Файл: Современная Бюджетная политика России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

II этап – разрабатывается бюджетный прогноз на основе проекта прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, иных показателей социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, представляемых Министерством экономического развития РФ в Министерство финансов РФ не позднее 25 августа текущего года, затем направляется Министерством финансов РФ на согласование в Министерство экономического развития РФ не позднее 5 сентября текущего года. Заключительным действием данного этапа является внесение бюджетного прогноза Министерством финансов РФ в Правительство РФ в составе документов и материалов к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.[16]

III этап – разрабатывается проект распоряжения Правительства РФ об утверждении бюджетного прогноза с учётом результатов рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Проект данного распоряжения Правительства РФ представляется Министерством финансов РФ на согласование в Министерство экономического развития РФ за 2 недели до представления указанного проекта распоряжения в Правительство РФ. Проект распоряжения Правительства РФ вносится Министерством финансов РФ в Правительство РФ в срок, не превышающий 1 месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Важным методом осуществления бюджетно-налоговой политики РФ является финансовый контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы.

Под финансовым контролем понимается система организационных и проверочных мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти.[17] Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.

Действующая система государственного финансового контроля представляет собой трёхуровневую структуру. Первый уровень – внешний государственный финансовый контроль, который выполняется Счётной палатой РФ, контрольно-счётными органами регионов и муниципальных образований. Второй уровень – это органы внутреннего правительственного контроля, которые в основном контролируют использование бюджетных средств ГРБС, учреждениями. Третий уровень включает ведомственный финансовый контроль (внутренний контроль), который проводится отдельными подразделениями непосредственно ГРБС, и нацелен на контроль финансово-хозяйственной деятельности учреждений, подведомственных ГРБС.


Так, планирование, организацию и осуществление бюджетной политики осуществляет комплексная система органов власти и управления.

Глава 2. Основные направления современной бюджетной политики Российской Федерации

2.1. Анализ динамики и структуры федерального бюджета Российской Федерации в 2017-2019 годах

Для выделения основных направлений бюджетной политики РФ, а также её проблем и возможных путей решения необходимо проанализировать динамику и структуру федерального бюджета на соответствующий трёхлетний период. Так, представим в виде Таблицы 1 структуру доходов федерального бюджета в 2017-2019 годах.[18]

Таблица 1

Структура доходов федерального бюджета в 2017-2019 годах, млрд. руб.

Наименование / Год

2017

2018

2019

План

% к ВВП

План

% к ВВП

План

% к ВВП

Доходы, всего

13487566,8

15,5

14028491,9

15,2

14844810,9

15,0

в том числе:

Нефтегазовые доходы

5050039,4

5,8

5113790,1

5,5

5347784,6

5,4

Доля нефтегазовых доходов, %

37,4

-

36,5

-

36,0

-

НДПИ на углеводородное сырье

3285497,7

3,8

3339098,6

3,6

3471254,7

3,5

Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный, товары, выработанные из нефти

1764541,8

2,0

1774691,5

1,9

1876529,9

1,9

Ненефтегазовые доходы

8437527,3

9,7

8914701,8

9,7

9497026,3

9,6

Доля ненефтегазовых доходов, %

62,6

-

63,5

-

64,0

-

НДС

4895596,3

5,6

5358497,6

5,8

5864115,5

5,9

Налог на прибыль организаций

600379,8

0,7

637350,0

0,7

693352,6

0,7

Акцизы

871606,3

1,0

929263,7

1,0

935439,4

0,9

НДПИ (без нефтегазовых доходов)

34776,6

0,0

39798,1

0,0

42834,8

0,0

Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов)

19717,9

0,0

20685,2

0,0

22275,5

0,0

Прочие ненефтегазовые доходы

2015450,4

2,3

1929107,3

2,1

1939008,5

2,0


Так, в плановый период 2017-2019 годов в структуре нефтегазовых доходов наибольшую долю занимают доходы от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (2017 год – 65,1%, 2018 год – 65,3% и 2019 год – 64,9%) и вывозных таможенных пошлин на нефть (2017 год – 17%, 2018 год – 17,5% и 2019 год – 17,7%). В 2017 году нефтегазовые доходы в процентной доле к ВВП прогнозируются на уровне 2016 года (5,8%), в 2018 году по сравнению с 2017 годом прогнозируется снижение на 0,3%, в 2019 году по сравнению с 2018 годом – на 0,1%. Доля же ненефтегазовых доходов в общем объёме доходов федерального бюджета уменьшается с 64,3% в 2016 году до 64% в 2019 году при снижении в процентах к ВВП с 10,4% в 2016 году до 9,6% в 2019 году.

Представим структуру основных налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета на 2017 - 2019 годы в Таблице 2.[19]

Таблица 2

Структура налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета в 2017-2019 годах, % к общей сумме доходов

Основные виды доходов 

План

2017 год

2018 год

2019 год

Налог на прибыль организаций

4,5

4,5

4,7

Налог на добавленную стоимость

36,3

38,2

39,5

Акцизы

6,5

6,6

6,3

Налог на добычу полезных ископаемых

24,6

24,1

23,7

Таможенные пошлины

13,2

12,8

12,8

Прочие доходы

14,9

13,8

13,1

Данные, представленные в Таблице 2, свидетельствуют о том, что основную долю доходов федерального бюджета в период 2017-2019 годов будут составлять доходы от НДС (2017 год – 36,3%, 2018 год – 38,2% и 2019 год – 39,5%), НДПИ (2017 год – 24,6%, 2018 год – 24,1% и 2019 год – 23,7%) и доходы от уплаты таможенных пошлин (2017 год – 13,2%, 2018 год – 12,8% и 2019 год – 12,8%, соответственно).

Представим в виде Таблицы 3 структуру расходов федерального бюджета на 2017 – 2019 годы по разделам классификации расходов.[20]

Таблица 3

Структура расходов федерального бюджета в 2017-2019 годах по разделам, млрд. руб.


Наименование показателя / Год

2017 (план)

2018 (план)

2019 (план)

Расходы, всего

16 240,8

16 039,7

15 987,0

Общегосударственные вопросы

1 205,3

1 147,7

1 132,5

Национальная оборона

2 835,8

2 728,3

2 816,0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 943,1

1 879,8

1 892,2

Национальная экономика

2 318,4

2 365,7

2 167,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

59,9

29,9

27,2

Охрана окружающей среды

76,5

78,0

79,2

Образование

568,5

588,8

586,5

Культура, кинематография

95,8

88,1

80,2

Здравоохранение

378,0

397,3

363,3

Социальная политика

5 083,5

4 962,9

5 054,5

Физическая культура и спорт

90,0

56,2

34,0

Средства массовой информации

73,7

68,3

66,6

Обслуживание государственного и муниципального долга

728,7

848,0

869,5

Межбюджетные трансферты

783,5

800,6

818,2

Так, в структуре общего объёма расходов федерального бюджета в 2017 - 2019 годах, наибольший удельный вес занимают расходы на социальную политику, национальную оборону, национальную экономику, национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Их общий удельный вес в общем объёме расходов федерального бюджета и в объеме ВВП в 2017 году составит 75,1% и 14,1% соответственно, в 2018 году – 74,3% и 13% соответственно, в 2019 году – 74,6% и 12% соответственно. Справедлив вывод о том, что бюджет на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов является социально ориентированным, что соответствует российской государственной политике.


Предусмотрено формирование федерального бюджета на 2017 год с дефицитом в размере 2 753,2 млрд. руб., или 3,2% ВВП. К 2019 году дефицит уменьшится и составит 1 142,2 млрд. руб. (1,2% ВВП). Источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2017 год предусмотрены в размере 2 753,2 млрд. руб., или на 9,3% меньше 2016 года, на 2018 – 2019 годы – в размере 2 011,2 млрд. руб., 1 142,2 млрд. руб. соответственно, или с уменьшением на 27% и 43,2% к предыдущему году.

Динамика дефицита федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2017 – 2019 годах приведена в следующей таблице.[21]

Таблица 4

Динамика дефицита федерального бюджета и источников его финансирования в 2017-2019 годах, млн. руб.

Наименование показателя

План

2017 год

2018 год

2019 год

Дефицит

-2 753 242,6

-2 011 192,8

-1 142 165,5

Источники финансирования дефицита

2 753 242,6

2 011 192,8

1 142 165,5

в том числе:

Источники внутреннего финансирования

3 056 115,8

2 339 826,7

1 269 242,7

из них:

изменение остатков средств федерального бюджета

1 820 123,0

1 162 187,4

139 677,6

изменение остатков средств Резервного фонда

1 151 887,6

х

х

изменение остатков средств ФНБ

668 235,4

1 162 187,4

139 677,6

государственные ценные бумаги

1 050 000,0

1 050 000,0

1 050 000,0

Иные источники внутреннего финансирования

185 992,8

127 639,3

79 565,1

из них:

поступления от приватизации

138 211,9

13 607,0

13 886,7

Источники внешнего финансирования

-302 873,2

-328 633,9

-127 077,2

государственные ценные бумаги

-21 199,2

-60 065,5

-13 187,6