Файл: Авторское право (Понятие, задачи, нормы и принципы авторского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако большинство ученых-цивилистов обращают внимание на несостоятельность данного положения российского законодательства. Например, справедливо отмечается, что результаты интеллектуальной деятельности потому и выражают в объективной форме, чтобы они могли стать объектами субъективных гражданских прав и переходить от одного лица к другому. Передача только субъективного права на результат интеллектуальной деятельности без передачи самого результата не имеет смысла [9].

В странах СНГ (Беларуси, Казахстане) аналогичное положение об ограничении оборотоспособности результатов интеллектуальной деятельности не установлено. Также не содержатся такие положения в законодательстве Европейского союза.

В целом во многих государствах подход к определению сущности результата творческой деятельности и объектов авторского права практически одинаковый, за исключением некоторых особенностей. К решению вопроса об отчуждаемости объектов авторского права подходы в различных странах кардинально различаются. Почему-то именно в российском законодательстве содержится не совсем корректное положение о "неотчуждаемости" результатов интеллектуальной деятельности, хотя в основных международных соглашениях, которые разработаны и к которым многие государства присоединились еще в конце XIX - начале XX века, таких положений нет.

России необходимо учитывать как положительный, так и отрицательный опыт применения иностранного законодательства для того, чтобы совершенствовать свое национальное законодательство.

Глава 2. Понятие, задачи, нормы и принципы авторского права.

2.1. Основные начала (принципы) авторского права

Рассматривая правовую природу авторских прав, можно констатировать, что по своей природе они являются абсолютными. На первый взгляд это теоретическое утверждение, но которое имеет непосредственные правовые последствия на практике. Прежде всего потому, что авторскому праву как абсолютному праву соответствует обязанность всех третьих лиц воздерживаться от действий, не согласованных с автором, при этом обязанности пассивных субъектов имеют форму запрещения. Нарушение права может последовать со стороны любого лица, также и иск для защиты может быть направлен против каждого лица, нарушающего право. Авторское право возникает независимо от воли пассивных субъектов, основания возникновения авторских прав имеют бездоговорный характер.


Появление этих прав по модели относительных прав по соглашению сторон исключается. Соответственно, представляется очевидным, что точно так же Гражданский кодекс РФ определяет исчерпывающий перечень вещных прав, который делает невозможным придание обязательственным правам вещно-правовых черт; закон должен исчерпывающим образом определить содержание каждого вида интеллектуальных прав, порядок и действия его осуществления. Исключительность авторских прав - это другая сторона их абсолютности. Использование соответствующего объекта возможно либо самим правообладателем, либо с его прямого разрешения, и здесь ведущую роль играет запретительный элемент <1>, в отличие, например, от права собственности. Авторские права имеют самостоятельную экономическую ценность, конструкция таких прав должна предусматривать легкость вовлечения их в оборот, в связи с чем необходимо обеспечить возможность обособить их от личности создателя соответствующего объекта; однако авторские права будут все равно сохранять связь с личностью автора [10], так как по самой своей сути они неотделимы от своих создателей. В особенности индивидуалистские теории (модели) философско-правового (морального) обоснования авторского права обосновывают необходимость предоставления авторской монополии наличием определенной связи между произведением и личностью автора. В произведении находит свое отражение личность автора, в силу чего они неразрывно связаны между собой[11].

Однако авторское право как абсолютное право в отличие от, например, вещного права имеет территориальный и временный характер. Произведение в отличие от материального объекта не имеет жесткой привязанности к определенному пространству. Одновременно может существовать несколько вариантов охраны данного произведения, что невозможно в отношении материального объекта. Возникает возможность параллельного использования объекта авторского права в одно и то же время неограниченным кругом лиц. Такая возможность изначально принадлежит физическому лицу - автору, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства, или лицу, деятельностью которого данный объект был обособлен от иных смежных с ним, или лицу, которое законным способом стимулировало автора к созданию соответствующего произведения, оплатив его труд, - работодателю автора. Абсолютное право, не содержащее правомочия исключительного и независимого использования результата творческой деятельности, не может быть относимо к числу исключительных.


В отечественной правовой системе авторское право традиционно является институтом гражданского права. "Интеллектуальные права со своей Общей частью заняли законное место третьей (после традиционных вещного и обязательственного права) подотрасли гражданского права"[12]. В связи с этим принято различать авторское право в объективном и субъективном смысле. Когда имеем в виду авторское право в объективном смысле, то перед нами открывается совокупность норм гражданского права, регулирующих исключительное и независимое от третьих лиц господство над объективно неповторимым результатом творческой деятельности и введение этого результата в экономический оборот. В этом случае не возникает необходимости в его специальном обособлении, объект авторского права и без того объективно обособлен своей внешней уникальностью. Субъективное авторское право включает в себя различные имущественные права (правомочия) автора: право на доведение до всеобщего сведения, право на переработку, право на импорт, право на вознаграждение за использование созданного произведения третьими лицами и др. Правильнее говорить не об одном авторском праве, сложенном из множества разнородных правомочий, а о нескольких различных личных неимущественных и иных правах автора (право доступа, право следования, право на получение вознаграждения за использование служебного произведение и др.), исключительном праве автора или иного правообладателя. Таким образом, авторское право в субъективном смысле - это частное исключительное право, содержанием которого являются возможность совершения управомоченным лицом - автором, правообладателем действий по исключительному и независимому от посторонних лиц использованию произведения и распоряжению им, а также возможность требования от любых третьих лиц воздерживаться от использования данного произведения и учинения препятствий к его использованию управомоченным лицом, если иное не установлено законом.".[13]

Авторское право как самостоятельный институт гражданского права представляет собой достаточно сложную и целостную систему, где основным системным признаком выступает иерархическая структурность. Это означает, что законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах основывается на Конституции РФ и состоит из Гражданского кодекса РФ, принятых в соответствии с ГК РФ иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Международные договоры РФ являются основной частью ее правовой системы, и если международным договором, в котором участвует Российская Федерация[14], установлены иные правила, то применяются правила международного договора. Ряд положений, содержащихся в международных договорах, не закреплен в российском законодательстве.[15] В связи с этим необходимо учитывать, что в настоящее время Российская Федерация является участницей ряда международных договоров, регулирующих данные правоотношения[16].


Так, в соответствии с Бернской конвенцией, которая имеет наибольшее значение среди источников авторского права, охрана прав авторов базируется на следующих основополагающих принципах: национального режима охраны авторского права на литературные и художественные произведения, в соответствии с которым любому произведению, созданному в одной из стран - участниц Конвенции, в любой другой стране-участнице представляется такая же охрана, как и созданным в ней произведениям; возникновения авторского права независимо от выполнения каких-либо формальностей; предоставления охраны во всех странах - участницах Конвенции независимо от наличия охраны или срока ее действия в стране происхождения произведения. При этом следует иметь в виду, что исходя из ст. 4 Бернской конвенции охрана распространяется на авторов кинематографических произведений, изготовитель которых имеет свою штаб-квартиру или обычное местожительство в одной из стран - участниц Бернской конвенции, а также на авторов произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо стране - участнице Бернской конвенции, или других художественных произведений, являющихся частью здания или иного сооружения, расположенного в какой-либо стране - участнице Бернской конвенции. Действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для России уже являются на ее территории общественным достоянием[17]. Таким образом, нормы международных договоров РФ имеют преимущество перед внутренним российским законодательством, в связи с чем их роль в регулировании авторских отношений чрезвычайно высока.

По общему правилу при предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации действуют правила, в соответствии с которыми автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав.

Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного ГК РФ срока действия исключительного права на них. При предоставлении охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия исключительного права на эти произведения на территории Российской Федерации не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения.


Начиная с 90-х гг. прошлого века в России наблюдается возрождение частноправовых начал в гражданско-правовом регулировании. Частноправовые принципы свободы договора, недопустимости чьего-либо произвольного вмешательства в частные дела, беспрепятственного, самостоятельного осуществления гражданских прав и другие становятся основными началами нового российского гражданского права. Разумеется, в авторском праве как в самостоятельном институте гражданского права присутствуют эти частноправовые начала и есть своя специфика.

Так, объекты авторского права охраняются в связи с их формой и возникают с момента создания этих результатов. Предпосылкой для установления исключительного права, необходимой для рыночного оборота, является индивидуализация объекта авторского права, его обособление от смежных объектов. Если объект уникален сам по себе, то этого достаточно, никаких дополнительных мер для обособления можно не предпринимать, например не требуется осуществлять какие-то формальности, будет действовать автоматическая система возникновения исключительного права, основанием закрепления права является создание произведения науки, литературы или искусства, действует созидательная система. А если объект, хотя и является результатом творчества, может быть независимо повторен другим лицом, для обособления требуются действия по его особой индивидуализации, оформлению, регистрации. Когда объектом являются объекты авторского права, основанием возникновения права является факт объективного существования произведения, его создания. Когда же объектом являются, например, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, то им присуща регистрационная система возникновения прав[18].

Фундаментальный принцип авторского права о защите без формальностей поддерживается ст. 1259 ГК РФ, Соглашением TRIPS и Договором ВОИС по авторскому праву 1996 г., в которых указывается на необходимость соблюдения положений Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.

Общеизвестно, что действующее российское законодательство, как и предшествовавшее ему, не содержит легального определения произведения. Так, В.И. Серебровский рассматривал произведение как совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения[19]. Таким образом, произведение - это результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме. Творчество представляет собой познание нового, ранее неизвестного. Творчество можно определить как деятельность, порождающую нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. При этом творческая деятельность дает результат, вследствие чего произведение выступает не как материальный, а как идеальный объект. Творчество приводит к новому, ранее неизвестному результату.