Файл: Современная Бюджетная политика России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В основе деятельности любого государства лежит управление публичными финансами, непосредственно направленное на обеспечение стабильных и благоприятных условий для устойчивого развития и повышения благосостояния граждан. В условиях подверженной действию множества различных факторов экономики, стабильные и устойчивые бюджеты в отдельном государстве могут внести значительный вклад в управление рисками и обеспечение всеобщей безопасности на глобальном уровне. Неспособность управлять этими рисками может создать угрозу стабильности страны и благополучию населения.

В отечественной литературе многими учёными и практиками достаточно подробно рассматриваются проблемы повышения эффективности бюджетных расходов, оценки состояния бюджетов в контексте межбюджетных отношений, мониторинга и оценки социально-экономического развития муниципальных образований. Среди них следует отметить И.В. Баранову, С. Власова, Д.Л. Комягина, А. Ливинову, Р.А. Торию, Л.В. Перцова, О.А. Полякову и др.

Недостаточно исследованными в отечественной литературе остаются вопросы комплексного рассмотрения современной бюджетной политики. Необходимость проведения системного исследования в данной сфере определяет актуальность выбранного направления исследования и его цель.

Цель курсовой работы заключается в исследовании современной бюджетной политики России.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: исследовать понятие и цели бюджетной политики; определить виды, методы и инструменты бюджетной политики ; проанализировать динамику и структуру федерального бюджета РФ в 2017-2019 годах; определить проблемы современной бюджетной политики РФ и предложить пути их решения.

Объектом исследования выступают публичные финансовые отношения, возникающие в процессе проведения государством бюджетной политики.

Предметом исследования являются решения публичных финансовых органов, образующие бюджетную политику.

Методологию исследования составляют анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, изучение нормативно-правовой базы, научных статей, а также аналитический метод.

Глава 1. Общая характеристика бюджетной политики


1.1. Понятие и цели бюджетной политики

В российском законодательстве отсутствует определение финансовой политики государства. Однако упоминания о ней можно обнаружить в некоторых нормативно-правовых актах. Так, в статье 14 Конституции РФ закреплено, что Правительство РФ обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики.[1] Данное положение дублирует статья 15 Федерального конституционного закона № 2-ФКЗ, где законодатель также разделяет финансовую, кредитную и денежную политику, не давая содержательных характеристик.[2]

С.В. Фрумина определяет финансовую политику как деятельность государства в области формирования и использования финансовых ресурсов, направленную на выполнение государством возложенных на него функций.[3] И.Г. Нигматуллин считает государственную финансовую политику единым методологическим подходом к управлению финансами с учётом непосредственного обеспечения сбалансированного и диверсифицированного развития экономической политики на мезо-, макро- и микроуровнях.[4] По его мнению, она представляет собой реализацию комплекса мер и действий исполнительными органами власти в области финансов.

Считаем, что оба определения в полной мере отражают сущность государственной финансовой политики как комплекса действий по управлению публичными финансами. В структуре публичных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трёх уровней, поэтому логичен вывод о том, что бюджетная политика является основой финансовой политики государства.

Бюджетная политика государства – это комплекс мероприятий в сфере организации бюджетных отношений, осуществляемых с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций. В соответствии с БК РФ в целях составления проекта федерального бюджета на текущий год и на плановый период Минфином РФ разрабатываются Основные направления бюджетной политики.[5] При их подготовке учитываются положения Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, Послания Президента РФ о бюджетной политике и иных документов государственного стратегического планирования.

Согласно Основным направлениям бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов целью бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов является обеспечение устойчивости бюджетной системы РФ и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом.[6] Отметим, что основным инструментом достижения целей современной государственной бюджетной политики являются именно государственные программы.


Представим все элементы системы управления бюджетными средствами РФ в виде Рисунка 1.[7]

Рисунок 1 – Субъекты бюджетной политики РФ

Так, субъектами бюджетной политики на федеральном уровне являются органы власти и управления государственными финансами: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Минфин РФ, Федеральное казначейство, Счётная палата РФ.

Важным и отправным документом в регулировании отношений в сфере федерального бюджета является ежегодное Послание Президента РФ, определяющее требования к бюджетной политике в России. Именно в соответствии с положениями данного Послания органы законодательной и исполнительной власти непосредственно вырабатывают основные положения по осуществлению конкретных мер и решению целей и задач, что находит своё отражение в их конкретных действиях. Федеральное Собрание РФ учитывает содержание Послания Президента РФ при принятии проекта федерального бюджета на текущий год и плановый период.

Согласно статье 15 Федерального конституционного закона № 2-ФКЗ Правительство РФ как субъект, осуществляющий бюджетную политику разрабатывает и представляет в Государственную Думу РФ проект федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период, обеспечивает его исполнение, а также представляет отчёт об исполнении бюджета.[8]

Согласно статье 165 БК РФ Минфин РФ разрабатывает и представляет в Правительство РФ основные направления бюджетной и налоговой политики, осуществляет бюджетное планирование, составление проекта федерального бюджета и их внесение на рассмотрение Государственной Думы РФ, исполнение бюджета, анализ и контроль за исполнением бюджета.[9]

Согласно статье 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ, Счётная палата РФ осуществляет внешний государственный аудит (контроль) порядка формирования, управления и распоряжения средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собствен ностью и иными ресурсами, обеспечивающими безопасность и социально-экономическое развитие РФ.[10]

В соответствии со статьёй 1 постановления Правительства РФ от 01.12.2004 № 703, Федеральное казначейство России осуществляет правопри менительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы России, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.[11]


Подвидом бюджетной политики РФ является государственная налоговая политика, непосредственно обеспечивающая эффективное и достаточное обеспечение доходной части бюджетов бюджетной системы государства. Как неотъемлемая часть государственной финансовой политики, налоговая политика ориентируется на обеспечение баланса экономических интересов всех участников налоговых отношений, и, прежде всего, государства и налогоплательщиков (физических лиц и хозяйствующих субъектов).

Налоговая политика РФ распространяется на следующие направления: налоговая нагрузка и налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в российской экономике и зарубежных странах; налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в России; комплексный анализ принятых решений в области налоговой политики и их последствий; налоговые расходы бюджетной системы; основные меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в текущем финансовом году и плановом периоде.

Отметим, что бюджетная политика государства является основным вектором обеспечения стабильности, устойчивости и безопасности публично-правового образования и его населения.

1.2. Виды, методы и инструменты бюджетной политики

Бюджетная политика представляет собой один из базовых инструментов регулирования экономических процессов в любой национальной экономической системе. Различают несколько видов бюджетно-налоговой политики – дискреционная и автоматическая.

Дискреционная бюджетная политика – это сознательные действия государства, направленные на изменение величины государственных расходов или величины собираемых налогов с целью регулирования дефицита государственного бюджета и экономического роста.[12] Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные.

Дискреционная бюджетная политика может быть стимулирующей либо рестриктивной, сдерживающей рост объема производства. Так, стимулирующая фискальная политика заключается в увеличении государственных расходов на поддержание экономики (государственных закупок и инвестиций) и уменьшении налогового бремени путем снижения налоговых ставок или отмены некоторых налогов. Такая политика неизбежно приводит к дефициту госбюджета. Дефицит государственного бюджета, в свою очередь, порождает рост государственных долгов, эмиссию денег и, следовательно, инфляцию.


Что же касается рестриктивной дискреционной бюджетной политики, то она направлена на ограничение, уменьшение объема производства, предполагает уменьшение государственных расходов и увеличение налоговых ставок, ввод новых налогов.[13] Результатом сдерживающей политики является ликвидация избытка государственного бюджета и снижение объема производства. Проведение рестриктивной политики в условиях спада производства приводит к еще более глубокому спаду, однако снижает инфляцию и государственный долг.

Таким образом, бюджетная политика проводится по двум ключевым направлениям управления финансовыми ресурсами государства – доходы и расходы государственного бюджета.

Методами бюджетной политики являются прогнозирование, планирование, бюджетно-налоговое регулирование и финансовый контроль. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами бюджетной политики, с помощью которых она способна воздействовать на социально-экономические процессы в государстве.[14]

Так, бюджетное планирование осуществляется на первой стадии бюджетного процесса, стадии составления проекта федерального бюджета. Согласно статье 170.1 БК РФ, бюджетное планирование в РФ носит долгосрочный характер.[15] Так, долгосрочное бюджетное планирование осуществляется путем формирования бюджетного прогноза РФ на долгосрочный период. Под бюджетным прогнозом на долгосрочный период понимается документ, содержащий прогноз основных характеристик соответствующего бюджета, показатели финансового обеспечения государственных программ на период их действия, иные показатели, характеризующие бюджет, а также содержащий основные подходы к формированию бюджетной политики на долгосрочный период. Отметим, что проект бюджетного прогноза учитывается при разработке прогноза основных характеристик бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно постановлению Правительства РФ от 31.08.2015 № 914 «О бюджетном прогнозе РФ на долгосрочный период», разработка бюджетного прогноза (изменений бюджетного прогноза) осуществляется в три этапа.

I этап – разрабатывается проект бюджетного прогноза (изменений бюджетного прогноза) на основе сценарных условий функционирования экономики РФ на долгосрочный период и основных параметров прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочный период. Отдельные показатели сценарных условий функционирования экономики РФ на долгосрочный период, а также иные показатели социально-экономического развития РФ, необходимые для разработки проекта бюджетного прогноза (изменений бюджетного прогноза), представляются Министерством экономического развития РФ в Министерство финансов РФ не позднее 15 мая текущего года. Проект бюджетного прогноза представляется в Министерство экономического развития РФ для учёта при разработке прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, а также показателей социально-экономического развития РФ на долгосрочный период.