Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (Анализ показателей предприятия розничной торговли Общество с ограниченной ответственностью «SunSay»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
Введение
Переход предприятий торговли на рыночную концепцию развития изменил оценку их целевой функции, что отразилось на системе экономических показателей, характеризующих хозяйственный процесс. Особенно это касается показателя товарооборота. В настоящее время, основной целью предприятий, занятых в торговле, является максимизация прибыли. В этом случае товарооборот представляет собой очень важное и необходимое условие, благодаря которому может быть достигнута эта цель.
Так как торговая организация с каждого рубля реализуемого товара получает определенную сумму дохода, то задача получения максимальной прибыли приводит к необходимости постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.
Реализация главной цели предприятия зависит от ритмичности его работы, эффективности формирования товарных запасов на предприятии, а также слаженной закупочно-сбытовой деятельности. Именно этот факт и обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
При отсутствии научных расчетов объема товарного запаса на предприятиях, а также при не полном наличии приемлемых для рыночных условий методик управления товарными запасами наблюдается такая тенденция, при которой возникает экономически необоснованный рост запасов на предприятиях розничной торговли. Это все приводит к неоправданному увеличению издержек на содержание (хранение) запасов, отвлечению свободных денежных средств из реального сектора экономики, снижению рентабельности торговой деятельности и, как следствие, снижению национального дохода.
Целью написания работы является исследование организации торгово-закупочной деятельности предприятия с целью оптимизации ассортиментной политики в садовом центре.
Достижению поставленной цели в работе способствовали постановка и решение следующих задач:
а) изучение теоретических основ управления товарным ассортиментом на предприятии розничной торговли;
б) анализ коммерческой деятельности предприятия;
в) разработка предложений по оптимизации величины и структуры товарного ассортимента предприятия.
Объектом практического исследование стал садовый центр «SunSay».
Методическую базу дипломного исследования составляют методы финансового анализа: методы, приемы и инструменты математической статистики: сбор и группировка статистических данных; анализ рядов динамики; методы нормирования запасов и управления ими.
Результаты дипломного исследования могут быть использованы в текущей управленческой деятельности предприятия с целью уменьшения отвлечения средств в запасы с помощью предложенной модели управления запасами и системы корректного контроля уровня запасов и снижения в конечном итоге уровня затрат на рубль товарной продукции.
Информационную базу исследования составляют: учебники и монографии отечественных и зарубежных специалистов в области финансового менеджмента и экономики предприятия, материалы периодической печати по наиболее значимым особенностям управления закупочной и складской деятельностью, а также товарными запасами торгового предприятия на современном этапе в России.
Глава 1. Теоретические основы формирования и управления товарным ассортиментом на предприятии розничной торговли
1.1 Понятие об ассортименте и торговой номенклатуре товаров
Ассортимент товаров - совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку.
Ассортиментная политика предприятия - это цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством предприятия.
Цель предприятия в области ассортимента - формирование реального или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному для получения запланированной прибыли.
Задачи:
- установление реальных и предполагаемых потребностей в определенных товарах;
- определение основных показателей ассортимента и анализ его рациональности;
- выявление источников товарных ресурсов, необходимых для формирования рационального ассортимента;
- оценка материальных возможностей предприятия для реализации отдельных товаров покупателям;
- определение основных направлений формирования ассортимента.
Основными признаками группировки товаров являются сырьевой, производственный и потребительский.
Ассортимент товаров также разделяют на производственный и торговый.
Производственным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также другими изготовителями.
Как правило, если предприятия, которые производят товары, выпускают узкий ассортимент товаров, то это в дальнейшем позволяет им внедрять передовые технологии производства; совершенствовать и улучшать качество ассортимента выпускаемых товаров. Именно поэтому выпускаемые товары нуждаются в дальнейшей подсортировке, учитывая требования торговли, на предприятиях которой сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой самыми различными изготовителями. Такая подсортировка, или преобразование ассортимента, характерна преимущественно для предприятий оптовой торговли, через которые проходит основная масса товаров сложного ассортимента. Некоторая часть продовольственных и непродовольственных товаров подвергается подсортировке непосредственно в магазинах и других предприятиях розничной торговли. [12. C. 85]
Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени сложности ассортимента).
Товар, в зависимости от однородности сырья и материалов, из которых он изготовлен, подразделяют на изделия из металла, кожи, стекла и т. д.
По потребительскому назначению товары подразделяют на спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду и т. п.
Важным признаком классификации являются особые свойства товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необходимости создания особых режимов хранения товары делятся на скоропортящиеся и нескоропортящиеся.
Товары, учитывая сложность ассортимента, подразделяют на простой и сложный ассортимент. К товарам простого ассортимента относят товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и т. д.). Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различным признакам (фасон, размер и т. д.), относятся к товарам сложного ассортимента (обувь, одежда и т. д.). [27. C. 35]
Товарные группы подразделяются на подгруппы. В их состав входят однородные по признаку единства производственного происхождения товары. Например, товарная группа обуви делится на подгруппы кожаной, текстильной, валяной и резиновой обуви; группа посуды состоит из подгрупп металлической, стеклянной и фарфоро-фаянсовой посуды.
Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов. Под видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги - женские, мужские и детские; мебель - для кухни, жилой комнаты и т. д.). Внутри каждого вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам и т. д.), т. е. подразделяться на разновидности.
С учетом деления товаров на группы, подгруппы и виды принято выделять групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент товаров. Групповой ассортимент - это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру. Внутригрупповой (развернутый) ассортимент представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров.
Групповой и внутригрупповой ассортимент тесно связаны с понятиями глубина и широта ассортимента. При этом глубина ассортимента определяется количеством разновидностей товара, а широта - количеством товарных групп и наименований. Например, сравнительно узкий ассортимент товаров специализированных магазинов состоит из большого количества разновидностей соответствующих товаров и является более глубоким.
Товары классифицируют и по таким признакам, как частота спроса на товары, а также стабильность и характер предъявляемого спроса.
По частоте спроса товары подразделяются на три группы:
а)повседневного спроса - наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые населением товары;
б)периодического спроса - товары, покупка которых осуществляется периодически;
в)редкого спроса - предметы длительного пользования, срок службы которых обычно превышает пять лет. [19. C. 45]
Также существует группа так называемых сезонных товаров, которые реализуются в определенные периоды года - сезоны.
Спрос на товары может быть стабильным (устойчивым) или подвергаться определенным (в том числе и резким) колебаниям. С учетом этого товары делят на следующие группы: стабильного спроса; товары, спрос на которые подвержен резким колебаниям; твердо сформулированного спроса; альтернативного спроса; импульсного спроса. [7. C. 105]
Для рационального формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплексности спроса покупателей, когда в состав комплексов входят товары различных групп, предназначенные для комплексного удовлетворения спроса. В основу разработки таких комплексов может быть положен половозрастной признак («Товары для мужчин» и т. д.), особенности образа жизни и проведения досуга («Товары для шитья», «Товары для плавания» и т. д.), а также другие признаки. Потребительские комплексы делятся на микрокомплексы.
1.2 Основные факторы и направления формирования торгового ассортимента на предприятиях розничной торговли
Формирование товарного ассортимента — это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.
Большинство магазинов преобразуют свой узкий товарный ассортимент в более широкий. Расширение происходит за счет включения в ассортимент товаров различных производственных предприятий.
С точки зрения маркетинга, в рыночной экономике выпуск изделий должен ориентироваться на удовлетворение потребностей населения. При этом должны учитываться национальные, местные и климатические условия. Именно поэтому основной акцент в магазинах должен делаться на формировании товарного ассортимента, при котором должна установиться такая номенклатура товаров, которая бы удовлетворяла потоварную структуру спроса населения.
К факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазине, относятся:
- спрос;
- производство (включая поступление по импорту);
- ассортиментный профиль магазина;
- зона деятельности магазина;
- состояние его материально-технической базы. [35. C. 55]
Эти факторы можно объединить в две группы: общие и специфические.
К общим факторам отнесем покупательский спрос и производство товаров, т.к. они не зависят от конкретных условий работы предприятия. Общие факторы оказывают большое влияние на формирование товарного ассортимента в магазинах.
К специфическим факторам относятся ассортиментный профиль магазина, зона его деятельности (наличие других розничных предприятий в зоне магазина) и состояние его материально-технической базы (техническая оснащенность, транспортные условия и т.п.). Эти факторы отражают конкретные условия работы торгового предприятия и, также как и общие, влияют на построение ассортиментов товара в магазинах.
Основным фактором, влияющим на формирование товарного ассортимента, является покупательский спрос. Целью в этом случае будет максимальное удовлетворение спроса потребителей, а также активное влияние на его расширение. В своем развитии покупательский спрос и формирование ассортимента взаимосвязаны. При существенном изменении спроса происходят непосредственно изменения в сформированном ассортименте.