Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Основные элементы международной валютно-финансовой системы
1.2 Анализ факторов международной валютной системы
Глава 2 Эволюция и современные тенденции мировой валютной системы
2.1 Система золотого стандарта. Система золотодевизного стандарта
2.2 Бреттон-Вудсская валютная система
2.4 Современные тенденции развития международной валютной системы
Для того чтобы еще лучше обезопасить свой золотой запас, США активно поддержали внесение поправки в Устав МВФ, на основании которой был создана международная композитная денежная единица - специальные права заимствования (СДР). Единица СДР представляла собой «корзину» нескольких ведущих мировых валют, взятых в определенных соотношениях, которые отражают удельный вес соответствующих стран в международной торговле. Данный резервный актив предназначался для использования при осуществлении международных платежей.
17—18 декабря 1971 г. представители 10 наиболее развитых стран встретились в Смитсоновском институте в Вашингтоне, чтобы попытаться совместными усилиями преодолеть кризис доверия к доллару. Согласно Смитсоновскому соглашению, курс доллара по отношению к курсам ведущих европейских валют был девальвирован примерно на 8%, но без возобновления обмена доллара на золото по данному курсу. Одновременно были увеличены пределы допустимых колебаний валютных курсов вокруг зафиксированных долларовых паритетов с ±1 до ±2,25%. Таким образом, страны пытались сделать доллар менее уязвимым для спекулятивных атак.
Однако эти меры не смогли устранить огромное предложение долларов на валютном рынке. Несмотря на массированные вливания со стороны иностранных центральных банков, курс доллара продолжал падать. После нескольких девальваций доллара большинство стран отпустили свои валюты в свободное плавание. Министры финансов стран Европейского союза, собравшиеся 16 марта 1973 г. в Париже, сделали официальное заявление, что отныне курс их валют по отношению к доллару США будет плавающим. Данное заявление означало конец Бреттон-Вудсской валютной системы.
2.3 Ямайская валютная система
Четвертая, действующая и поныне, валютная система оформлена Ямайским соглашением в 1976-1978 гг. Золото перестало быть мировым денежным товаром, вместо него начали выступать валюты ведущих стран и специальные валюты. Эта система получила название многовалютного стандарта. Коллективной валюты, применяемой в международных расчетах, выступают специальные права заимствования.
Официальное оформление мировая валютная система получила в январе 1976 т. на конференции в Кингстоне на Ямайка в США. Данные соглашения закрепили уже фактически сложившуюся в мировой валютной системе тенденцию перехода к плавающим валютным курсам и многовалютному стандарту.
Действующую Ямайскую валютную систему можно представить как систему взаимодействия различных стран, отличающихся по размерам экономики, уровням ее развития, по размерам и структуре внешнеэкономических операций. Для современной мировой экономики характерно возрастание значения международного движения капитала как основного элемента международных связей, не меньшего по размерам, чем международная торговля товарами и услугами.
Основным недостатком международной валютно-кредитной системы является отсутствие международного масштаба цен, общепринятой денежной единицы. Мировая экономика нуждается в мировых валютах. По мере глобализации экономики, во все более высокой степени возрастает объективная потребность участников мирового хозяйства в мировой валюте, способной бесперебойно обслуживать динамично растущую мировую торговлю товарами и услугами, международное движение капитала, и другие операции международного обмена. Данная потребность в настоящее время удовлетворяется двумя главными мировыми валютами долларом и евро.
В начале существования Ямайкской валютной системы наблюдались резкие колебания валютных курсов и процентных ставок. Еще с октября 1973 г. Организация стран экспортеров нефти начала успешно осуществлять действия, направленные на повышение мировой цены на нефть. В связи с этим к 1974 г. цены на «черное золото» выросли в 4 раза.
Различные страны по-разному отреагировали на подобное перемещение финансовых ресурсов в сторону стран-нефтеэкспортеров. Одни страны, в том числе США, попытались компенсировать высокие цены на энергоносители путём стимулирования расходов и проведения экспансионистской денежной политики при условии внедрения ограничений цен на нефть. В результате в этих странах началась инфляция, и желаемого экономического роста достигнуто не было. Другие страны, как, например, Япония, допустили свободный рост цен на нефть и проводили более взвешенную денежную политику.
Таким образом, первая группа стран столкнулась со значительными дефицитами платежных балансов, так как для поддержания переоцененных валютных курсов правительства активно вмешивались в деятельность валютных рынков. Вторая же группа стран вместе с самими государствами-нефтеэкспортерами приобрела положительное сальдо платежных балансов. Эти события привели к тому, что курс американского доллара в 1977—1978 гг. на мировых рынках стремительно падал.
Естественно, страны пытались стабилизиовать международную политику в валютной области, чтобы хоть как-то уравновесить ситуацию на международных валютно-финансовых рынках. Первым подобным соглашением стал договор Plaza Accord. Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция и Великобритания договорились о проведении согласованной политики и высказались в пользу дальнейшего роста курсовой стоимости основных валют относительно доллара США.
Данное соглашение содействовало снижению стоимости доллара на мировых рынках. Однако здесь возникли опасения, что курс доллара может упасть слишком низко, и в феврале 1987 г. министры финансов 5 стран снова встретились в Лувре в Париже. Они разработали новое соглашение, известное как Луврское, согласно которому валютные курсы на мировых рынках пришли в равновесие с текущими потребностями.
Таким образом, согласованные действия ведущих стран позволяют противодействовать некоторым кризисным явлениям на мировых валютно-финансовых рынках, но они не могут устранить всех внутренних противоречий Ямайкской валютной системы.
2.4 Современные тенденции развития международной валютной системы
Мировой финансово-экономический кризис выдвинул проблему реформирования мировой валютной системы, которая перестала соответствовать новой расстановке сил в мире и не обеспечивает валютную стабильность в мире. Одним из основных направлений реформирования является формирование многовалютного стандарта.
Анализ мировых денег позволяет выделить ряд тенденций и специфических особенностей: [5]
1. Функциональные формы мировых денег прошли в своем развитии эволюцию от полноценных металлических денег к неполноценным кредитным национальным валютам, которые с 14 века использовались в международном обороте;
2. Мировые деньги выполняют функции интернациональной меры стоимости (валюты цены контрактов), международного средства и валюты платежа и международного средства накопления (государственных и частных резервов);
3. Основанием для использования той или иной валюты в качестве мировой служит экономический потенциал страны-эмитента этой валюты;
4. Научная основа валютной стратегии стран-эмитентов мировых денег.
5. Преимущества, получаемые страной-эмитентом современных мировых денег:
1) возможность покрытия дефицита платежного баланса национальной валютой;
2) экспорт инфляции в другие страны через мировой финансовый рынок;
3) спрос на мировую валюту (во всех трех функциях и в валютной интервенции) обеспечивает поддержку ее курса;
4) вынужденная поддержка курса мировой валюты другими странами;
5) укрепление позиций национальных экспортеров в конкуренции на мировом рынке.
6. Негативные последствия для страны-эмитента мировых денег заключаются в следующем:
1) необходимо подчинять внутреннюю экономическую, в том числе валютную политику, задаче достижения внешнего равновесия экономики, платежного баланса, курса национальной валюты;
2) требуется поддерживать стабильность валюты и цен, сдерживать инфляционный процесс, не прибегать к конкурентной девальвации, валютным и торговым ограничениям в целях стимулирования национального экспорта;
3) возникает риск спекулятивных атак на валюту на мировом валютном рынке.
7. К недостаткам современной мировой валютной системы, базирующейся в основном на долларе США и евро, относят курсовые колебания пары этих ведущих валют, отрицательно влияющие на экономику других стран.
Тенденцию к образованию многовалютного стандарта подтверждают существующие проекты региональных валют. В их числе:
1) «Амеро»- единая валюта, которая может быть введена на американских континентах в ближайшие годы и создание новой наднациональной структуры – Северооамериканского союза (Канада, США, Мексика);
2) «АКЮ» (азиатская валютная единица) – проект Синдзо Абэ, премьер-министра Японии в 2006-2007 гг. К единой азиатской валюте изъявили готовность присоединиться Япония, Китай, Южная Корея и еще 10 стран (АСЕАН+3). В печати также упоминался проект АЗРО, который должен был вступить в силу в 2007г. в виде счетной единицы. Перед саммитом «Большой двадцатки» в 2009г. Народный банк Китая выступил с инициативой создания новой резервной валюты на основе СДР при условии расширения валютной корзины;
3) «Афро» - проект, разработанный в Западной Африке в 2000-2004гг. под руководством Нигерии- одного из крупнейших нефтедобытчиков мира. Идея «афро» была связана с реорганизацией внешней торговли, прежде всего – ресурсами;
4) «Евраз» - единая межгосударственная безналичная расчетно-платежная единица на территории стран ЕврАзЭС, предложенная президентом Казахстана Н.Назарбаевым. Им выдвинуто также предложение создания единой мировой валюты на основе всеобщего закона, который поддержат парламенты большинства стран мира и ООН;
5) малазийский проект «золотого динара» 2002-2003 гг., предполагал использования золота как коллективного расчетного средства исламских стран («золото в обмен на энергетические ресурсы»). К этому проекту выразили желание присоединиться 13 государств Азии;
6) «Южноамериканский проект». В 2004г. 9 латиноамериканских стран заявили о назревшей необходимости «ввести единую валюту и создать общие для всех стран Латинской Америки денежную и финансовую системы». В апреле 2009г. 7 стран-участниц Боливарианской альтернативы для Америк (ALBA) подписали рамочное соглашение о введении электронной виртуальной валюты для взаиморасчетов – «сукре», которая, по словам президента Венесуэлы Уго Чавеса, в будущем станет полноценной денежной единицей, обеспеченной нефтяными ресурсами. В мае 2009г. альянсом стран Южной Америки (UNASUR) подписано соглашение о создании общего рынка товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, которое должно стать предвестником формирования валютного союза, валюта которого будет привязана к среднемировой цене золота и «корзине» валют стран-членов ОЭСР, Китая и арабских стран-членов ОПЕК;
8. «СДР». Ядро Ямайской валютной системы – международная счетная единица СДР (специальные права заимствования) за время своего существования не стала мировыми деньгами, вопреки замыслу авторов. Однако, одновременно с известной тенденцией к формированию мировой бивалютной, а в перспективе и многовалютной системы, основанной на долларе и евро, в 2009г. проходят дискуссии о расширении валютной корзины СДР, передаче регулирующих функций МВФ для реализации СДР всех функций мировых денег;
9. Преимущества и недостатки региональных валют:
1) снижение издержек, связанных с обслуживанием и регулированием денежного обращения, и снятии необходимости дублирования элементов финансовой инфраструкту
2) отсутствие транзакционных издержек внутри единой валютной зоны;
3) отказ от единой валюты создает препятствия территориальному разделению труда;
4) единая валюта может стать мощным (и потенциально опасным) оружием в межрегиональных «торговых войнах».
10. Поскольку международное использование рубля приобретает реальные очертания, уделяется большое внимание формам реализации данной задачи в рамках союзов России со странами СНГ, особенно в рамках союзного государства России и Белоруссии и ЕврАзЭС. Белоруссия и Россия не готовы перейти на единую валюту по следующим причинам:
1) недостаточная взаимозависимость экономик;
2) разная структура экономики;
3) низкая мобильность факторов производства;
4) трудность обеспечения равенства темпов инфляции в Белоруссии с государственной, условно командно-административной моделью экономики и России с рыночной моделью; 5) отсутствие единства России и Белоруссии в подходах и принципах выстраивания валютного союза как на законодательном, так и на экономическом уровнях.
11. Развитие валютной стратегии на основе союза стран ЕврАзЭС осложняется падением доли взаимной торговли и переориентации потенциальных членов таможенного союза на дальнее зарубежье (прежде всего Евросоюз).
К настоящему времени в ЕврАзЭС сформирована зона свободной торговли. В ее рамках созданы условия для беспрепятственного движения товаров, производимых на территории государств сообщества.
Тремя государствами — Белоруссией, Казахстаном и Россией — реализуется утвержденный еще в октябре 2007 года План поэтапных действий по заключению полномасштабного таможенного союза, который в первую очередь предполагает наличие зоны свободной торговли, единого таможенного тарифа и единой таможенной территории.