Файл: НАЛОГИ КАК ЦЕНА УСЛУГ ГОСУДАРСТВА (1. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВА).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
1.1 Исторические аспекты налогов и общие понятия
1.2 Экономическая сущность понятий «налог» и «сбор»
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
2.1 Классификация функций налогов и принципы налогообложения
2.2 Налоги, как основной инструмент государственного регулирования экономики
ГЛАВА 3. НАЛОГИ КАК ЦЕНА УСЛУГ ГОСУДАРСТВА
3.1 Роль налогов в формировании доходов государства
3.2 Стандарты государственных услуг, оказываемых налоговыми органами
- налог на приобретение автотранспортных средств;
- налог на отдельные виды автотранспортных средств;
- налог на реализацию ГСМ;
- налог на прибыль;
- акцизы на группы и виды товаров;
- налог на добавленную стоимость;
- налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов в инвалюте;
- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- плата за пользование водными объектами;
- подоходный налог с физических лиц;
- налог на игорный бизнес;
- платежи за пользование недрами;
- гербовый сбор;
- государственная пошлина;
- налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения;
- сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.
Во второй уровень системы налогов входят налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономных областей, автономных округов. В литературе зачастую второй уровень налогов именуют региональными налогами. На сегодняшний день данный термин введен и в проект НК РФ.
Установлением региональных налогов занимаются представительные органы субъектов РФ. налоги устанавливают, основываясь на общероссийском законодательстве. Следует отметить, что некоторая часть данных налогов общеобязательна на всей территории РФ, региональная власть может изменять только их ставки, причем в определённых пределах, которые не противоречат законодательству.
К региональным налогам относятся:
- лесной налог;
- единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;
- налог на имущество предприятий;
- налог с продаж.
Следующий уровень налогов - это местные налоги. Иными словами, это налоги которые взимаются в районах, городах, поселках и т.д.
К местным налогам относятся:
- налог на имущество физических лиц;
- земельный налог;
- регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность;
- налог на промышленное строительство в курортной зоне;
- курортный сбор;
- сбор за право торговли;
- целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, нужды образования и др.;
- сбор за право использования местной символики;
- налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров;
- сбор с владельцев собак;
- лицензионный сбор за право винной торговли;
- лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей;
- сбор за выдачу ордера на квартиру;
- сбор за парковку автотранспорта;
- налог на рекламу;
- сбор за участие в бегах;
- сбор за выигрыш на бегах;
- сбор с лиц, играющих на тотализаторе;
- сбор с биржевых сделок;
- сбор за проведение кино- и телесъемок;
- сбор за уборку территории;
- сбор за открытие игорного бизнеса;
- налог на содержание жилищного фонда и объектов культурной сферы.
Отмечается, что бюджетное устройство РФ, собственно как и в других европейских странах, складывается из федеральных налогов, а региональные и местные налоги являются добавкой к доходной части.
Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов.
По объектам налогообложения налоги делятся на налоги с оборота, налоги на прибыль (доход), налоги на имущество, налоги на фонд оплаты труда. К налогам с оборота относятся налог на пользователей автодорог, налог на содержание жилья и объектов социально-культурной сферы, налог на добавленную стоимость. К налогам на прибыль относятся налог на прибыль предприятий (организаций), налог на доходы, удерживаемый из источника, налог на игорный бизнес. Налог на имущество предприятий, земельный налог, налог на имущество физических лиц - налоги на имущество, а страховые взносы в Пенсионный Фонд, страховые взносы в Фонд Государственного Социального Страхования, страховые взносы в Государственный Фонд Занятости Населения, страховые взносы в Фонды Обязательного Медицинского Страхования, сбор на нужды образования - налоги на фонд оплаты труда.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
2.1 Классификация функций налогов и принципы налогообложения
Как уже было сказано в первой главе, функции налогов - это проявление их экономической сущности.
На сегодняшний день выделены три важнейшие функции налогов:
- фискальная (финансирование государственных расходов);
- регулирующая, или распределительная (государственное регулирование экономики);
- социальная (поддержание социального равновесия в обществе путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними).
Следует отметить, что все функции налога взаимосвязаны и взаимозависимы, независимое существование одной функции невозможно.
Представленная классификация функций – это условное разграничение, в целом функции налога работают одновременно.
Иными словами, какие-либо отдельные функции налога, обязательно присутствуют в другой функции.
Следует детально рассмотреть сущность и механизмы действия данных функций.
- Фискальная функция (фиск-казна), т.е. обеспечение государства необходимыми ресурсами.
Данная функция несет в себе образование государственных бюджетных фондов, с помощью которых создаются материальные условия для функционирования государства в условиях рыночной экономики. Говоря о рыночной экономике следует подчеркнуть, что налоги являются основным источником дохода госбюджета РФ. Фискальная функция усиливается во всех странах в связи с расширением регулирующей роли государства в обществе.
- Распределительная функция.
Налоги являются распределителем и перераспределителем национального дохода, тем самым создавая условия для наиболее эффективного гос. управления.
Данная функция налогов несет в себе активную задачу по перераспределительным процессам, тем самым оказывает серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Экономический механизм системы налогообложения может достичь поставленной цели в случае создания равных экономических условий для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Он должен обеспечивать заинтересованность предприятий в получении большего дохода через использование таких элементов налога, как ставки, льготы, сроки уплаты, что в свою очередь позволит решить задачи насыщения товарами и услугами потребительского рынка, ускорение научно-технического прогресса, обеспечения насущных социальных потребностей населения.
- Регулирующая функция.
Регулирующая функция налогов реализуется путем:
- регулирования дохода и прибыли юридических и физических лиц;
- стимулирования роста производства товаров или их содержания, стимулирования инвестиций, проведения мероприятий в области экологии, выпуска продукции для государственных нужд, деятельности предприятий малого бизнеса и т.д. Стимулирующее воздействие налогов обеспечивается через систему материальных и финансовых санкций.
4. Контрольная функция.
Налогами контролируется своевременное поступление части выручки, прибыли и дохода организаций и физических лиц в бюджет и внебюджетные фонды.
Как и любая система – налоговая система построена на базе определённых принципов. Такими принцами налогообложения являются:
- Всеобщность и равенство налогообложения заключается в том, что каждое юридическое и физическое лицо должно платить налоги, установленные законодательством. Здесь не может быть исключений в качестве каких либо индивидуальных льгот и иных привилегий по уплате налога, которые конституционно никак не оправданы. Равенство в налогообложении требует учета фактической способности к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов.
- Справедливость налогообложения. Работа данного принципа заключается в том, что физическое или юридическое лицо уплачивает налоги в зависимости от получаемой прибыли, дохода.
Немаловажным аспектом является и то, что уплата налогов и сборов не может носить какой - либо дискриминационный характер. Здесь имеется ввиду отношение к социальной, расовой религиозной или иной принадлежности субъекта налога. Также равенство в налогообложении исключает какое-либо установление особых ставок или иных льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
- Экономическая обособленность налогов.
Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.
- Однократность налогообложения - один и тот же объект налогообложения у каждого субъекта может быть обложен налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.
- Определенность налогообложения.
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
- Нейтральность налогов - налоги не должны вредить деятельности предприятий и жизнедеятельности граждан.
Данный принцип реализуется в ряде стран в отношении налогообложения физических лиц, в частности, путем введения, не облагаемого налогом дохода, связанного с размером прожиточного минимума.
Следует подчеркнуть, что возникающие и неустранимые сомнения, противоречия и прочие неясности в законодательной базе о налогах как правило трактуются в пользу субъекта налога.
- Простота, доступность и ясность налогообложения.
Рассматривая исчисление налогов, можно отметить, что простыми и более понятными являются прямые налоги. В соответствии с мировой практикой прямые налоги составляют около 60% общей суммы доходов, поступающих от налоговой системы.
- Применение наиболее оптимальных форм, методов и сроков уплаты налогов.
Контролирующей функцией за правильностью, а также своевременностью взимания налогов наделены соответствующие органы РФ, в пределах своей компетенции. Контроль за соблюдением установленных сроков, методов и пр., происходит путем проведения налоговых проверок, взятия объяснений налогоплательщиков, и других лиц. Также сюда входят проверка данных учета и отчетности, осмотры территорий и помещений, которые используются для получения прибыли.
Правительство Российской Федерации участвует в координации налоговой политики с другими государствами, входящими в Содружество Независимых Государств, а также заключает международные налоговые соглашения об избежании (устранении) двойного налогообложения с последующей ратификацией этих соглашений.
Содержание налогов несет все достаточно большую многоаспектность, а также неоднозначную природу и комплексный характер. И поэтому, существуют системы принципов, характерные для определенной сферы налогов.
В научной литературе принято выделять три основные системы:
- экономические принципы налогообложения;
- юридические принципы налогообложения (принципы налогового права);
- организационные принципы налоговой системы.
Кроме того, в рамках каждой из указанных систем необходимо выделять как общие принципы налогообложения, присущие всей системе налогообложения в целом, так и частные принципы налогообложения, которые соответствуют только некоторым разделам и положениям налогообложения, например, принципы применения ответственности за нарушение налогового законодательства, принципы исчисления и уплаты налога на прибыль, принципы взимания налогов с нерезидентов и т.д.
Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов».[5]
Правовые принципы представляют собой руководящие положения права, исходные направления, его основные начала, определяющие сущность всей системы, отрасли или института права.