Файл: Управление финансовыми ресурсами на предприятии (ООО «Эксперт-Плюс»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления финансовыми ресурсами предприятия
1.1.Финансовые ресурсы предприятия и источники их формирования
1.2. Задачи и содержание управления финансовыми ресурсами
2. Глава 2. Анализ управления финансовыми ресурсами в ООО «Эксперт-Плюс»
2.1. Характеристика предприятия ООО «Эксперт-Плюс» организовано 20 ноября 2001 г.
2.2. Анализ финансовых ресурсов предприятия и источников их формирования
2.3. Оценка эффективности управления финансовыми ресурсами предприятия
3. Глава 3. Пути повышения эффективности управления финансовыми ресурсами ООО «Эксперт-Плюс»
3.1. Мероприятия по управлению финансовыми ресурсами предприятия
2. Управление дебиторской задолженностью на основе факторинга.
3.2. Планирование структуры баланса предприятия с учетом реализации предлагаемых мероприятий
Анализируя показатели таблицы 8, влияющие на платежеспособность предприятия, следует отметить снижение быстроликвидных средств в 2013 г. Рост ликвидных активов, главным образом, обеспечен увеличением запасов и затрат. Из данных табл. 8 видно, что коэффициент абсолютной ликвидности в 2011 г. составил 0,019 пункта, в 2012 г. он составил 0,009, в 2013 г. он остался на том же уровне. Расчеты показывают, что в 2011-2013 г. предприятие не может погасить текущую задолженность имеющимися денежными средствами. В течение всего исследуемого периода гарантия погашения долгов низкая, предприятия не обеспечено активами (денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями), для которых отсутствует опасность потери стоимости, а также временного блага для превращения их в платежные средства.
Коэффициент промежуточной ликвидности в 2011 г. составил 0,065 пункта, в 2012 г. - 0,051, а в 2013 г. он сократился на 0,007 пункта относительно уровня 2012 г. и составил 0,047. Значение этого коэффициента не соответствует нормальному значению на все отчетные даты. Кроме того, следует отметить негативную тенденцию снижения данного показателя: в 2011 г. предприятие, использовав для погашения текущих обязательств денежные средств и запасы (в случае их реализации при наличии непосредственно платежеспособного покупателя), могло погасить 6,5 % краткосрочной задолженности, в 2012 г. этот показатель снизился до 5,1 %, а в 2013 г. – до 4,7 %. Коэффициент текущей ликвидности в 2011 г. составил 0,846 пункта, в 1007 г. - 1,046, а в 2013 г. он возрос на 0,034 пункта и составил 1,080, что соответствует нормальному значению. Начиная с 2012 г. текущие активы полностью покрывают текущие пассивы. Таким образом, имеющее место превышение текущих активов над текущими пассивами обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении или ликвидации всех текущих активов, кроме наличности.
Проведенный во второй главе работы анализ позволяет сделать следующие выводы. Источниками финансирования имущества предприятия в течение 2011-2013 гг. были, главным образом, краткосрочные заемные средства. В течение всего исследуемого периода удельный вес собственных средств в структуре источников формирования имущества предприятия низок, у предприятия собственных средств существенно меньше, чем заёмных. Финансовая зависимость предприятия остается высокой на протяжении всего исследуемого периода. Оценка финансового состояния предприятия показала, что все финансовые коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость предприятия не достигают установленных нормативов. Предприятие нельзя отнести к абсолютно финансово устойчивым в 2011-2013 гг., также нельзя отнести к категории платежеспособных: гарантия погашения текущей задолженности за счет имеющихся в наличии денежных средств у предприятия отсутствует. Таким образом, для ООО «Эксперт-Плюс» актуальна проблема обеспечения финансовой устойчивости, необходима разработка рекомендаций, направленных на улучшение финансового состояния предприятия.
3. Глава 3. Пути повышения эффективности управления финансовыми ресурсами ООО «Эксперт-Плюс»
3.1. Мероприятия по управлению финансовыми ресурсами предприятия
Проведенное исследование выявило следующие проблему управления финансовыми ресурсами ООО «Эксперт-Плюс»:
1) недостаток собственных финансовых ресурсов; высокая финансовая зависимость предприятия;
2) недостаток абсолютно ликвидных активов (денежных средств и краткосрочных финансовых вложений) для обеспечения платежеспособности предприятия;
3) высокий удельный вес в структуре оборотных активов товарных запасов;
4) низкая эффективность расчетов с дебиторами, что приводит к наличию просроченной дебиторской задолженности.
Представим конкретные рекомендации, направленные на совершенствование управления финансовыми ресурсами ООО «Эксперт-Плюс».
1. Совершенствование управления запасами на основе «АВС-анализа».
Оборот товарных запасов характеризует скорость движения материальных ценностей и их пополнения. Чем быстрее оборот капитала, помещенного в запасы, тем меньше требуется капитала для данного объема хозяйственных операций. Уровень запасов определяется объемом продаж, характером оказываемых услуг, природой запасов (возможностью их хранения), возможностью перебоев в снабжении и затратами по приобретению запасов (возможной экономией от закупок большего объема). В ООО «Эксперт-Плюс» формирование излишних запасов товарно-материальных ценностей может быть сопряжено с дополнительным оттоком денежных средств вследствие:
– увеличения расходов, возникающих в связи с хранением и владением запасами (аренда складских помещений и их содержание, расходы по перемещению запасов, страхование имущества);
– увеличения расходов, связанных с риском потерь из-за устаревания и порчи, а также хищений и бесконтрольного использования товарно-материальных ценностей (общеизвестно: чем больше объем и срок хранения имущества, тем сложнее осуществлять контроль за его сохранностью);
– увеличения сумм уплачиваемых налогов. В условиях инфляции фактическая себестоимость израсходованных производственных запасов (суммы их списания на себестоимость) существенно ниже их текущей рыночной стоимости. В результате величина прибыли оказывается «раздутой», но именно с нее будет рассчитан причитающийся к уплате налог;
– отвлечения средств из оборота, их «омертвления». Чрезмерные запасы прекращают движение капитала, нарушают финансовую стабильность, заставляя руководство предприятия в срочном порядке изыскивать необходимые для операционной деятельности денежные средства (как правило, дорогостоящие).
В рамках управления товарно-материальными запасами ООО «Эксперт-Плюс» рекомендуется использовать для контроля над запасами метод «АВС - анализа» в следующем аспекте: разбить запасы ТМЦ (товарно-материальные ценности) на ассортиментные группы по показателю оборачиваемости.
В первую группу войдут сезонные товары, а также товары, потребность в которых возникает в течение всего года. Во вторую группу войдут запасы ТМЦ, пользующиеся меньшим спросом, но которые должны, тем не менее, присутствовать на складах предприятия. И в третью группу войдут товары, которые поставляются непосредственно под заказ конкретных потребителей.
Прежде чем проанализировать запас, необходимо определиться с тем, что же хранится на складе. Весь хранимый товар можно разделить на три основные части - основной, временный и вынужденный запас. Очевидно, что формирование каждой из трех составляющих запаса происходит с разной целью и обусловлено разными причинами. Основной товарный запас служит для обеспечения текущей отгрузки в соответствии с планом. Временный запас создается для получения дополнительных конкурентных преимуществ. Вынужденный запас возникает сам по себе в процессе работы любой компании. Чтобы проанализировать товарный запас, его следует разделить на эти три группы. Самая простая разновидность «ABC-анализа» - это отсортированный по убыванию список параметров. Если номенклатурный перечень не превышает 100 наименований, такой сортировки бывает достаточно. Сложнее выделить значимые позиции, если на складе хранится несколько десятков тысяч наименований товара. Именно в таких случаях и используется развернутый «АВС–анализ». Проведение анализа необходимо начинать с выбора объектов, значимость которых мы хотим определить, и актуальных параметров объектов, по которым мы будем проводить анализ.
Порядок действий следующий:
- отсортировать объекты анализа в порядке убывания значения параметра;
- рассчитать долю параметра от общей суммы параметров выбранных объектов (это делается для того, чтобы оценить «вклад» каждого объекта в общий результат);
- рассчитать эту долю с накопительным итогом (эта операция носит технический характер и служит для удобства дальнейшего определения границ для групп ABC);
- присвоить значения групп выбранным объектам.
А - до 50 %, В - 50-80 % и С - 80-100 %. Данное распределение полностью отвечает задачам склада оптовой компании или розничной сети.
Товар – взаимозаменяемый, и соответственно в группу С попадает весь «ассортиментный хвост». Но в случае анализа запаса на складе производственной компании, в которых взаимозаменяемость товаров может отсутствовать, появилась необходимость разделить группу С, куда попадает 80 % всего ассортимента, на две менее крупные группы. Поэтому во многих случаях рекомендую производить деление товара на четыре группы:
группа А - объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет первые 50 % от общей суммы параметров;
группа В - следующие за группой А объекты - от 50 до 80 %;
группа С - от 80 до 95 %;
группа D - оставшиеся объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 95 % до 100 % от общей суммы параметров.
Группа А - составляет 20 % ассортимента и 49 % товарного запаса;
группа В – 30 % ассортимента и 30 % товарного запаса;
группа С – 20 % ассортимента и 13 % товарного запаса;
группа D – 30 % ассортимента и 8 % товарного запаса.
В ООО «Эксперт-Плюс» «АВС-анализ» рационально проводить каждый месяц, в итоге будет получена плавающая схема: данные берутся за последние полгода, как говорилось выше, что позволяет отслеживать тенденции продаж в режиме почти реального времени. При ежеквартальном проведении «АВС-анализа» можно упустить важный момент и, например, остаться в сезон без выгодного товара. «АВС-анализ» - удобная в использовании схема, позволяющая эффективно распределять большое количество товаров по разным категориям, обеспечивающая объективность и прозрачность данного процесса.
Проведем планирование товарных запасов в ООО «Эксперт-Плюс».
Таблица 9
Планирование товарных запасов[22]
Группа товарных запасов |
2013 г. |
План |
Изменение |
|||
Тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Тыс.руб. |
Удельный вес, % |
Тыс.руб. |
Удельного веса, п.п. |
|
А |
1698 |
41,00 |
1846 |
50,00 |
148 |
9,00 |
В |
1408 |
34,00 |
1292 |
35,00 |
-116 |
1,00 |
С |
1036 |
25,00 |
554 |
15,00 |
- 482 |
-10,00 |
Залежалые запасы в группе С |
450 |
10,86 |
- |
- |
-450 |
-10,86 |
Всего |
4142 |
100,00 |
3692 |
100,00 |
-450 |
- |
Из данных таблицы 9 видно, что планируемая структура запасов существенно отличается от существующей на настоящий момент: удельный вес товарных запасов увеличен с 41 % до 50 %; удельный вес запасов группы В увеличен до 35 %; удельный вес товарных запасов группы С сокращен с 25 % до 15 %. В составе запасов группы С в 2013 г. отмечаются залежалые запасы на сумму 450 тыс.руб. Их предлагается продать по цене, сниженной на 50 %. В результате будет получена дополнительная выручка в размере 225 тыс.руб.
В ООО «Эксперт-Плюс» необходимо также разработать систему оповещения клиентов, для которых производится поставка конкретных товаров тем, чтобы сократить время нахождения товара на складе и, как следствие, снизить расходы на издержки хранения (заработную плату персонала складов ООО «Эксперт-Плюс», арендные и коммунальные платежи, платежи за охрану склада в расчете на единицу запаса).
2. Управление дебиторской задолженностью на основе факторинга.
Для уменьшения размеров дебиторской задолженности предлагается использование факторинга. Факторинг является альтернативной формой кредитования в рамках пополнения дефицита оборотного капитала и представляет собой более удобный способ финансирования оборота для предприятий, активно ведущих торговую деятельность. В тот момент, когда дефицит оборотных средств становится особенно острым в силу резкого увеличения числа торговых контрагентов, предприятие получает от финансового агента - банка наибольший объем (около 80 % от суммы требований) денежных средств. Другими словами, факторинг - покупка банком у своего клиента-поставщика требований к его покупателям. В течение 2-3 дней он оплачивает от 70 до 80 % требований в виде аванса. Оставшаяся часть выплачивается клиенту банка после поступления средств.
Применение факторинга с комиссией в 1,5 % позволит предприятию ликвидировать дебиторскую задолженность и своевременно погашать кредиторскую задолженность. Размер дебиторской задолженности в 2013 г. составлял 166 тыс. руб. При реализации дебиторской задолженности банку 80 % средств или: 166 * 0,80 = 133 тыс. руб. поступит на счет предприятия через 3 дня. Оставшаяся часть дебиторской задолженности в размере: 166 – 133 = 33 тыс. руб. Полученные средства за вычетом комиссионных банка в размере: 133 – (133 * 1,5 %) = 131 тыс. руб. направляются на погашение кредитов. Средняя оборачиваемость дебиторской задолженности возрастет, соответственно сократится и ее срок оборота до размера: 80 % дебиторской задолженности возвращается через 3 дня; 20 % дебиторской задолженности возвращается через 50 дней. (80 * 3 + 20 * 25) / 100 = 7,4 дней. Таким образом, применение факторинга позволит предприятию ООО «Эксперт-Плюс» в значительной степени повысить оборачиваемость дебиторской задолженности и соответственно сократить сроки платежей до 7,4 дней.