Файл: Определение объема необходимой и достаточной информации при принятии решения (1. Теоретические положения теории принятия решений).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические положения теории принятия решений
1.1. Управленческие решения и основные подходы к их классификации
1.2. Процесс построения модели управленческого решения
2. Анализ и оценка процесса разработки управленческих решений в коммерческой организации
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «DOLCE VITA TRAVEL»
В ходе третьего этапа разработки управленческого решения в коммерческой организации необходимо:
- использовать коллективную экспертную оценку принятия решений;
- разработать план действий;
- осуществлять контроль реализации плана,
- анализировать результаты развития ситуации после управленческих воздействий.
Коллективные экспертизы обеспечивают большую обоснованность и большую эффективность принимаемых управленческих решений. К их числу можно отнести методы «мозговой атаки», Делфи, и.т.д.
Результаты экспертиз поступают к лицу, которое принимаем управленческое решение, и служат базой для принятия решения. Наряду с результатом экспертизы лицо принимающее решение при принятии управленческого решения учитывает дополнительную информацию об объекте принятия данного решения, которая может быть доступна лишь ему как руководителю.
После процесса принятия управленческого решения не менее важной задачей является его успешная реализация. Для этого необходимо выработать план действий. Ход реализации плана должен постоянно отслеживаться.
Результатом контроля реализации плана должна стать адекватная корректировка плана управляющих воздействий, которая обеспечивает наименьшее отклонение от поставленных целей.
Анализ результатов управленческих воздействий является основанием для оценки возможностей организации. Распределение полномочий на этапах процесса принятия управленческих решений в коммерческой организации представлено в таблице 1 приложения 1.
Как видно из таблицы 1 принятие управленческих решений в коммерческой организации сильно зависит от личностного фактора, так как по сути решения принимаются только одним человеком – руководителем предприятия.
Уровень распределения полномочий при принятии управленческих решений на предприятии можно определить с помощью матрицы управления (таблица 2 приложения 1).
Оценку уровня принятия решений осуществим по 5-ти балльной системе (таблица 3 приложения 2).
Подводя итог теоретической главы исследования можно сказать, что как процесс, управленческое решение представляет собой отбор, систематизация и анализ информации, подготовка, принятие и реализация управленческого решения. Как явление, управленческое решение представляет собой план мероприятий, постановление, письменное или устное указание.
Экономическая сущность управленческого решения проявляется в том, что на подготовку и воплощению в жизнь любого управленческого решения требуются материальные, финансовые, трудовые и другие затраты. Любое управленческое решение имеет реальную стоимость. Реализация эффективного управленческого решения принесет предприятию косвенный или прямой доход, а ошибочное решение – убытки.
Организационная сущность управленческого решения состоит в том, что к этой работе привлекается персонал предприятия. Для эффективной работы необходимо организовать работоспособный коллектив, выработать инструкции и положения, наделить работников обязанностями полномочиями, правами, и ответственностью, построить качественную систему контроля, выделить необходимые ресурсы, в том числе информационные, обеспечить работников необходимой техникой и технологией, координировать их работу.
Социальная сущность управленческого решения положена в основу механизма управления персоналом, который включает рычаги воздействия (интересы человека, установки и ценности, потребности, стимулы и мотивы) на человека для согласования их деятельности в коллективе.
Правовая сущность управленческого решения состоит в соблюдении правовых и законодательных актов, уставных, нормативных документов, таким образом, все принимаемые управленческие решения должны проходить правовую экспертизу. Нарушение действующего законодательства приводит или к отмене управленческого решения, или к штрафам и потерям.
Технологическая сущность управленческого решения проявляется в необходимости обеспечения персонала информационными и техническими средствами для разработки данного решения, а иногда и для реализации.
2. Анализ и оценка процесса разработки управленческих решений в коммерческой организации
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «DOLCE VITA TRAVEL»
Туристическое агентство осуществляет работу в сфере туризма как общество с ограниченной ответственностью ООО «DOLCE VITA TRAVEL». Общество является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации и действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, принятым Государственной Думой 21 октября 1994 года [1], Федеральным законом «Об Обществах с ограниченной ответственностью», принятым Государственной Думой от 08.02.1998 N 14-ФЗ и иным действующим на территории Российской Федерации законодательством [2].
Место нахождения Общества: Российская Федерация г. Москва, Ленинградский просп., 31, стр. 3.Основной целью ООО «DOLCE VITA TRAVEL» является обеспечение клиентов профессиональным и качественным обслуживанием. Организационная структура ООО «DOLCE VITA TRAVEL» построена в соответствии с принятыми корпоративными подходами формирования управленческих структур по линейно-функциональному принципу (рисунок 3).
Рис. 3. Организационная структура ООО «DOLCE VITA TRAVEL»
Организационная структура управления является линейно-функциональной, то есть в ней выделены подразделения, отвечающие за выполнение определенных направлений деятельности (технологический отдел, бухгалтерия, отдел сбыта, маркетинговый отдел, отдел кадров).
Директор определяет политику и стратегию управления предприятием, осуществляет функции планирования, координацию действий своих заместителей и специалистов нижестоящего уровня управления, решение общих организационных вопросов
Продвижением конкурентоспособной продукции на рынок, обеспечением качественного сервиса, обучение обслуживающего персонала, всесторонняя поддержка маркетингового отдела, информированием маркетингового отдела о предпочтениях потребителей занимается отдел сбыта.
Маркетинговый отдел занимается разработкой и внедрением стратегии сбыта продукции, информированием руководства компании о ситуации на рынке, координированием действий основных отделов предприятия, всесторонней поддержкой отдела сбыта.
Отдел кадров обеспечивает законность пребывания сотрудника на своем рабочем месте и фиксирует правила, по которым строятся взаимоотношения между работодателем и работником, должным образом оформляя необходимые документы.
Главный бухгалтер организует работу по постановке и ведению бухгалтерского учета организации в целях получения заинтересованными внутренними и внешними пользователями полной и достоверной информации о ее финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении.
Весь персонал компании имеет высшее образование, поскольку это является обязательным требованием при поступлении на работу.
В компании работает 36 человек. Среди них 15 мужчин и 21 женщина. В результате по половому признаку в компании незначительно преобладают женщины. Структура персонала компании по возрастному признаку показана на рисунке 4.
Рис.4. Возрастная структура персонала ООО «DOLCE VITA TRAVEL»
По данным рисунка видно, что по возрастному составу на предприятии работает:10 человек – от 22 до 25 лет; 12 человек – от 25 до 30 лет; 7 человек – от 30 до 35 лет; 7 человек – от 35 до 45 лет.
Основными видами деятельности предприятия является обслуживание деловых путешествий, а именно [22]:
- деятельность по обеспечению авиаперелетов
- авиабилеты;
- E-ticketing;
- чартерные перевозки.
- деятельность по обеспечению Ж/д переездов
- железнодорожные билеты;
- оформление электронных ж/д билетов
- Наземное обслуживание
- размещение в гостиницах за рубежом, в городах России и СНГ;
- автотранспортные услуги.
- MICE-услуги
- проведение семинаров, конференций;
- организация конгрессов и выставок;
- организация корпоративных мероприятий.
Для удовлетворения потребностей клиентов фирмы и продажи интересующих их туров, у ООО «DOLCE VITA TRAVEL» заключены договора с туроператорами, работающими по различным направлениям:
- «Тез-Тур» - Египет, Таиланд, Куба, Доминиканская республика, Испания, ОАЭ, Россия, Мальдивы и др. Является одной из самых высокотехнологичных компаний на российском туристском рынке, занимается основными самыми известными направлениями.
- Бюро Путешествий «Ориент» - Россия. Является крупным российским оператором по отдыху и лечением на курортах России, а также Украине, Абхазии.
- «Capital Tour» - многопрофильный оператор, который занимается более 40 направлениями. С этим оператором турфирма работает по таким направлениям, как Испания, Италия, Египет, Доминиканская республика, Болгария, Таиланд, ОАЭ, Иордания, Хорватия, Черногория.
- «Нева» - многопрофильный оператор, работает по таким направлениям, как: Франция, Чехия, Болгария, страны Скандинавии.
- «Интаер» - Египет, Таиланд, Греция, Малайзия, Болгария, Сингапур, Иордания, Филиппины, ОАЭ.
- «Конансайс», «Южный Крест» - экзотические страны.
- «Турэнергосервис» - многопрофильный оператор. В основном продается от этого оператора Болгария, Египет, Тунис.
- «Pegas Touristik» - Египет, ОАЭ, Вьетнам, Индия, Таиланд, Тунис.
- «ICS» - Тунис, Кипр, Египет, Италия, Доминиканская республика, Куба, Маврикий, Сейшелы, Австрия, Греция.
Это далеко не полный список туроператоров, с которыми заключены договора, и ведется работа. Есть операторы, с которыми заключены договора, но их турпродукты не продаются.
Рассмотрим основные показатели финансово-экономической деятельности ООО «DOLCE VITA TRAVEL» для того, чтобы проанализировать изменение показателей прибыли и рентабельности (таблица 4 приложения 3). Согласно данным таблицы 4 видно, что все абсолютные показатели деятельности компании в 2016 году выросли, при этом рост выручки (36,5 %) шел более низкими темпами по сравнению с ростом затрат (59,2 %), что снизило эффективность деятельности в виде недостаточно быстрого роста прибыли на 14,1 %.
При этом снизились все показатели рентабельности: рентабельность производства услуг снизилась с 81,5 до 58,4 % (23,1 %%), рентабельность продаж до 33,8 % (на 6,6 %%). Наиболее быстрое снижение показывает рентабельность оборотных активов – 27,1 %% за анализируемый период.
Производительность труда выросла на 159,9 тыс. руб. на человека в год (36,5 %), что обеспечено ростом выручки от реализации услуг при неизменной численности.
Таким образом, у предприятия наблюдаются значительное ухудшение показателе рентабельности, что вместе с низкими показателями финансово устойчивости и независимости приводит к необходимости разрабатывать мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия.
2.2. Оценка объема необходимой и достаточной информации при принятии решения в ООО «DOLCE VITA TRAVEL»
Исследование процесса принятия решений проведем на основе анализа схемы принятия управленческого решения, которая является общей, и была описана в теоретической части данной работы. Исходя из этапов исследуемого процесса, план исследования будет выглядеть следующим образом:
- анализ сбора информации;
- анализ принятия решения;
- анализ реализации решений;
- анализ контроля.
Информационное обеспечение в ООО «DOLCE VITA TRAVEL» начинается с определения того, какой именно области касается данная проблема.
Внутрифирменные вопросы, касающиеся работы персонала, изменений структуры компании, корпоративных мероприятий, а также финансовых вопросов применяются данные штатного расписания, результатов труда сотрудников, должностные инструкции, регламенты работы, данные полученные от бухгалтерии, финансового отдела.
Для решения вопросов связанных с поддержанием нормального функционирования ООО «DOLCE VITA TRAVEL» используется информация, поступающая из технологического отдела, отдела сбыта и маркетингового отдела.
Для решения вопросов связанных с логистикой используются данные отдела сбыта.
Для решения вопросов, связанных с развитием торговой сети, открытием новых магазинов используется информация от отдела сбыта и маркетингового отдела, которые получают информацию в результате анализа рынка.