Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Сущность и проблемы невербального общения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У каждого есть свой собственный темп, в котором удобно говорить, ходить, думать, существовать.

3.2 Мимика

Что бы понять истинный смысл слов, важно разглядеть эмоции, которые спрятаны на лице говорящего. Обратите внимание на мимику вашего собеседника. Она способна рассказать о его тайных устремлениях.

Мимика менее, чем вербальная сторона коммуникации, сложнее подчиняется желаниям говорящего. Однако мимику тоже можно подделать, как и слова. Ложную мимику не так легко отличить от истинной. Ложные мимические выражения выглядят менее естественными. Они обычно более длительные по времени, чем искренние.

Мимика тесно сопровождена с эмоциональной стороной личности.

Если у вашего собеседника подвижная мимика, то, скорее всего перед вами эмоциональный человек. О неэмоциональности свидетельствует неподвижное лицо и отсутствие ярких мимических выражений. Или же отсутствие ярких мимических вырождений может служить признаком нежелания раскрывать истинные эмоции, попытки сохранить свои переживания в тайне.

Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека).

Сопряженная мимика. Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде «он разинул рот и раскрыл глаза», «холодные глаза противоречат смеющемуся рту» и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.

Настоящая мимика всегда естественная и гармоничная. Если на лице дисгармония, то возможно собеседник хочет выдать придуманные эмоции за настоящие. Дисбаланс может выражаться разными способами. Например собеседник постоянно улыбается или же он с регулярной периодичностью раздувает ноздри. Дисбаланс так же может выражаться в асимметричности.

Есть мнение: если вы научитесь контролировать мимику, то ваш собеседник будет получать от вас только однозначные, эффективные сообщения. Однако в реальном общении работа над собственной мимикой, равно как и чтение «с лица» затруднительны.

3.3 Истина во взгляде

Многие опытное коммуникаторы довольно легко определят, лжет им собеседник или говорит правду. И делают они это на основании единственного индикатора — взгляда. Глаза не зря называют зеркалом души. Если вербальную сторону коммуникации, жестикуляцию, мимику человек может с большим или меньшем успехом контролировать, то в глазах всегда отображается истина.


Глаза это «зеркало души», «залог верности», «кратер ненависти», «символ жизненной силы» и «сияющие звезды» они соотносятся с психическими состояниями. Глаза являются очень важным органом. Около 80% чувственных впечатлений человек получает через органы зрения. Важным выразительным органом являются глаза. Обычно мы на уровне инстинкта можем сразу же определяем, какие глаза смотрят на нас: мягкие, нежные, пронизывающие, жесткие, колющие, пустые, невыразительные, стеклянные, тупые, искрящиеся, радостные, пылающие, холодные, отсутствующие или влюбленные. Взгляд может возбуждать, приковывать, восхищать. Взгляд может «выражать больше, чем слова», но может и «убивать». Язык глаз очень важен для самоощущения в процессе общения.

Полностью раскрытые глаза. Полностью раскрытые глаза или «во все глаза» говорят об исключительно открытой натуре с повышенной чувственной восприимчивостью и готовностью к духовному, интеллектуальному восприятию, а также об общем интересе. Полностью раскрытый глаз говорит о следующем:

  • об интеллектуальной продуктивности (глаз «оспринимает» творческие идеи),
  • о представлениях, являющихся результатом воображения, например у мечтательных детей,
  • о невинности (многие мошенники используют до предела раскрытые глаза, чтобы вызвать доверие к себе).

Открытые глаза. Открытые глаза свидетельствуют об оптимистичном восприятии окружающего. Степени раскрытости глаза сами по себе объясняются зрительной функцией глаза. Открытые глаза говорят о состоянии нормального интереса вплоть до оптимистической заинтересованности внешним миром.

Потупленные глаза. Если верхнее веко почти без напряжения прикрыто и закрывает верхнюю часть глаза, то в таком случае говорят о том, что взгляд потуплен. В качестве мимической формы потупленные глаза свидетельствуют о равнодушии, апатии, вялости, эмоциональной ослабленности, отчаянии и надменности. Человек с большим самомнением как бы говорит таким положением век, что для него не представляет никакого интереса смотреть на мир нормально раскрытыми глазами. Именно при данном выражении глаз важно учитывать и прочие сигналы поз. Если одновременно опущены уголки губ, то можно предположить высокомерное или пренебрежительное поведение.

Приоткрытые глаза. Это происходит, когда глазная щель заужена. На шкале выражений это позиция между потупленными и прищуренными глазами.

Как непосредственная реакция прищуренные глаза означают концентрацию умственных процессов, например осмысление какой-либо идеи. При этом, чтобы не отвлекаться, фиксируется та или иная вымышленная точка пространства и за счет этого как бы предваряется критическая обработка самой идеи. Если это выражение глаз сочетается с их поворотом в сторону, то тогда оно выражает состояние нетерпеливого ожидания и лукавства.


Прищуренные глаза. Такое положение глаз выражает подчеркнуто вынужденную меру защиты и вызывается в большинстве случаев воздействием болезненных или обременительных раздражений, например ярким светом, едким дымом или при попадании в глаза инородного тела или вещества (например, мыльной пены). Кроме того, прищуренные глаза служат выражением общего дискомфорта, например физической боли, неприятных мыслей, следствия какого-то неприятного чувства.

Глаза, закрытые без напряжения. Во время сна и/или при желании не воспринимать больше никаких впечатлений глаза закрываются без особого напряжения. Тем самым выражается самоизоляция от внешних впечатлений и уход в себя. Тот, кто закрыл глаза, не хочет, чтобы его беспокоили. Причиной этого могут быть: раздумья и желание получить наслаждение (например, на концерте). Непринужденное закрывание глаз может быть использовано для подачи сигнала. Закрытые глаза выражают, что в дальнейшей ориентации нет необходимости, что все понятно.

Движение веками. Выразительная шкала движений век весьма обширна. Поэтому становится ясно, из-за чего многие сигналы и реакции языка поз связаны именно с глазами. У мужчин имеется в распоряжении более многочисленный набор сигналов, передаваемых с помощью глаз, чем у женщин. Это объясняется тем, что глаза являются ярко выраженным средством привлечения внимания, а роль чего-то активно добивающегося человека больше все же подходит мужчине, чем женщине.

Мигание – это подчеркнуто вынужденная реакция на воспрепятствование, что может быть обусловлено физически каким-либо инородным телом, но также и негативной причастностью к чему-либо, неуверенностью, смущенностью, нечистой совестью и нервозностью, т.е. какими-то психическими процессами.

Взгляд прищуренным (приоткрытым) глазом. Служит для недоверчивого контроля, говорит о навязчивости и выражает, пожалуй, даже садизм и агрессивность. Подоплека его может крыться в тайных негативных намерениях, коварстве или угрозе. Собственный взгляд при этом прямолинейно испытующе, а приоткрытое веко затрудняет партнеру получить желаемую информацию. Прибегая к такому взгляду, хотят выяснить намерения других и в то же время скрыть свои. Такой взгляд производит неприятное, колючее, холодное впечатление.

Прямой взгляд. Он больше всего подходит для установления зрительного контакта с симпатичными вам людьми. В человеческих взаимоотношениях этот взгляд свидетельствует о заинтересованности и уважительном отношении, в особенности если в сторону партнера обращено лицо. В случае взаимного поворота друг к другу лиц взгляды встречаются на приблизительно одинаковой высоте. Это говорит о том, что собеседники общаются как бы на одном уровне, признавая себя равноправными партнерами. Прямой взгляд широко открытых глаз прямо в лицо другого человека свидетельствует о готовности откровенного и прямого общения. Без всяких тайных причин и околичностей такой взгляд сигнализирует о порядочности, уверенности в себе и прямом характере.


Взгляд сверху вниз. Он может быть обусловлен разным ростом собеседников или разницей в занимаемых ими позах. Этот взгляд увеличивает расстояние между партнерами и придает хозяину взгляда чувство превосходства, а тому, на кого смотрят, – чувство неуверенности. Он может возникать из-за высокомерия, гордости, стремления властвовать, заносчивости и презрения.

Взгляд снизу. Может быть обусловлен невысоким ростом, соответствующей позой или опущенной головой. Если такое направление взгляда обусловлено небольшим ростом, то часто за счет принятия соответствующей позы или при помощи других вспомогательных средств предпринимается попытка установления прямого направления взгляда. Если причина в занимаемой позе, то тогда тот, кто чувствует себя слабее, будет стремиться занять такое положение, которое делает возможным прямой взгляд.

Косой взгляд. Может быть направлен как сверху, так и снизу. В первом случае он выражает снисходительность и презрение, во втором говорит об угодничестве. Косой взгляд бросают так, чтобы не попасться при этом. Уклончивый взгляд можно считать своего рода переходным элементом между прямым и косым. Такая уклончивость сигнализирует о бегстве, вытекающим из чувства подчиненности кому-либо. Уклончивый взгляд часто наблюдается в тех случаях, когда не хотят устанавливать зрительный контакт с другим человеком.

Косой взгляд служит также для тайного наблюдения. Прямой взгляд, полный разворот лица, слишком явно демонстрировал бы, чем вызван интерес. При склоненной набок голове ввести в заблуждение гораздо легче. Если вы попадаетесь, то взгляд можно отвести, не меняя положения головы. Подлинный смысл этого взгляда выдают мимика, положение тела, напряжение.

Блуждающий взгляд. Блуждающий взгляд выражает либо интерес ко всему сразу, либо – при отсутствии поиска – его отсутствие. В соответствии с той быстротой, с которой взгляд блуждает, можно судить и о любопытстве, и о конкретном поиске чего-либо, и о повышенной раздражимости, производимой впечатлениями, и об упрощенном переживании или болезненно ускоренной реакции. Если блуждение взгляда происходит вертикально по поверхности лица, когда наблюдается прямолинейное поднимание и опускание головы вверх-вниз, то это сигнализирует о повышенном интересе. В сочетании с улыбкой такой взгляд означает восхищение. Если взгляд сопровождается целенаправленно «прохладной» мимикой, тогда создается впечатление трезвого взвешивания, оценки, даже обиды.


Однако понять и расшифровать эту истину удается далеко не всем. Дело в том, что выражение глаз всегда многозначно. И эти значения накладываются друг на друга так, что отделить их и прочитать по отдельности практически не предоставляется возможным. Тот, кто полагает, что может составить психологический портрет человека по одному лишь взгляду, сильно ошибается. Многозначность и многослойность человеческого взгляда рождает множество интерпретация.

И все же знание и понимание особой роли взгляда помогает в расшифровке сверхсмыслов сказанного.

Заключение

Чтобы правильно пользоваться азбукой невербального общения, следует понимать не только значения отдельных невербальных элементов, но и всего вербального-невербального комплекса. Только сопоставляя и анализируя совокупность элементов, задействованных в коммуникации, вы сможете дать объективную интерпретацию происходящему.

Чтобы правильно интерпретировать те или иные сигналы невербального общения, необходимо воспринимать их не сами по себе, а в комплексе с вербальной составляющей коммуникации. Не стоит вычленять отдельные элементы, значение которых вам очевидны. Важно помнить о том, что внимание человека довольно подвижно. Оно, точно ребенок, отвлекается на посторонние вещи, не может долго усидеть на одном месте. Оно постоянно меняет предмет своего интереса.

Не стоит делать однозначный вывод о том, что вас обманывают, только на основе этих невербальных сигналов.

В процессе коммуникации нельзя полагаться на единичные элементы, смысл которых вы смогли уловить. Чтобы сделать объективный вывод о вашем собеседнике — вам необходимо наблюдать за ним в течении всей беседы. Делать выводы можно только лишь после того, как вы проанализируете невербальную и вербальную сторону сообщения в комплексе.

Дотошное изучение невербальной коммуникации сможет стать хорошим подспорьем в коммуникативном процессе. Поверхосное знание смысловой составляющей невербалики может лишь навредить вам и вашему собеседнику. Не стоит делать одназначные выводы, орентируюясь на поврхосные знания.

Как уже ясно, невербалика является сложной наукой, которая требует много времени на изучение, а так же талант почтению.

Чтобы невербалика стала вашим помошником — следует очень внимательно отнестись к специфике этой стороны коммуникации. Вербальную сторону общения легко подделать и контралировать. И вы можете подченить речь своим намереньям. А вот невербальня сторона коммуникации труднее подченяется воле коммуникатора.