Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Сущность и проблемы невербального общения).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 3
Введение
Общение играет одну из главных ролей в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественным опытом.
Немаловажную роль и играет невербальное общение. Жесты имеют большое значение. Они дополняют сказанное, а в некоторых случаях придают словам новый смысл.
В современном обществе, как и раньше, невербальное проявления эмоций очень важно. Умение правильно читать невербалику в современном обществе может сделать человека успешным. А в прошлом наверное и спасти человеческую жизнь.
Умение правильного чтения, всегда будет актуальным. Так как люди куда больше показывают свои эмоции через невербальное общение, нежели чем через вербальное. Так же психологи убеждены, что вербальная сторона общения содержит лишь малый процент информации. С помощью слов человек порой прячет истинные смыслы, стремится скрыть внутренние желания. Невербальные проявления же скрыть сложнее и порой даже те кто много лет обучался скрывать их, до конца не могут этого сделать.
Чтение невербалики необходимо во многих аспектах современной жизни: Люди работающие в таможенном контроле, охранники, полицейские и т.д. Могут предотвратить терракты, нападения и предотвратить любые другие агрессивные атаки, что очень актуально в наше время. Так же данная тема актуальна с маркетинге. Даже в путешествиях огромный помощник невербальное общение. Если вы приехали в другую страну и плохо знаете язык, то этот барьер можно пересечь с помощью невербального общения.
Уверенное использование невербальных сигналов в общении поможет стать успешным коммуникатором.
Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью ( около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное поведение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.
1. Понятие невербального общения
1.1 Что есть невербальное общение
Невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций (В.А. Лабунская, 1999).
Невербалика — дополнительные сигналы коммуникации, которые играют важную роль для понимания сказанного. К невербалике относят мимику, жестикуляцию, особенности интонации и другие знаки, с помощью которых говорящий украшает и наполняет новым смыслами свою речь.
А. А. Леонтьев отмечал, что еще до начала речевого поведения, человек уже интерпретировал личность партнера по его внешним выражениям состояний, проксемике и других «визуальных ключах». То есть, отношения общения партнеров, их психические состояния, социальные роли репрезентируются с помощью кинесической, проксемической структур до речевого взаимодействия и определяют его содержание, форму, темп и т. д. Итак у невербального поведения есть своеобразный приоритет в создании образа партнера, а также всей ситуации общения, но все же это не значит, что вербальное поведение в реальном акте общения играет второстепенную роль (В.А. Лабунская, 1999).
По мнению Е. И. Фейгенберга и А. Г. Асмолова невербальная коммуникация является преимущественно выражением смысловой сферы личности. Она представляет собой непосредственный канал передачи личностных смыслов (цит. по В.А. Лабунская, 1999).
По мнению В.А. Лабунской, невербальная коммуникация включает следующие знаковые системы:
1) Оптико-кинетическая (Мимика, жесты, пантомимика).
В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных.
2) Пара - и экстралингвистическая («добавки» к вербальной коммуникации).
Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.
3) Организация пространства и времени коммуникативного процесса (смысловая нагрузка как компонент коммуникативной ситуации),
Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка.
4) Визуальный контакт («контакт глаз»).Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия — движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д.
Г.М. Андреева считает, что совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции:
- дополнение речи;
- замещение речи;
- репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу (Г.М. Андреева, 2003).
Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в разных национальных культурах. Болгары несогласие с собеседником выражают кивком головы, который русский воспринимает как утверждение и согласие, а отрицательное покачивание головой, принятое у русских, болгары могут легко принять за знак согласия.
В разных возрастных группах для осуществления невербальной коммуникации тоже выбираются различные средства. Так, дети часто используют плач, как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих желаний и настроений. Коммуникативный характер, который приобретает у детей плач, хорошо передает их нередко встречающееся предупреждение «Я не тебе плачу, а маме!»
1.2 Сущность и проблемы невербального общения
В невербальном общении существует две проблемы:
Первая проблема — это языковое и речевое общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях - это вносит некоторое осложнение в понимании этого и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие - «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет;
Вторая проблема, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В.А. Лабунской, «невербальное общение - это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека». Поэтому понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».
Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный - «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу. Встретишь, к примеру, надменный и насмешливый взгляд, сразу осечешься, слово застрянет в горле. А если на лице собеседника еще и презрительная улыбочка, то уже никак не захочешь изливать душу, делиться сокровенным. Другое дело - взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному разговору. Ваш собеседник безнадежно махнул рукой, отвел взгляд в сторону, и вы понимаете без слов, что он не верит вам, считает создавшееся положение безнадежным. И как не стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение «выдает» собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает их истинное лицо. Поэтому надо учиться понимать этот язык.
Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психологическими состояниями и служит средством выражения. В процессе общения невербальное поведение человека выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения, индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психологического содержания общения и совместной деятельности.
Люди довольно быстро научаются приспосабливать своё вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.
Невербальное поведение:
а) создаёт образ партнёра по общению;
б) выражает качество и изменение взаимоотношений партнёров по общению, формирует эти отношения;
в) является индикатором актуальных психологических состояний личности;
г) выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
д) поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;
е) выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.
Успешность любого делового разговора в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что мы говорим, сколько от того, как мы себя держим.
Так, для того, чтобы построить хорошие отношения с собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60-70% всего времени общения. Скованный собеседник редко пользуется доверием. Глаза обладают особым свойством самопрезентации, название которому взгляд. Взгляд может осуществлять сильное психологическое давление.
С проблемой происхождения невербальных способов общения связаны как твёрдо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор еще нет ответов. Установлено, что невербальные способы общения имеют два вида источника происхождения:
- биологическая эволюция;
- культура.
Проследить происхождение некоторых жестов можно на примере нашего первобытно-общинного прошлого. Оскаливание зубов сохранилось от акта нападения на противника и до сих пор используется современным человеком, когда он злобно усмехается или проявляет свою враждебность каким-то другим способом. Улыбка первоначально была символом угрозы, но сегодня, в совокупности с дружелюбными жестами, она обозначает удовольствие или доброжелательность.
Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:
- регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
- обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
- выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.
Невербальное общение - это умение выразить себя вне речи, и получить такую же важную невербальную информацию от других людей, владея языком жестов, мимики и поз, нюансами звучащего голоса, эмоциональным слухом. Эмоции, функции лицевых выражений и мимические жесты непременно присутствуют при невербальном общении. Лицо и мимические жесты: поднимать брови, закрывать глаза, надуть губы, поджать губы, закусить губу, наморщить лоб, нахмуриться, улыбка, поцелуй - не только выражают эмоции, но и выполняют коммуникативные и социальные функции.
Функции невербального общения:
1. Выражение чувств и отношений.
2. Коммуникативная, передача адресату эмоциональной и др. информации, а так же выражение межличностных отношений.
Есть ещё и регулятивная функция в невербальном общении - лицевые реакции на сообщения других людей. В диалоге малейшие изменения лица собеседника бывают чрезвычайно информативными.
60% в общении между людьми составляет невербальная часть, то, что люди передают друг другу телом, через позу, жесты и выражение лица. Еще 30% общения происходит через интонации и звучание голоса. Таким образом, 90% того, что люди выражают друг другу, не связано с речью.