Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов ..pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Функции и полномочия Федерального казначейства РФ
1.1 Сущность и функции Федерального казначейства РФ
1.2 История становления Федерального казначейства
1.3 Полномочия Федерального казначейства РФ
2. Роль Федерального казначейства в управлении движением государственных финансов.
2.1. Казначейский контроль при организации исполнения бюджета по расходам
2.2. Предпроверочный анализ и казначейское сопровождение
2.3. Финансовый контроль в сфере государственных закупок
2.4. Анализ контрольной деятельности Федерального казначейства РФ
Исполнение бюджета по расходам предусматривает:
– принятие и учет бюджетных и денежных обязательств;
– подтверждение денежных обязательств;
– санкционирование оплаты денежных обязательств;
– подтверждение исполнения денежных обязательств.
В большей степени казначейский контроль затрагивает такую стадию исполнения бюджета по расходам как санкционирование оплаты денежных обязательств [5, с. 46].
На основании Приказа Минфина России от 01.09.2008 № 87н «О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета» (далее – Приказ № 87н), представленные в казначейство для исполнения платежные документы проверяются на правильность формирования, на наличие в них реквизитов и показателей, предусмотренных к заполнению клиентом, соответствие их друг другу, реестровым записям Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета. Далее платежные документы проверяются на соответствие установленной форме, а также на соответствие подписей имеющимся образцам, представленным получателем средств [4].
На следующем этапе проверяются заявки на кассовый расход, на наличие в них всех реквизитов и показателей.
Одним из самых трудоемких этапов проверки является проверка документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства. Не смотря на то, что полный перечень этих документов приведен в Приказе № 87н, он не является окончательным. Законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие документы, подтверждающие возникновение денежного обязательства. В таком случае специалистам, осуществляющим контроль, необходимо выяснить правомерность представления иных документов.
Касательно заявок на кассовый расход, оформленных для расчетов по договорам гражданско-правового характера с физическими лицами, следует обратить внимание на следующую проблему. Требования п. 5 Приказа № 87н устанавливают, что заявка на кассовый расход оформляется клиентами отдельно на оплату каждого денежного обязательства.
При положительном результате проверки документов, представленных получателями бюджетных средств для оплаты денежных обязательств, ответственным исполнителем проставляется отметка, подтверждающая санкционирование их оплаты, с указанием даты, подписи, расшифровки подписи исполнителя, и далее документ принимается к оплате [4].
Показателями эффективности деятельности специалистов органов Федерального казначейства, в рамках рассматриваемого направления, является отсутствие:
– фактов превышения кассовых выплат над доведенными лимитами бюджетных обязательств;
– фактов санкционирования нецелевого расходования средств;
– нарушения сроков проведения операций по лицевым счетам.
Объектами контрольной работы Федерального казначейства являются и нижестоящие структурные подразделения, в которых осуществляются проверки предварительного контроля при финансировании организаций и учреждений через лицевые счета казначейства, цель которых заключается в определении правильности и своевременности проведения операций со средствами федерального бюджета, выделенными бюджетополучателям.
2.2. Предпроверочный анализ и казначейское сопровождение
В настоящее время Федеральное казначейство осуществляет полный цикл бюджетного контроля: от предварительного, проводимого в момент планирования закупок и санкционирования операций, до последующего, осуществляемого по результатам исполнения контрактов.
Федеральное казначейство обладает огромной базой данных, позволяющей проводить серьезный предпроверочный анализ и производить планирование контрольных мероприятий с учетом риск-ориентированного подхода. Так, например, органы Федерального казначейства располагают:
- информацией о поступлении и распределении средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов;
- информацией о доведенных лимитах, осуществленных кассовых расходах и остатках бюджетных средств, в том числе о «закрытом» финансировании;
- информацией о суммах администрируемых доходов в бюджет;
- копиями первичных документов, на основании которых осуществляется санкционирование оплаты (касаемо получателей бюджетных средств — это государственные контракты, акты, счета, платежные поручения и др.);
- сведениями о принятых бюджетных обязательствах, включая случаи превышения принятых бюджетных обязательств над доведенными лимитами и случаи нарушения сроков направления сведений о принятых бюджетных обязательствах [10, с.185].
Учет указанной информации осуществляется посредством внесения в электронную базу данных в прикладном программном обеспечении «Автоматизированная система Федерального казначейства» (АСФК).
С учетом проведенного предпроверочного анализа управление определяет состав проверочной группы, сроки проведения проверки, необходимость осуществления операций по фактическому изучению действий объекта контроля (контрольные обмеры, осмотры, инвентаризация), необходимость проведения встречных проверок, перечень вопросов проведения проверки. Кроме того, анализируя информацию, содержащуюся в АСФК, ревизоры определяют основные направления работы, выявляют признаки нарушений и административных правонарушений, что, несомненно, повышает эффективность проведения контрольных мероприятий и снижает вероятность проведения безрезультативных проверок.
Необходимо выделить относительно новую форму осуществления предварительного контроля Федеральным казначейством — казначейское сопровождение. Указанный механизм был предусмотрен Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год», а впоследствии, показав свою эффективность, и Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» [14, с.53].
Казначейское сопровождение представляет собой механизм казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации, предоставление которых юридическим лицам должно осуществляться с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и целями предоставления указанных средств. Казначейское сопровождение осуществляется в отношении целевых средств, предоставляемых на основании [12, с.110]:
- государственных контрактов и договоров, заключаемых на сумму более 100 миллионов рублей;
- договоров (соглашений) о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций, взносов в уставный капитал, о предоставлении вкладов в имущество и договоров, заключенных в рамках исполнения государственных контрактов.
2.3. Финансовый контроль в сфере государственных закупок
Основными полномочиями Казначейства РФ в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ являются:
1) соответствие информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, сведениям об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденным и доведенным до заказчика;
2) соответствие информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок: в планах-графиках — информации в планах закупок; в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках — информации в планах-графиках; в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) — информации в документации о закупках; в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, — информации в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); в реестре контрактов, заключенных заказчиками, — условиям контрактов;
3) соблюдение требований к обоснованию закупок при формировании планов закупок и обоснованности закупок;
4) нормирование в сфере закупок при планировании закупок;
5) определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании планов-графиков;
6) применение заказчиком мер ответственности и совершение иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
7) соответствие поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
8) своевременность, полнота и достоверность отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
9) соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки [2].
Контроль этих документов будет осуществляться Федеральным казначейством при их направлении субъектами контроля для размещения в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).
В случае если в соответствии с требованиями института государственных закупок объекты контроля не подлежат размещению в ЕИС, контроль в отношении данных объектов будет осуществляться путем направления с соблюдением требований законодательства РФ о защите государственной тайны (если такие объекты контроля содержат сведения, составляющие государственную тайну) на согласование в орган контроля [11, с.155]. При реализации полномочий Казначейство РФ должно придерживаться определенного порядка проведения контроля в сфере государственных закупок.
В ходе контрольного мероприятия контрольные органы сопоставляют информацию об объеме финансового обеспечения, включенную в планы закупок, с информацией:
- о лимитах бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг на соответствующий финансовый год и плановый период, доведенных в установленном порядке догосударственного (муниципального) заказчика как получателя бюджетных средств, а также об объемах средств, содержащихся в нормативных правовых актах, предусматривающих в соответствии с бюджетным законодательством РФ возможность заключения государственного (муниципального) контракта на срок, превышающий срок действия доведенных лимитов бюджетных обязательств;
- о показателях выплат на закупку товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с законом о контрактной системе, включенных в планы финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений;
- об объемах финансового обеспечения осуществления капитальных вложений, содержащихся в соглашениях о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений, предоставляемых государственным (муниципальным) унитарным предприятиям в соответствии со ст. 78.2 БК РФ [14, с.54].
В ходе проверки Казначейство РФ должно выявлять следующие отклонения субъектов государственных закупок в рамках реализации 44-ФЗ:
- превышение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), по соответствующему идентификационному коду закупки, содержащейся в плане-графике закупок, над аналогичной информацией, содержащейся в плане закупок;
- несоответствие начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и идентификационного кода закупки, содержащихся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), проекте контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и (или) в документации о закупке, включая изменения указанных извещения, приглашения, проекта контракта и (или) документации, аналогичной информации, содержащейся в плане-графике закупок;
- превышение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), над аналогичными ценами в документации о закупке; несоответствие идентификационного кода закупки, содержащегося в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), аналогичной информации, содержащейся в документации о закупке;
- несоответствие начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и идентификационного кода закупки, содержащихся в проекте контракта, направляемом участнику закупки (возвращаемом участником закупки), с которым заключается указанный контракт, аналогичной информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- несоответствия цены контракта и идентификационного кода закупки в реестре контрактов, заключенных заказчиками, а также в сведениях о контракте, направленных для включения в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, аналогичной информации, указанной в условиях контракта [2].