Файл: Авторское право (Понятие, задачи, нормы и принципы авторского права).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
Введение
Авторское право в России появилось лишь в начале XIX веке (1828г.), где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. Сто семьдесят лет, прошедших с того дня, это сравнительно небольшой отрезок времени для развития отрасли права. Некоторые проблемы, поднимаемые в прошлом веке актуальны и сегодня. Если юридическая конструкция многих правовых институтов, давно получивших силу в гражданском обществе, как например права собственности, далеко не успела выясниться, составляет предмет спора для ученых, то тем более можно ожидать отсутствия определенности в построении такого молодого института, как авторское право. "С тех пор, — замечает проф. Табашников, — как положительные законодательства приняли это злополучное право под свою защиту, оно носится по горизонту науки безо всякого определенного назначения, и по дуновению того или иного ученого или легко передвигается с одного места на другое, или же парит в пространстве, подобно птице, высматривающей место, куда ей удобнее было бы спуститься".[1]
Сегодня авторское право, нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки и искусства, большинство российских ученых справедливо рассматривают в качестве особого института гражданского права.
Институт авторского права заключает в себе специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Институтом этим охраняются не только имущественные интересы авторов, но также и их права и интересы личные — нравственные и духовные. Вместе с тем этим институтом затрагиваются интересы общественные — интересы культуры и просвещения. Благодаря этому правоотношения, нормируемые законом об авторском праве, выходят далеко за пределы частногражданских отношений и приобретают исключительный интерес — как юридический, в виду своеобразной правовой конструкции этого права, так и общественный, в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского свойства.
Авторское право регулирует отношения, связанные с производством и обменом результатов интеллектуального труда, которые сохраняются вне трудового процесса. Вместе с тем создаваемые произведения не отделимы от их авторов, и поэтому права последних носят личный и исключительный характер. Данные обстоятельства оказывают существенное влияние на правовое регулирование авторских отношений, предопределяя выделение норм авторского права в относительно самостоятельное подразделение.
Глава 1.Понятие и признаки авторского права.
1.1. История развития авторского права в России.
Авторское право возникло в XV веке в крупнейшей торговой державе того времени - Венецианской республике. В 1476 голу был принят Указ «О патентах и привилегиях для охраны изобретений и произведений». Так первым обладателем охранного документа, который предоставлял владельцу право разрешить издание свой книги только одному издателю, стал юрисконсульт Петр из Равенны в 1491 году. Перепечатка книги другими издателями, согласно охранному документу, каралась конфискацией книг и денежным штрафом за каждый экземпляр.
Помимо охраны литературных произведений, Венецианский указ охранял и изобретения. Первым е обладателем, еще до принятия Указа, в 1469 году стал де Спирее на изобретение, созданное Гутеннбергом.
В последствии национальные законы по охране прав на произведения появились и других странах.
Спустя, практически, четыре века, в 1828 году в Российской империи появились первые законы регулирующие авторские права, где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. В 1830 году было принято первое «Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей». Работа на том, не было закончено и буквально в течение пятидесяти лет были приняты различные правила регламентирующие положения о собственности на художественные и музыкальные произведения. С 1887года все нормы авторского права внесены в Свод законов Российской империи в приложение к ст. 420 «О праве собственности на произведения науки, словесности, художеств и искусств». Последний Закон Российской империи «Об авторском праве» принят 20 марта 1911 года.
После крушения Российской империи правоотношения в области авторского права регулировались декретами и постановлениями Совета Народных Комиссаров (СНК), которые существенно ограничили права авторов. Так, в соответствии с Декретом СНК «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях» от 26.11.1918 года, любое произведение могло быть признано достояние республики.
В 1925 году принят первый советский закон «Об основах авторского права». После присоединения СССР, в 1973 году, к Всемирной конвенции об авторском праве в Основы гражданского законодательства СССР были введены новые нормы, значительно расширяющие права авторов.
Следующим этапом в развитии законодательство в области авторского права стали законы «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и «Об авторском праве и смежных правах».
Новым этапом развития российского законодательство об авторском праве и смежных правах стали разработка, принятие и вступление в силу с 01 января 2008 года части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации с отменой всех ранее действовавших специализированных законов в области интеллектуальной собственности, в том числе и авторского права.
1.2.Понятие и признаки
Посредством норм авторского права обеспечивается охрана произведений - результатов творческой деятельности различных субъектов авторского права (авторов или соавторов), выраженных в какой-либо материальной форме. Понятие "произведение" в российском законодательстве не раскрывается, также отсутствует какое-либо общепризнанное определение данного понятия в авторско-правовой доктрине, трудах российских или зарубежных специалистов по авторскому праву.
Однако в сложившейся практике произведением признается результат творческой деятельности автора (или коллектива авторов), но признание того, является ли конкретный результат творческой деятельности произведением - объектом авторских прав, осуществляется только применительно к каждому конкретному случаю исходя из общего представления о таком явлении культуры, как творчество[2].
В судебной практике возникает много вопросов, связанных с определением объекта авторского права. Объектами авторского права признают произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведений, а также от способов их выражения. При этом творческий вклад должен устанавливаться с учетом специфики созданного произведения. Перечень объектов авторского права, содержащийся в законе, не является исчерпывающим. Правовой охране в качестве объекта авторского права подлежит произведение, выраженное в объективной форме, а не его содержание. Так, не охраняются авторским правом идеи, методики обучения, шахматные партии, научные открытия и т.д. [3].
Чтобы произведение являлось объектом авторского права и подлежало правовой охране, необходимо наличие ряда факторов, которые принято именовать критериями или признаками охраноспособности. Определение понятия (существенных признаков) произведений, выявление общих признаков их охраноспособности по-прежнему остаются спорными вопросами[4]. В качестве основных признаков, условий охраноспособности произведений в научной литературе обычно выделяют следующие:
- признание произведения результатом творческой деятельности;
- наличие объективной (материальной, "вещественной") формы;
- возможность воспроизведения тем или иным способом данного произведения.
Указанные условия охраноспособности отражены практически во всех государствах мира. Например, в США, Англии и во Франции оригинальность является обязательным признаком авторского произведения. Но законодательство указанных стран имеет некоторые различия в отношении перечня критериев охраноспособности произведения. В английском законодательстве (Закон 1988 г. "Об авторском праве, дизайне и патентах") приводится требования охраноспособности: закрепленность на материальном носителе, оригинальность, наличие достаточной связи с Соединенным Королевством, лояльность по отношению к основам правопорядка и нравственности [5].
В некоторых странах СНГ (Беларуси, Казахстане) наблюдается некоторая конкретизация видов форм материального выражения произведений по сравнению с законодательством РФ. Например, в п. 2 ст. 992 ГК РБ указываются следующие виды объективной формы:
- письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);
- устная (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.);
- звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.д.);
- изображения (рисунок, эскиз, картина, карта, план, чертеж, кино-, теле-, видео-, фотокадр и т.д.);
- объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.);
- иные формы.
Закрепление интеллектуального продукта в материальной (объективной) форме является одним из условий (критериев) охраноспособности произведения. В Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений "законодательством стран Союза может быть предписано, что литературные и художественные произведения или какие-либо определенные их категории не подлежат охране, если они не закреплены в той или иной материальной форме" (п. 2 ст. 2).
ВС РФ и ВАС РФ разъяснили в своем Постановлении от 26.03.2009 N 5/29, что в соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Отвечая на вопрос, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что по смыслу ст. ст. 1228, 1257 и 1259 ГК РФ таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. Суд сделал важный вывод о том, что "само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права".
1.3.Круг объектов
На международном уровне перечень некоторых охраняемых произведений науки, литературы и искусства устанавливается в ст. 2 Бернской конвенции. В соответствии с Бернской конвенцией, Соглашением ТРИПС, Договором ВОИС по авторскому праву и национальным законодательством в большинстве стран мира охраняются следующие объекты авторского права: литературные произведения, научные произведения, научно-технические произведения, произведения изобразительного искусства, произведения прикладного искусства, произведения архитектуры, фотографические произведения, аудиовизуальные произведения, картографические произведения, компьютерные программы, базы данных, мультимедийные произведения, сетевые произведения, программное обеспечение, закрытая информация.
Приведенный перечень объектов авторского права не является исчерпывающим, следовательно, охраняемыми могут быть и иные произведения литературы, науки и искусства.
В литературе [6] справедливо отмечается, что по сравнению с перечнем объектов авторского права, приведенным в ст. 1259 ГК РФ, в указанный перечень уже включены некоторые "другие" произведения: научные и научно-технические произведения, сетевые произведения и программное обеспечение, закрытая информация и базы данных, упомянутые, впрочем, лишь в п. 4 ст. 1259 ГК РФ. Также в некоторых научных работах отмечается, что в ГК РФ указывается только на то, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства, представляющие собой результат творческой деятельности, что оставляет неограниченный простор для дальнейших научных и судебных толкований [7].
1.4.Проблема отчуждаемости
В России в соответствии с п. 4 ст. 129 ГК РФ результаты интеллектуальной деятельности, как и приравненные к ним средства индивидуализации, не отчуждаются и не переходят от одного лица к другому, а в гражданском обороте участвуют права на них. Анализируя данное положение ГК РФ, некоторые авторы отмечают, что в гражданском обороте происходит перемещение прав, а объектам прав предоставляется определенный уровень правовой охраны [8].