Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие сущность и взаимосвязь функций в системе менеджмента
1.1 Сущность функций менеджмента
1.2 Взаимосвязь видов и функций менеджмента
2. Характеристика основных функций в системе менеджмента
2.1 Сущность и место планирования в цикле менеджмента
2.2 Организация как функция управления
Введение
Актуальность исследования. Процесс управления в любой организации - это реализация функций, которые должен выполнять каждый руководитель. Поэтому функции менеджмента рассматриваются как составная часть этого процесса.
Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ. В литературе встречается достаточно много подходов к классификации данных функций. Впервые функции менеджмента были сформулированы Фредериком Тейлором. По его мнению, следует выделить функции: выбор цели, выбор средств, подготовка средств, контроль результатов.
Развитие идей Ф. Тейлора было продолжено и французским инженером Анри Файолем. Он выделил функции, которые и сейчас лежат в основе науки менеджмента - это планирование, организация, мотивация и контроль.
Также профессором А. В. Тихомировой был предложен современный подход к классификации данных функций, в связи с чем первой функцией считалась функция целеполагания (стратегополагания), функция планирования была расширена регулированием, организации - координацией, мотивации - стимулированием, контроля - оценкой и также добавлена функция гуманизации (корпоративность). В трудах Г.Я. Гольштейна и О.С. Виханского отдельно были выделены функции учета и анализа, а также обратной связи.
Целью данной работы является исследования основных функций в системе менеджмента, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- рассмотреть понятие сущность и взаимосвязь функций в системе менеджмента;
- дать характеристику основных функций в системе менеджмента;
- разработать практические аспекты использования функции планирования как одной из основных функций системы менеджмента.
Объект исследования – функции в системе менеджмента.
Предмет исследования - исследование основных функций в системе менеджмента.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области менеджмента, материалы периодических изданий и сети Интернет.
1. Понятие сущность и взаимосвязь функций в системе менеджмента
1.1 Сущность функций менеджмента
В условиях современных рыночных отношений одним из решающих факторов устойчивого положения предприятий является профессионально выстроенная система управления. Следует отметить, что такая система должна быть ориентирована не только на максимальное удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон, но также направлена на непрерывное поддержание работоспособности самой системы, повышения ее конкурентоспособности, стабильности и развития в целом.
Возникновение управления как определенного процесса связано с появлением поведенческой деятельности людей. А первые попытки теоретического обобщения накопленного управлением опыта были ответом на потребности развития.
В настоящее время сформировались следующие подходы к определению сущности и роли управления:
- управление как искусство, базирующееся на знаниях, умениях, интуиции и опыте людей, управляющих различными объектами;
- управление как наука - сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления;
- управление как функция - вид управленческой деятельности;
- управление как процесс - совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поисков и организацией выполнения принятых решений;
- управление - орган или аппарат управления, обеспечивающий эффективное использование и координацию всех ресурсов предприятия для достижения целей.
Управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором оно существует в настоящее время, появилось не сразу. Появление и формирование управления как области научных исследований было вызвано потребностями хозяйственной деятельности организаций, развитием науки и техники и желанием людей открыть самые эффективные способы выполнения работы. Таким образом, в настоящее время можно выделить четыре подхода к изучению управления (Таблица 1.1).
Таблица 1.1 - Подходы к управлению
№ |
Период исследования |
Наименование концепции |
1 |
Подходы с позиции школ управления в менеджменте |
|
1885 - 1920 |
- Подход научного управления |
|
1920 - 1950 |
- Подход административного управления |
|
1930 - 1950 |
- Подход с позиции человеческих отношений |
|
1950 - по наше время |
- Подход с позиции науки о поведении |
|
1950 - по наше время |
- Подход с позиций количественных методов |
|
2 |
конец 1920-х - по наше время |
Процессный подход |
3 |
конец 1950-х - по наше время |
Системный подход |
4 |
конец 1960-х - по наше время |
Ситуационный подход |
Целью основателей выше перечисленных подходов было найти универсальные приемы и принципы, на основе которых управление можно было бы сделать более эффективным. Однако в процессе исследований невозможность создать единый универсальный подход к управлению стала очевидной. Но, несмотря на это, каждый из подходов внес свой вклад в науку и практику управления (Таблица 1.2).
Таблица 1.2 - Влияние различных школ и подходов на теорию и практику управления
Наименование концепции |
Вклад в теорию и практику управления |
Подход научного управления Ф. Тейлора |
Внедрение в процесс управления унифицированных правил и стандартов Разграничение исполнительных и управленческих функций Повышение эффективности производства на всех уровнях управления |
Подход административного управления А. Файоля |
Определение 5 функций управления - планирование, организация, контроль, координация, мотивация Разработка системы 14 принципов административного управления А. Файоля |
Подход с позиции человеческих отношений Э. Мэйо |
Определение ключевой позиции человека в процессе управления Влияние межличностных формальных и неформальных взаимодействий на эффективность работы Изменение социально-организационных условий труда и их влияние на производительность труда |
Подход с позиции науки о поведении (бихевиоризм) Д. Мак-Грегора и Ф. Герцберга |
Развитие теории X и Y - выделение автократичного и демократичного стилей руководства Использование приемов управления межличностными отношениями Управление, основанное на науке о человеческом поведении - бихевиоризме |
Подход с позиций количественных методов |
Широкое внедрение методов количественного анализа при разработке управленческих решений Использование моделей оценки социально-экономической эффективности управления персоналом и моделей, основанных на теориях вероятностей и игр |
Процессный подход |
Управление рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций |
Системный подход |
Организация должна быть рассмотрена как совокупность взаимосвязанных элементов - люди, структура, задачи и технология, - которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды |
Ситуационный подход |
Конкретные приемы и концепции должны быть увязаны с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно |
Процесс управления в любой организации - это реализация функций, которые должен выполнять каждый руководитель. Поэтому функции менеджмента рассматриваются как составная часть этого процесса.
Следует отметить, что, несмотря на то, что функции управления неоднородны по своему содержанию и задачам, все они необходимы для осуществления управленческой деятельности, а также образуют единый процесс управления.
В литературе встречается достаточно много подходов к классификации функций управления. В Таблице 1.3 приведен сравнительный анализ данных функций.
Таблица 1.3 - Классификация функций управления
Автор |
||||||||||
Функция управления |
А. Файоль |
В.Р. Веснин |
А.В. Тихомирова |
Г.Я. Гольштейн |
С.А. Шаронов |
Н.И. Кабушкин |
М.П Переверзев |
В.А. Абчук |
Н.В. Комарова |
Г.Н. Ламакин |
Целеполагание |
+ |
+ |
||||||||
Планирование |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Организация |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Мотивация |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Контроль |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Гуманизация |
+ |
|||||||||
Координация и регулирование |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Учет и анализ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
Коммуникация |
+ |
|||||||||
Принятие решений |
+ |
|||||||||
Распорядительство |
+ |
|||||||||
Информирование |
+ |
|||||||||
Развитие |
+ |
Из приведенной таблицы следует, что большинство исследователей выделяют следующие функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль.
1.2 Взаимосвязь видов и функций менеджмента
Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления.
Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения функций, точнее последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций.
Этот цикл управления является универсальным по. отношению к объекту управления, которым является не только организация в целом, но и отдельные подразделения, функции, методы и т. н.
Например, функция организации деятельности, например, производственной деятельности, включает в себя построение структуры, распределение заданий, функций, полномочий и ответственности среди подразделений (положение о подразделениях) и исполнителей (должностные инструкции). Эта деятельность должна иметь четкий целевой ориентир, например, повышение гибкости и адаптивности организационной структуры. После чего разрабатывается план организационных изменений, распределяются обязанности, при этом должна быть продумана система мотивации и контроля, позволяющие минимизировать сопротивление персонала процессу изменений и, в итоге, достичь поставленных целей, т. е. создать организационную структуру, позволяющую гибко и адекватно реагировать на изменение потребностей рынка.
Качество выполнения предыдущего этапа - необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций.
Связующими процессами являются процесс коммуникаций и принятия решений. В последнее время в состав связующих процессов все чаще ученые относят и процесс целепологания, т. к. установление целей функционирования является необходимым условием начала любой деятельности.
Процесс коммуникаций - это процесс обмена информацией между двумя и более людьми. Благодаря коммуникациям руководители (аппарат управления) получает информацию, необходимую для принятия решений, и доводит принятые решения до работников предприятия. Если коммуникации на предприятии налажены плохо, решения могут быть ошибочными.