Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика бюджетной политики
1.1. Понятие и цели бюджетной политики
1.2. Виды, методы и инструменты бюджетной политики
Глава 2. Основные направления современной бюджетной политики Российской Федерации
2.1. Анализ динамики и структуры федерального бюджета Российской Федерации в 2017-2019 годах
2.2. Современная бюджетная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы
II этап – разрабатывается бюджетный прогноз на основе проекта прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, иных показателей социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, представляемых Министерством экономического развития РФ в Министерство финансов РФ не позднее 25 августа текущего года, затем направляется Министерством финансов РФ на согласование в Министерство экономического развития РФ не позднее 5 сентября текущего года. Заключительным действием данного этапа является внесение бюджетного прогноза Министерством финансов РФ в Правительство РФ в составе документов и материалов к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.[16]
III этап – разрабатывается проект распоряжения Правительства РФ об утверждении бюджетного прогноза с учётом результатов рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Проект данного распоряжения Правительства РФ представляется Министерством финансов РФ на согласование в Министерство экономического развития РФ за 2 недели до представления указанного проекта распоряжения в Правительство РФ. Проект распоряжения Правительства РФ вносится Министерством финансов РФ в Правительство РФ в срок, не превышающий 1 месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Важным методом осуществления бюджетно-налоговой политики РФ является финансовый контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы.
Под финансовым контролем понимается система организационных и проверочных мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти.[17] Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.
Действующая система государственного финансового контроля представляет собой трёхуровневую структуру. Первый уровень – внешний государственный финансовый контроль, который выполняется Счётной палатой РФ, контрольно-счётными органами регионов и муниципальных образований. Второй уровень – это органы внутреннего правительственного контроля, которые в основном контролируют использование бюджетных средств ГРБС, учреждениями. Третий уровень включает ведомственный финансовый контроль (внутренний контроль), который проводится отдельными подразделениями непосредственно ГРБС, и нацелен на контроль финансово-хозяйственной деятельности учреждений, подведомственных ГРБС.
Так, планирование, организацию и осуществление бюджетной политики осуществляет комплексная система органов власти и управления.
Глава 2. Основные направления современной бюджетной политики Российской Федерации
2.1. Анализ динамики и структуры федерального бюджета Российской Федерации в 2017-2019 годах
Для выделения основных направлений бюджетной политики РФ, а также её проблем и возможных путей решения необходимо проанализировать динамику и структуру федерального бюджета на соответствующий трёхлетний период. Так, представим в виде Таблицы 1 структуру доходов федерального бюджета в 2017-2019 годах.[18]
Таблица 1
Структура доходов федерального бюджета в 2017-2019 годах, млрд. руб.
Наименование / Год |
2017 |
2018 |
2019 |
|||
---|---|---|---|---|---|---|
План |
% к ВВП |
План |
% к ВВП |
План |
% к ВВП |
|
Доходы, всего |
13487566,8 |
15,5 |
14028491,9 |
15,2 |
14844810,9 |
15,0 |
в том числе: |
||||||
Нефтегазовые доходы |
5050039,4 |
5,8 |
5113790,1 |
5,5 |
5347784,6 |
5,4 |
Доля нефтегазовых доходов, % |
37,4 |
- |
36,5 |
- |
36,0 |
- |
НДПИ на углеводородное сырье |
3285497,7 |
3,8 |
3339098,6 |
3,6 |
3471254,7 |
3,5 |
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный, товары, выработанные из нефти |
1764541,8 |
2,0 |
1774691,5 |
1,9 |
1876529,9 |
1,9 |
Ненефтегазовые доходы |
8437527,3 |
9,7 |
8914701,8 |
9,7 |
9497026,3 |
9,6 |
Доля ненефтегазовых доходов, % |
62,6 |
- |
63,5 |
- |
64,0 |
- |
НДС |
4895596,3 |
5,6 |
5358497,6 |
5,8 |
5864115,5 |
5,9 |
Налог на прибыль организаций |
600379,8 |
0,7 |
637350,0 |
0,7 |
693352,6 |
0,7 |
Акцизы |
871606,3 |
1,0 |
929263,7 |
1,0 |
935439,4 |
0,9 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) |
34776,6 |
0,0 |
39798,1 |
0,0 |
42834,8 |
0,0 |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) |
19717,9 |
0,0 |
20685,2 |
0,0 |
22275,5 |
0,0 |
Прочие ненефтегазовые доходы |
2015450,4 |
2,3 |
1929107,3 |
2,1 |
1939008,5 |
2,0 |
Так, в плановый период 2017-2019 годов в структуре нефтегазовых доходов наибольшую долю занимают доходы от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (2017 год – 65,1%, 2018 год – 65,3% и 2019 год – 64,9%) и вывозных таможенных пошлин на нефть (2017 год – 17%, 2018 год – 17,5% и 2019 год – 17,7%). В 2017 году нефтегазовые доходы в процентной доле к ВВП прогнозируются на уровне 2016 года (5,8%), в 2018 году по сравнению с 2017 годом прогнозируется снижение на 0,3%, в 2019 году по сравнению с 2018 годом – на 0,1%. Доля же ненефтегазовых доходов в общем объёме доходов федерального бюджета уменьшается с 64,3% в 2016 году до 64% в 2019 году при снижении в процентах к ВВП с 10,4% в 2016 году до 9,6% в 2019 году.
Представим структуру основных налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета на 2017 - 2019 годы в Таблице 2.[19]
Таблица 2
Структура налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета в 2017-2019 годах, % к общей сумме доходов
Основные виды доходов |
План |
||
---|---|---|---|
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|
Налог на прибыль организаций |
4,5 |
4,5 |
4,7 |
Налог на добавленную стоимость |
36,3 |
38,2 |
39,5 |
Акцизы |
6,5 |
6,6 |
6,3 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
24,6 |
24,1 |
23,7 |
Таможенные пошлины |
13,2 |
12,8 |
12,8 |
Прочие доходы |
14,9 |
13,8 |
13,1 |
Данные, представленные в Таблице 2, свидетельствуют о том, что основную долю доходов федерального бюджета в период 2017-2019 годов будут составлять доходы от НДС (2017 год – 36,3%, 2018 год – 38,2% и 2019 год – 39,5%), НДПИ (2017 год – 24,6%, 2018 год – 24,1% и 2019 год – 23,7%) и доходы от уплаты таможенных пошлин (2017 год – 13,2%, 2018 год – 12,8% и 2019 год – 12,8%, соответственно).
Представим в виде Таблицы 3 структуру расходов федерального бюджета на 2017 – 2019 годы по разделам классификации расходов.[20]
Таблица 3
Структура расходов федерального бюджета в 2017-2019 годах по разделам, млрд. руб.
Наименование показателя / Год |
2017 (план) |
2018 (план) |
2019 (план) |
---|---|---|---|
16 240,8 |
16 039,7 |
15 987,0 |
|
Общегосударственные вопросы |
1 205,3 |
1 147,7 |
1 132,5 |
Национальная оборона |
2 835,8 |
2 728,3 |
2 816,0 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 943,1 |
1 879,8 |
1 892,2 |
Национальная экономика |
2 318,4 |
2 365,7 |
2 167,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
59,9 |
29,9 |
27,2 |
Охрана окружающей среды |
76,5 |
78,0 |
79,2 |
Образование |
568,5 |
588,8 |
586,5 |
Культура, кинематография |
95,8 |
88,1 |
80,2 |
Здравоохранение |
378,0 |
397,3 |
363,3 |
Социальная политика |
5 083,5 |
4 962,9 |
5 054,5 |
Физическая культура и спорт |
90,0 |
56,2 |
34,0 |
Средства массовой информации |
73,7 |
68,3 |
66,6 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
728,7 |
848,0 |
869,5 |
Межбюджетные трансферты |
783,5 |
800,6 |
818,2 |
Так, в структуре общего объёма расходов федерального бюджета в 2017 - 2019 годах, наибольший удельный вес занимают расходы на социальную политику, национальную оборону, национальную экономику, национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Их общий удельный вес в общем объёме расходов федерального бюджета и в объеме ВВП в 2017 году составит 75,1% и 14,1% соответственно, в 2018 году – 74,3% и 13% соответственно, в 2019 году – 74,6% и 12% соответственно. Справедлив вывод о том, что бюджет на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов является социально ориентированным, что соответствует российской государственной политике.
Предусмотрено формирование федерального бюджета на 2017 год с дефицитом в размере 2 753,2 млрд. руб., или 3,2% ВВП. К 2019 году дефицит уменьшится и составит 1 142,2 млрд. руб. (1,2% ВВП). Источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2017 год предусмотрены в размере 2 753,2 млрд. руб., или на 9,3% меньше 2016 года, на 2018 – 2019 годы – в размере 2 011,2 млрд. руб., 1 142,2 млрд. руб. соответственно, или с уменьшением на 27% и 43,2% к предыдущему году.
Динамика дефицита федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2017 – 2019 годах приведена в следующей таблице.[21]
Таблица 4
Динамика дефицита федерального бюджета и источников его финансирования в 2017-2019 годах, млн. руб.
Наименование показателя |
План |
||
---|---|---|---|
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|
Дефицит |
-2 753 242,6 |
-2 011 192,8 |
-1 142 165,5 |
Источники финансирования дефицита |
2 753 242,6 |
2 011 192,8 |
1 142 165,5 |
в том числе: |
|||
Источники внутреннего финансирования |
3 056 115,8 |
2 339 826,7 |
1 269 242,7 |
из них: |
|||
изменение остатков средств федерального бюджета |
1 820 123,0 |
1 162 187,4 |
139 677,6 |
изменение остатков средств Резервного фонда |
1 151 887,6 |
х |
х |
изменение остатков средств ФНБ |
668 235,4 |
1 162 187,4 |
139 677,6 |
государственные ценные бумаги |
1 050 000,0 |
1 050 000,0 |
1 050 000,0 |
Иные источники внутреннего финансирования |
185 992,8 |
127 639,3 |
79 565,1 |
из них: |
|||
поступления от приватизации |
138 211,9 |
13 607,0 |
13 886,7 |
Источники внешнего финансирования |
-302 873,2 |
-328 633,9 |
-127 077,2 |
государственные ценные бумаги |
-21 199,2 |
-60 065,5 |
-13 187,6 |