Файл: Бухгалтерский учёт и анализ (1. Теоретические и методические основы бухгалтерского учета и анализа готовой продукции на промышленном предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции - в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях [5][10].

Также изучение объемов производства осуществляется в определенном диапазоне деловой активности, т.е. в границах min - max, представляющих релевантный ряд. Анализ может производиться не только в границах абсолютного min - max, но и в пределах неизменных постоянных издержек. Релевантный ряд составляют минимально допустимый, оптимальный и фактический объемы выпуска и реализации продукции.

Минимально допустимый (безубыточный) объем реализации - это такой объем, при котором достигается равенство доходов и издержек при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.

Максимальный объем обеспечивает максимальную загрузку производственных факторов.

Оптимальным считается такой объем реализации, который обеспечивает получение максимальной прибыли при сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне. Задача оптимизации больше теоретическая, чем практическая, однако оптимальный объем при планировании выпуска продукции является тем ориентиром, знание которого необходимо [23][11].

Выручка от реализации продукции является основным показателем при оценке производственной и хозяйственной деятельности предприятия, так как в этом показателе отражается конечный результат деятельности, он определяет величину прибыли и убытков.

Показатель реализации продукции принимает одно из первостепенных значений в рыночных условиях. Реализация продукции является завершающей стадией кругооборота средств предприятия и связующим звеном между производителем и потребителем. Реализация продукции предполагает ее изготовление, отгрузку и оплату потребителями.

Под реализацией продукции в анализируемом периоде понимается продукция, которая не только отгружена, но и оплачена потребителем в том же периоде. Моментом реализации продукции считается дата поступления средств за нее на расчетный счет предприятия поставщика.

Объем реализованной продукции зависит от следующих факторов: объема выпуска товарной продукции; уровня цен на отдельные виды продукции в зависимости от качества; изменения остатков готовой продукции на складах предприятия (П - П); изменения остатков отгруженной, но не оплаченной покупателями продукции ( Т - Т ).


К последней относятся продукция отгруженная, срок оплаты которой не наступил; продукция отгруженная, не оплаченная в срок покупателями, и

продукция на ответственном хранении у покупателя.

Зависимость объема реализации от указанных факторов может быть представлена формулой (1):

Р=ТП+(П12)+(T12) (1)

где Р - объем реализации товарной продукции за отчетный период, руб.;

ТП - товарная продукция за этот период, руб.;

П1 и П2 - остатки нереализованной готовой продукции на складе на начало и конец отчетного периода, руб.;

T1 и Т2 - остатки отгруженных, но не оплаченных товаров на начало и конец отчетного периода, руб.

Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятия находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие - косвенно. Например, на величину прибыли от основной деятельности предприятия непосредственное влияние оказывают такие факторы, как объем и структура продаж, отпускные цены и себестоимость продукции. Все другие факторы воздействуют на этот показатель косвенно [13][12].

Каждое явление можно рассматривать и как причину, и как результат. Например, производительность труда можно рассматривать, с одной стороны, как причину изменения объема производства продукции, уровня ее себестоимости, а с другой - как результат изменения степени механизации и автоматизации производства. Если тот или иной показатель рассматривается как следствие, как результат действия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то при изучении взаимосвязей его называют результативным показателем. Показатели, определяющие поведение результативного признака, называются факторными. Рассмотрим на примере.

При расчете валовой продукции используется формула (2):

ВП=ЧР*ПТ (2)

где ЧР - численность рабочих, чел.;

ПТ - производительность труда, руб.

В данной формуле ВП будет являться результативным показателем, а ЧР и ПТ - факторными.

Факторный анализ - это методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Различают следующие типы факторного анализа: детерминированный (функциональный) и стохастический; (корреляционный); прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный); одноступенчатый и многоступенчатый; статистический и динамический; ретроспективный и перспективный (прогнозный).


Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

Ассортимент - перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный, групповой и внутригрупповой ассортимент.

Номенклатура - систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов по общесоюзному классификатору промышленной продукции (ОКПП), а также шифров изделий (номенклатурных номеров).

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:

определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется следующим образом:

(3)

Где Касс - коэффициент выполнения плана по ассортименту;

- общий фактический выпуск продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, руб.;

- общий плановый выпуск продукции, руб.

Продукция, изготовленная сверх плана или непредусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.

В расчет данного коэффициента принимается фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более базового (планового, прошлого периода).

ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ПАО «ЧТПЗ»


2.1. КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Публичное акционерное общество «Челябинский трубопрокатный завод» создано на основании решения Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом путем преобразования Государственного предприятия «Челябинский трубопрокатный завод» в акционерное общество открытого типа «Челябинский трубопрокатный завод».

Полное фирменное наименование предприятия: Публичное акционерное общество «Челябинский трубопрокатный завод». Сокращенное наименование: ПАО «ЧТПЗ»

Место нахождения предприятия: Российская Федерация, Челябинская область, г.Челябинск, ул. Машиностроителей, д. 21.

Предприятие имеет филиалы в городе Москве и Первоуральске, а также обособленное подразделение в Пермском крае, городе Чайковский.

Целью деятельности ПАО «ЧТПЗ» является эффективное ведение производства и сбыта продукции на основе рационального использования имущества и ресурсов предприятия для получения максимальной прибыли и ее целесообразного использования в интересах акционеров, расширенного воспроизводства и трудового коллектива.

Основными видами деятельности согласно Уставу предприятия являются: производство и реализация труб, трубной продукции, металлических конструкций, прочих металлических изделий; производство чугуна; производство стали в мартеновских и электропечах; производство флюса; строительная деятельность; деятельность в области связи; торговая деятельность; применение химпосуды и термопар из драгоценных металлов; организация и деятельность ведомственной пожарной охраны; образовательная деятельность, подготовка кадров с высшим и средним специальным образованием, подготовка и повышение квалификации.

Органами управления предприятия являются: Общее собрание акционеров - высший орган управления; Совет директоров - законодательный орган; Исполнительные органы в составе: Коллегиального исполнительного органа - Правления предприятия; Единоличного исполнительного органа - Генерального директора предприятия (Председателя Правления). Структура органов управления предприятием отображена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Структура органов управления и контроля ПАО «ЧТПЗ»


Предприятие обязано ежегодно проводить годовое Общее собрание акционеров. На собрании решаются вопросы об избрании Совета директоров, Ревизионной комиссии, утверждении Аудитора предприятия, утверждении годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчета о прибылях и убытках предприятия, а также распределении прибыли и убытков по результатам финансового года, а также могут решаться иные вопросы, отнесенные Федеральным законом «Об акционерных обществах» к компетенции Общего собрания акционеров. Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью предприятия за исключением решения вопросов, отнесенных Федеральным законом «Об акционерных обществах» к компетенции Общего собрания акционеров.

Основная задача Совета директоров - выработка стратегии развития предприятия. В качестве экспертных органов Совета директоров выступают комитеты - комитет по аудиту, комитет по кадрам и вознаграждениям, комитет по корпоративному управлению, комитет по стратегическому планированию, комитет по технической политике, которые осуществляют предварительное рассмотрение наиболее важных вопросов деятельности компании и предоставляют Совету директоров свои рекомендации. В целях обеспечения прав и интересов акционеров, соблюдения порядка подготовки и проведения Общего собрания акционеров, деятельности Совета директоров, хранения, раскрытия и предоставления информации, на предприятии назначается Корпоративный секретарь.

Органом контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия является Ревизионная комиссия в составе 3 (Трех) человек. Совет директоров, Ревизионная комиссия избираются Общим собранием акционеров. Исполнительные органы образовываются Советом директоров, который вправе устанавливать требования к квалификации и размеру вознаграждения Генерального директора и членов Правления. Генеральный директор, являясь Единоличным исполнительным органом предприятия, осуществляет руководство текущей деятельностью и возглавляет Коллегиальный исполнительный орган - Правление. Функции счетной комиссии предприятия осуществляет Регистратор. В таблице 3 показано состояние чистых активов предприятия.

Таблица 3

Состояние чистых активов ПАО «ЧТПЗ» за 2013-2015 гг.

Показатели (тыс. руб.)

2013 год

2014 год

2015 год

Стоимость чистых активов

19 760 683

21 324 901

26 750 901

Размер уставного капитала

472 383

472 383

472 383