второго этапа - предреволюционного периода является создание вертикальной системы управления, при которой Министерство финансов определяло правила составления, утверждения и исполнения государственной росписи и финансовых смет министерств, публиковало ежегодные отчеты государственного контроля по исполнению бюджета. После упразднения ведомственных казначейств Министерство финансов становится центральным органом, исполняющим бюджет. Накануне Октябрьской революции Департамент главного казначейства является основным в составе Министерства финансов и распоряжается движением денежных средств, поступающих в общие государственные доходы, осуществляет центральное счетоводство по государственным доходам и расходам, проверку финансовых смет всех министерств и главных распорядителей, составление проекта государственной росписи по доходам и расходам и др. [6, c. 175].

Начало Первой мировой войны в 1914 г. заставило все мировые державы содержать миллионные армии и наращивать военные расходы. Существенно возросла роль финансов в обеспечении потребностей вооруженных сил, создании финансовых резервов в виде золотого запаса и специальных фондов денежных средств. В России с 1914 по 1916 гг. на чрезвычайные военные расходы потребовалось около двадцати пяти миллиардов рублей, которые обеспечивались, в основном, за счет краткосрочных военных займов у населения.