Файл: Бухгалтерский учёт и анализ (1. Теоретические и методические основы бухгалтерского учета и анализа готовой продукции на промышленном предприятии).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
1.2 МЕТОДИКА АНАЛИЗА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ПАО «ЧТПЗ»
2.1. КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ИССЛЕДУЕМОМ ПРЕДПРИЯТИИ
2.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ИССЛЕДУЕМОМ ПРЕДПРИЯТИИ
В конце месяца сопоставлением дебетового и кредитового оборотов выявляются отклонения фактической производственной себестоимости продукции, отражаемой по дебету счета 40, от нормативной (плановой) себестоимости, отражаемой по кредиту счета 40.
Превышение фактической себестоимости над нормативной (плановой) себестоимостью, т.е. перерасход, списывается со счета 40 в дебет счета 90 «Продажи» и отражается в учете дополнительной записью. Превышение нормативной (плановой) себестоимостью над фактической себестоимостью, т.е. экономия, сторнируется по кредиту счета 40 и дебету счета 90.
Тем самым счет 40 ежемесячно закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет.
Если готовая продукция полностью направляется для использования в самой организации, то на счет 43 «Готовая продукция» она может не приходоваться и должна учитываться на счете 10 « Материалы».
Когда учет готовой продукции ведется по нормативной и плановой себестоимости, предприятие может использовать счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» [2, с. 320]. В таблице 2 указаны основные корреспонденции по счетам 43 «Готовая продукция», 40 «Выпуск готовой продукции (работ, услуг)».
Таблица 2
Основные корреспонденции по счетам 43 «Готовая продукция», 40 «Выпуск готовой продукции (работ, услуг)»
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Учет готовой продукции по фактической производственной себестоимости: |
||
- принята на учет готовая продукция, изготовленная в основном производстве; |
43 |
20 |
- принята на учет готовая продукция, изготовленная во вспомогательном производстве; |
43 |
23 |
- принята на учет готовая продукция, изготовленная в |
43 |
29 |
обслуживающих производствах и хозяйствах; - отгружена готовая продукция по фактической себестоимости |
90-2 |
43 |
Учет готовой продукции по нормативной (плановой) себестоимости: |
||
- оприходована на склад готовая продукция по нормативной |
43 |
20 (23, 29) |
(плановой) себестоимости; - отражена сумма отклонений (перерасхода) или сторнирована сумма отклонений (экономии) фактической себестоимости от нормативной (плановой) по выпущенной и сданной на склад |
43 |
20 (23, 29) |
готовой продукции; - отгружена готовая продукция по нормативной (плановой) себестоимости; |
90-2 |
43 |
- отражена сумма отклонений (перерасхода) или сторнирована сумма отклонений (экономии) фактической себестоимости от нормативной (плановой) по отгруженной за месяц продукции |
90-2 |
43 |
Учет готовой продукции по нормативной (плановой) себестоимости с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»: - принята на учет готовая продукция по нормативной (плановой) себестоимости; |
43 |
40 |
- списаны фактические затраты на производство продукции; |
40 |
20 (23,29) |
- отражена сумма нормативной (плановой) себестоимости |
90-2 |
43 |
проданной продукции; - списано отклонение фактической производственной себестоимости готовой продукции от нормативной (плановой) себестоимости (дополнительной проводкой или способом «красное сторно») |
90-2 |
40 |
1.2 МЕТОДИКА АНАЛИЗА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
Важнейшей сферой экономики является производство. Без развития производства не может быть рынка, так как именно производство рождает товарную массу. Любое предприятие не существует само по себе, оно обязательно связано с экономикой в целом, с одной стороны, через рынок производственных факторов, с другой - через рынок сбыта.
Производственный процесс - это целенаправленное, постадийное превращение исходного сырья и материалов в готовый, заданного свойства продукт, пригодный к потреблению или к дальнейшей обработке.
Производственный процесс является неоднородным. Он делится на множество операций. Операция - это элементарное действие (работа), направленное на преобразование предмета труда и получение заданного результата.
Производственный цикл - это законченный полный круг производственных операций при изготовлении изделия. [9][3]
По длине пути отсчет цикла ведется от первого рабочего места, где началась обработка изделия и его компонентов, далее по всем рабочим местам - до последнего места. Из-за того, что длина производственного цикла - это не линия, а площадь, на которой размещаются машины, оборудование, инвентарь и т.д., на практике в большинстве случаев определяется не длина пути, а площадь и объем помещения, в котором размещается производство.
Чем короче путь движения изделия в производственном процессе, тем ниже расходы на его межоперационную транспортировку, меньше требуется производственной площади и, как правило, меньше общих затрат, средств, времени уходит на обработку изделия.
Повышение эффективности использования основных фондов и производственных мощностей предприятия в современных условиях занимает центральное место. От этого зависит место предприятия в промышленном производстве, его финансовое состояние и конкурентоспособность на рынке, так как основные фонды являются наиболее значимой составной частью имущества предприятия и его внеоборотных активов.
Основные фонды - это часть производственных фондов, которая участвует в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на продукцию постепенно, по частям, по мере использования.
Основные средства - это выраженные в стоимостной форме основные фонды. [10][4]
Для обеспечения бесперебойного процесса производства продукции наряду с основными производственными фондами необходимы предметы труда и материальные ресурсы, т.е. кроме основного капитала, требуется и оборотный капитал (оборотные средства). К оборотным средствам относятся денежные средства, необходимые предприятию для создания производственных запасов на складах и в производстве, для расчетов с поставщиками, для выплаты заработной платы и т.д. [12][5].
Текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме, представляют собой себестоимость продукции.
Себестоимость продукции - это обобщающий показатель, характеризующий все стороны хозяйственной деятельности предприятия. Себестоимость продукции является не только экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. По величине и динамике данного показателя можно судить об уровне управления, планирования, организации труда, техническом уровне производства и т.д.
В себестоимости продукции отражаются:
- снашиваемая в процессе производства доля основных фондов (амортизационные отчисления);
- потребленные оборотные средства;
- доля живого труда и часть продукции для общества (соцстрах, пенсионный фонд и т.д.).
Затраты на производство продукции должны иметь тенденцию к снижению, так как в этом случае создаются условия, позволяющие снизить цены на продукцию. Поэтому при выборе стратегии поведения предприятия руководствуются следующим условием: производственная единица должна использовать такой процесс производства, при котором один и тот же объем готовой продукции обеспечивается с наименьшими затратами на вводимые факторы производства [21][6].
Различают следующие виды себестоимости: цеховая; производственная; полная.
В современных условиях роль и значение себестоимости продукции на предприятиях резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем: в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве; в появлении большей возможности для материального стимулирования работников, решения многих социальных проблем коллектива предприятия; в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства; в возможности снижения отпускной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж; в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.
В основе производственной и хозяйственной деятельности предприятия лежит выполнение программы производства и реализации продукции с наименьшими затратами.
Целью анализа выпуска и реализации продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат - увеличение прибыли предприятия.
Основная задача анализа выпуска и реализации продукции заключается в анализе конкурентных позиций предприятия и его способности гибко маневрировать ресурсами при изменении конъюнктуры рынка. Эта глобальная задача выполняется путем решения следующих частных аналитических задач:
- оценка степени выполнения плана реализации продукции и производственной программы;
- оценка динамики выпуска и реализации продукции;
- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Анализ объемов производства и реализации продукции проводится на основе системы показателей: объема производства, номенклатуры и ассортимента, качества продукции и ритмичности работы предприятия [23][7].
Общая оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия должна дать представление о положительных и негативных итогах его работы за рассматриваемый период. Объем производства и реализации продукции учитывается в натуральных, денежных и трудовых измерителях.
Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.
Основными показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция.
Объекты анализа представлены на рисунке 2 [23][8].
Рисунок 2 - Объекты анализа объемов производства и реализации продукции
Система показателей объемов продукции предприятия в денежном выражении включает в себя такие виды показателей, как валовой оборот, валовая и товарная продукция.
Валовой оборот включает в себя стоимость всех выработанных в пределах предприятия готовых изделий, полуфабрикатов и работ промышленного характера независимо от того, пошла ли продукция цеха на сторону или на дальнейшую переработку в другой цех того же предприятия. Кроме того, при цикле производства длительностью свыше двух месяцев валовой оборот учитывает объем незавершенного производства как разность остатков на конец и начало периода.
Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. В отличие от валового оборота валовая продукция не включает в себя элементы повторного счета в пределах предприятия.
Товарная продукция - это стоимость готовых изделий, выпущенных в данный период времени. Товарная продукция отличается от валовой продукции тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году.
Товарная продукция включает объем продукции, предназначенной к отпуску на сторону и поступлению в народнохозяйственный оборот, она связана непосредственно с реализацией продукции и размером накоплений и поэтому исчисляется по действующим оптовым или договорным ценам.
Реализованная продукция - это стоимость отгруженной и оплаченной покупателями продукции.
Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции, он же и определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы [21][9].
Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Объем реализации продукции может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах. Сопоставимая цена - цена на продукцию, принятая за базу сравнения в отчетном и базисном периодах, считающаяся неизменной в течение ряда лет. Плановые цены выполняют функцию регулирования спроса и предложения на отдельные виды продукции. Текущая цена - это фактическая цена товара на рынке в текущий момент (в анализируемый период). В условиях рыночной экономики эти показатели имеют первостепенное значение.
Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Эти показатели используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например на консервных заводах применяется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости, и т.д.