Файл: НАЛОГИ КАК ЦЕНА УСЛУГ ГОСУДАРСТВА (1. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВА).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
1.1 Исторические аспекты налогов и общие понятия
1.2 Экономическая сущность понятий «налог» и «сбор»
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
2.1 Классификация функций налогов и принципы налогообложения
2.2 Налоги, как основной инструмент государственного регулирования экономики
ГЛАВА 3. НАЛОГИ КАК ЦЕНА УСЛУГ ГОСУДАРСТВА
3.1 Роль налогов в формировании доходов государства
3.2 Стандарты государственных услуг, оказываемых налоговыми органами
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день налоговая система представляет собой один из мощных и главных инструментов в работе рыночной экономики государства. Налоговая политика страны – это инструментарий, который напрямую влияет на развитие хозяйственного сектора, определяет приоритеты экономического и социального развития страны. Российская Федерация в условиях развивающейся рыночной экономики адаптируется к новым общественным отношениям и стремится соответствовать мировому опыту в этом аспекте.
Налогообложение – это необходимое звено, которое в экономике любого государства существовало с момента его возникновения. Стоит отметить, что формирование нового государственного устройства, как правило сопровождается и преобразованием налоговой политики. В современном мире налоговая политика есть не что иное, как – основная форма доходов государства. Несмотря на основную финансовую функцию налогообложения – это еще и инструмент воздействия на производство, его динамичность и структуру. Также является показателем работы и движения научно-технического прогресса.
Налоги как экономическая форма известна с древнейших времен. Рождение налоговой сферы в истории обусловлено в первую очередь теми первыми общественными потребностями, которые необходимы для развития первых государств.
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI - начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту налогообложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. И, наконец, третий, современный, этап – государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
Цель курсовой работы представляет собой изучение и подробное рассмотрение роли налоговой функции государства в развитии самого государства.
Из поставленной цели вытекает ряд задач к решению:
- изучить основные положения теории налога, рассмотреть классификацию налогов;
- рассмотреть функции налогов, как основной инструмент государственного регулирования экономики;
- изучить роль налогов и стандарты налогообложения в формировании доходов государства;
Объект курсовой работы – налогообложение в РФ.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются основные положения теории налога. Во второй главе раскрываются функции налогов и роль налогов в развитии государства. В третьей главе дается характеристика стандартам государственных услуг, оказываемых налоговыми органами.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
1.1 Исторические аспекты налогов и общие понятия
Налоговая система любого государства представляет собой не только поступления в бюджетную систему, она также является структурным элементом рыночной экономики. Очевидно, что рациональная налоговая система, которая не является угнетающим инструментом предпринимательства – это эффективная бюджетная политика, что на примере РФ показывает, что без таковой рациональные преобразования экономики не были бы возможны.
Согласно истории, налоги существовали с древности, в формах какой либо дани или подати. Возникновение государства - это и возникновение налоговой системы, которая необходима для этого государства. Их неизбежность настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: «в этом мире ни в чем нельзя быть уверенным, за исключением смерти и налогов».[1]
Налоги – это обязательные платежи, которые взимаются органами власти на федеральном и местом уровне с физических и юридических лиц, которые поступают в бюджеты разных уровней. Следует также отметить, что существование налогов в государстве – это оправданная мера. Содержание государственного аппарата, армии, а также различных непроизводственных сфер представляется возможным благодаря экономической базе, т.е. налогам.
Под налогом, отдельные представители дореволюционной финансовой науки понимали «принудительный сбор с граждан, устанавливаемый для покрытия общих расходов государства»[2]. В советском финансовом праве налоги определялись как платежи, вносимые в государственный бюджет на основании актов высшего органа государственной власти юридическими лицами и гражданами безвозмездно, в определенных размерах и в установленные сроки для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Согласно ст. 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Следует отметить, что большинство авторов в теории налогового права относят налоги к законной форме отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченную государственным принуждением, не носящую характера наказания, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.
Опираясь на вышеизложенное, следует выделить признаки налога с юридической точки зрения:
- публичность;
- законность установления;
- процедурный характер взимания;
- абстрактность;
- индивидуальная безвозмездность;
- безвозвратность;
- принудительность изъятия.
Стоит отметить, что меньшей значимостью в финансовой сфере государства обладают пошлины и сборы, т.к. цель их изъятия заключена в необходимости содержания отдельных государственных учреждений, например как, паспортные столы, суды, органов записи гражданского состояния и т.д.
1.2 Экономическая сущность понятий «налог» и «сбор»
Рассматривая экономическую сущность налога, следует говорить, что ее проявление обусловлено его функциями. Функции налога обладают внутренними свойствами, признаками и чертами определенной экономической категории. Иными словами, экономическая сущность – это своего рода реализация конкретного налога, инструментарий стоимостного распределения и перераспределения доходов в обществе.
Под сбором, в соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ, понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимыми, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
На сегодняшний день налог – это перераспределение доходов и иных финансовых ресурсов. Перераспределением заняты государственные органы, которые в свою очередь направляют полученные финансовые средства на содержание, развитие и исполнение задач и программ определенных секторов экономики как на федеральном уровне, так и на местном. Проще говоря, взимание налогов и их распределение и перенаправление – это своего рода восполнение потребностей в финансовых ресурсах государственных органов, которые они сами не могут обеспечить из собственных источников.
Таким образом, задачи налогов представляют собой сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблемы социального, экономического, научно-технического развития страны, региона или отрасли.
Налоговая система, в свою очередь, представляет собой совокупность взимаемых налогов и других платежей. Также данное понятие включает в себя структурную составляющую и функции налоговых государственных органов.
Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую базу, налоговый период, ставку, льготы и налоговый оклад. Указанные элементы налогов являются объединяющим началом всех налогов и сборов. Собственно, через эти элементы в законе о налогах устанавливается вся налоговая процедура, в том числе порядок и условия исчисления налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы, ставки, сроки и другие условия налогообложения.
Под субъектом налога, иными словами, налогоплательщика, понимается лицо как юридическое, так и физическое, на которое по законодательству возложена обязанность уплачивать налог. Следует отметить, что с субъекта налога в некоторых случаях может быть снята обязанность уплаты налога, переложена на другое лицо, которое в конечном счете, и станет плательщиком. Данное исключение касается в основном уплаты косвенных налогов.
Под объектом налогообложения понимается действие, состояние, предмет, которые подлежат налогообложению.
В этом качестве выступают:
- имущество;
- операции по реализации товаров (работ, услуг);
- стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
- прибыль;
- доход (в виде процентов и дивидендов);
- иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику.
Следует отметить, что название налога зачастую происходит от самого объекта налогообложения, к примеру: налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог и т.д. Объект налогообложения неразрывно связан с всеобщим исходным источником налога - валовым внутренним продуктом (ВВП), поскольку вне зависимости от конкретного источника уплаты каждого налога все объекты налогообложения представляют собой ту или иную форму реализации ВВП.
1.3 Классификация налогов
Основу налоговой системы РФ составляют следующие налоги: налог на добавленную стоимость, подоходный налог, налог на прибыль, акцизы. Они приносят основной доход в бюджет, являются основными регуляторами и налоговой базой государства.[3]
В первую очередь классификация налогов начинается с механизма их формирования. Деление происходит на прямые и косвенные налоги.
Под прямыми налогами понимаются те налоги, которые взимаются непосредственно с доходов физических и юридических лиц, а также с их имущества. Сюда включаются подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.
Косвенные налоги представляют собой налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость, акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара и услуги), на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Следует отметить, что прямые налоги практически не переносятся на потребителя. Исключением, к примеру, могут являться такие налоги как на землю или иную недвижимость, т.к. сами налоги уже включены в арендную или квартирную плату или к примеру в цену сельскохозяйственной продукции.
Что касается косвенных налогов, то они переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.
Согласно Закону РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» налогообложение представляет собой трехуровневую систему
Федеральные налоги РФ – это первый уровень, действие которых распространяется по всей территории РФ. Регулирование происходит общероссийским законодательством и обязательно для всех. Поступление налогов федерального уровня формирует основу федерального бюджета. За счет этой основы происходит поддержка бюджетов всех уровней. В Российской Федерации, как и в других странах, наиболее доходные источники сосредотачиваются в федеральном бюджете. В соответствии с законом «О налоговой системе» в Российской Федерации существуют следующие федеральные налоги:[4]
- таможенная пошлина;
- налог на операции с ценными бумагами;
- сбор за использование наименований «Россия» и «Российская Федерация» и словосочетаний с ними;
- сбор за пограничное оформление;
- налог на пользователей автодорог;
- налог с владельцев транспортных средств;