Файл: Авторское право (Понятие, задачи, нормы и принципы авторского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Соответственно, различают субъективную и объективную новизну творческого результата. Субъективная новизна - это неожиданность, неизвестность полученного результата для самого создателя. Объективная новизна - это неизвестность полученного творческого результата не только для лица, получившего результат, но и для остальных лиц[20]. Второй принцип - авторское право охраняет лишь те творческие результаты, которые обладают объективной новизной. Многие объективно новые творческие результаты могут быть достигнуты, получены разными лицами, работающими параллельно, независимо друг от друга. Если бы такие результаты охранялись авторским правом, пришлось бы условно признавать всех лиц, получивших такие результаты, соавторами или признавать автором только то лицо, которое первым получило такой результат, для чего необходимо было бы установить систему определения первенства (приоритета) и, очевидно, систему регистрации всех произведений. Поскольку ни того, ни другого в авторском праве нет, следует признать, что авторское право не охраняет те творческие результаты, которые могут создаваться параллельно, т.е. лицами, работающими независимо друг от друга. В противном случае использование признака субъективной новизны фактически означает признание охраноспособным любого интеллектуального продукта, который не был скопирован[21]. Авторское право охраняет не все объективно новые творческие результаты, а лишь те из них, которые являются уникальными, оригинальными и не повторяющимися при параллельном творчестве. Учитывая эти особенности, в законах об авторском праве ряда зарубежных стран прямо указывается, что авторским правом охраняются оригинальные творческие результаты .

Так, например, в немецком праве отмечают, что суть механизма авторского права в другом, а именно в охране индивидуальности автора, проявлений его личности, что предполагает несущественность вопроса о новизне произведения. В итальянском праве, наоборот, признак новизны используется наравне с критериями оригинальности и небанальности, а также комплексом вспомогательных юридических конструкций, позволяющих разрешать специальные проблемы.[22]

В целом авторское право распространяется на произведения независимо от их достоинств, независимо от того, достаточен ли их художественный уровень. Это обусловлено тем, что сами понятия "достоинство произведения", "художественный уровень" являются достаточно субъективными категориями. Так, под "достоинствами" понимаются различные положительные качества произведения, относящиеся к форме или содержанию: актуальность темы, художественные образы, научная глубина, достоверность и т.п. Иными словами, авторским правом охраняются как высокохудожественные, глубоко научные, ценные произведения, так и те произведения, которые слабы в научном или художественном отношении. Действующее законодательство подчеркивает охраняемость любого оригинального творческого результата - это третий принцип авторского права.


В отличие от советского законодательства (ГК РСФСР 1964 г.) для признания произведения объектом авторского права не требуется наличия возможности его воспроизведения. Это означает, что охраной пользуются такие уникальные объекты, которые вообще невоспроизводимы или невоспроизводимы в настоящее время в связи с отсутствием необходимых технических средств. Произведение считается выраженным в объективной форме и получает охрану по авторскому праву независимо от того, может ли такая объективная форма выражения произведения восприниматься непосредственно органами чувств - зрением, слухом или она воспринимается человеком лишь с помощью каких-либо технических средств (объективная форма выражения как четвертый принцип авторского права). Это обусловлено тем, что поскольку сам объект (произведение) существует нематериально, то без выражения в объективной форме произведение не может быть воспринято другими людьми и не может быть признано объективно существующим. Для того чтобы творческие замыслы автора стали доступны обществу, они должны выразиться вовне, объективироваться. Объективная форма выражения произведения, как правило, совпадает с понятием материальной формы, однако понятие объективной формы более широкое, чем понятие материальной формы. В действующем законодательстве конкретизируется понятие объективной формы и предусматривается примерный перечень этих форм.

Форма объективного существования произведения может быть связана с каким-либо материальным носителем или не связана с ним. В связи с тем что объект авторского права нематериален, а его форма в большинстве случаев имеет материальный характер, возникает проблема соотношения прав на произведение и на вещь, являющуюся его носителем. Это разные права, и субъекты этих прав могут не совпадать. Собственник вещи может и не иметь авторского права на произведение, материализованное в этой вещи, особенно это проявляется в отношении картин и других произведений изобразительного искусства. Коллизия права собственности и авторского права на произведение науки, литературы и искусства четко решена в ГК РФ, согласно которому интеллектуальные права, в том числе и авторское право, не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Переход права собственности на вещь не влечет перехода или предоставления интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности (принцип дуализма авторского права).[23]


Следует отметить, что не учитывается то обстоятельство, было завершено произведение или нет. Так, авторское право охраняет не только законченное произведение, но и эскизы, и наброски и др. Произведение признается объектом авторского права независимо от того, обнародовано оно или нет (шестой принцип авторского права).

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название либо на персонаж произведения, если в силу своего характера они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным для объектов авторского права. Таким образом, охрана распространяется не только на произведение в целом, но и на любую оригинальную часть произведения. Под частью произведения понимается как механически выделенная из произведения часть (фрагмент картины, отрывок фильма, название произведения), так и такая часть, которая создана с помощью творчества другого лица. Для распространения, например, на название произведения правовой защиты недостаточно одного лишь творческого происхождения названия, а требуется еще и наличие у него способности к самостоятельному использованию[24]. Странно говорить об оригинальном, уникальном характере одного или сочетания двух, в крайнем случае трех слов. В каком же случае автор может рассчитывать, что название его произведения является результатом творческой деятельности, способным к самостоятельному использованию, т.е. получит правовую защиту, а в каком нет? Неопределенность таких критериев переносит решение конкретных вопросов на усмотрение судьи. Не случайно в англосаксонской судебной практике можно заметить отход от трактовки характеристики произведения в сторону характеристики деятельности автора. Фактически в этих странах не требуется, чтобы идеи или форма выражения идей были оригинальными, а только чтобы сама работа была создана непосредственно автором, а не скопирована им.

Анализ авторского права показывает, что в отношении названия произведений действует исключение из общего принципа: право на защиту возникает у автора не в момент создания произведения, а в момент обретения произведением известности под этим названием.

Статья 1259 (п. 7) ГК РФ признает возможность существования авторских прав на персонаж произведения и наличие особой категории объектов - сложных объектов. Принципиальная возможность охраны персонажа средствами авторского права основывается на теоретическом положении о том, что художественные образы наряду с языком произведения относятся к юридически значимым элементам. В.Я. Ионас разделял форму произведения на внешнюю и внутреннюю, включая язык произведения во внешнюю форму, а образы во внутреннюю. ГК РФ предусматривает определенные условия охраны персонажа. Авторские права распространяются на персонаж, если он может быть признан самостоятельным творческим результатом. Кроме того, персонаж должен быть выражен в объективной форме. Для использования таких персонажей необходимо будет получить согласие автора или его правопреемника[25]. Автор не может считать свои права на литературный персонаж нарушенными, если на основе этого литературного персонажа будет создан художественный или сценический персонаж, так как подобная деятельность не считается переработкой, а рассматривается как создание нового, творчески самостоятельного произведения.


Несмотря на то что в отечественном авторском праве действует принцип автоматической охраны авторских прав, обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права. Знак охраны помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы "C" в окружности, имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав, года первого опубликования произведения. Данный знак охраны носит двойную функцию: предупредительную и информационную. Он оповещает потенциальных пользователей этого произведения о том, что данное произведение охраняется в соответствии с законодательством РФ. Пользователи произведения, а также другие заинтересованные лица получают информацию о том, кто является обладателем прав на произведения, для того чтобы в случае заинтересованности обратиться к автору с предложениями, например, о заключении авторского договора о передаче авторских прав. Важно подчеркнуть, что знак охраны авторского права или смежных прав не носит правоустанавливающего характера, а лишь свидетельствует о том, что проставившее его лицо считает себя обладателем исключительных прав. Если обратиться к международному законодательству, то следует отметить, что в соответствии с Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве от 6 сентября 1952 г. считается, что все формальности, требуемые для предоставления охраны авторских прав, выполнены, если все экземпляры начиная со времени первого опубликования вышли в свет с надлежащим знаком охраны.

Для признания произведения объектом авторского права на практике может возникнуть вопрос о том, является ли данное произведение творчески самостоятельным. Установление указанного факта может быть осуществлено с помощью специальной экспертизы, например лингвистической. При этом следует иметь в виду, что авторское право охраняет произведение как единое целое формы и содержания. Обособленное от формы содержание и, в частности, идею, тему, сюжет произведения оно не охраняет. Не охраняются также концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, предлагаемые решения, открытия, факты. Однако элементы содержания произведения, хотя и не получают прямой охраны на основе авторского права, пользуются вместе с тем косвенной охраной, поскольку они выражены в какой-либо оригинальной форме (принцип дихотомии).

Сфера действия исключительного права на произведения науки, литературы и искусства связана или с принципом территориальности, или с критерием гражданства. Основное правило заключается в том, что исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется прежде всего на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства; на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками); в отношении произведений, которые были обнародованы за пределами территории Российской Федерации или не обнародованы, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.


Произведение также считается впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами территории Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации.

В целом же можно сделать вывод о том, что сущность (суть) авторского права в достаточной мере проявляется в его принципах - основных началах, которые красной нитью пронизывают всю совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих отношения по использованию и защите объектов авторского права, имеющих общеобязательный характер. Перечисленные принципы являются базовыми началами авторского права, они обладают высокой степенью абстрактности, но это в значительной мере упрощает их непосредственное применение при разрешении конкретных дел.

Общие (фундаментальные) принципы авторского права в целом верно задают генеральное направление развития подотрасли гражданского права, а поэтому в этом качестве остаются актуальными до настоящего времени, и не только в континентальных правопорядках, где традиционно уделяют большое внимание догматическим конструкциям, теоретическим обоснованиям, но и в странах общего права, в частности в Великобритании, США, правовые системы которых характеризуются отсутствием жесткого догматического каркаса. Соответственно, речь идет о принципе самостоятельной созидательной деятельности, о принципе новизны (оригинальности), о принципе запрета копирования произведений и др.. Таким образом, четкие представления об основных началах (принципах) авторского права оказываются имеющими важное практическое значение, в том числе с точки зрения правильной оценки тех изменений и дополнений, которые последуют в часть четвертую ГК РФ.

2.2. Срок действия авторского права.

Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

Автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным органом РФ, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось.