Файл: Проектирование организации (основные способы организационного проектирования в зависимости от состояния фирмы).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Основные способы организационного проектирования
1.1 Организационное проектирование на основе учета трансакционных издержек
1.2 Организационное проектирование на основе выделения финансовых подразделений
Глава 2 Способы организационного проектирования в зависимости от состояния параметров фирмы.
2.1 Необходимость повышения эффективности функционирования нормально работающих фирм.
2.2 Реструктуризация компаний, находящихся в кризисном положении.
2.3 Изменение масштабов и направлений бизнеса за счет слияний, поглощений компаний.
2.3 Изменение масштабов и направлений бизнеса за счет слияний, поглощений компаний.
Российский бизнес встает на путь активных слияний и поглощений. Для многих российских компаний и групп, которые получили контроль над активами в ходе приватизации и последующего перераспределения собственности, особо остро относятся к вопросу выбора модели дальнейшего управления портфелем активов, поскольку от ответа на него будет во многом зависеть облик самих корпораций [7, c 305]. В этой части данной курсовой работы проанализируем особенности российской ситуации и вкратце рассмотрим международный опыт слияний, поглощений и продажи активов, знание которого может оказаться полезным для российских компаний.
В последние десятилетие в России происходит настоящий бум слияний и поглощений. По данным исследовательской компании Dealogic, две из десяти крупнейших мировых сделок заключаются в России. Это привело к тому, что российский рынок слияний и поглощений по объему сравнялся с рынками многих развитых стран. Ключевой особенностью новых сделок становится их стратегический императив, и это обстоятельство влияет на все остальные аспекты сделок.
Насмотревшись на российскую практику перераспределения собственности, у многих создается впечатление, что путем поглощения можно очень просто, а главное дешево увеличить бизнес в несколько раз. Однако как показывает опыт развитых экономик, это далеко не так. Компании, как правило, приобретаются с большой премией к их рыночной цене. За то что они добровольно отказываются от контроля, собственники обычно требуют 30—40% надбавки к рыночной цене акций, а если кто-то пытается скупить значительный пакет акций на открытом рынке, то их курс сразу же вырастает. В такой ситуации сделка для акционеров поглощающей компании успешна лишь в том случае, если в ее результате создается дополнительная стоимость, которая в свою очередь позволяет покрыть премию, то есть повышается суммарная прибыльность активов и, соответственно, их акционерная стоимость. При этом в 70% случаев сделки являются неудачными, то есть стоимость не создается, а наоборот разрушается. Компании ошибаются при подсчетах на всех основных этапах слияния или поглощения: а именно выбирая объект, проводя сделки и управляя организацией.
Высокая рискованность и дороговизна сделок заставляет компании тщательно рассматривать все альтернативные варианты роста. В распоряжении каждой компании есть целый набор внутренних и внешних механизмов роста. Внутренние реализуются через увеличение прибыльности существующих активов, повышение операционной эффективности и продуктовых инноваций. Внешние - в основном за счет слияний, поглощений и альянсов. Слияния и поглощения позволяют компаниям решать многие стратегические задачи, будь то получение эффектов масштаба, расширение географии деятельности, усиление рыночных позиций или финансовой мощи, переход в новые, более перспективные отрасли, доступ к передовым технологиям. Но при определении своей политики слияний и поглощений компании не ограничиваются «стратегической привлекательностью» новых активов, а внимательно изучают все реальные возможности создания стоимости. Стоимость в слияниях и поглощениях часто создается за счет синергетических эффектов и операционных улучшений в поглощенной или объединенной компании. Кроме того, поглощение влечет неизбежные перемены не только в поглощаемой, но и в поглощающей компании - это дает последней редкий шанс провести масштабные преобразования и повысить эффективность.
Наконец, важно помнить, что слияния и поглощения - это не только расширение, они совершаются в рамках общей стратегии управления портфелем активов компании, что подразумевает не только приобретение, но и продажу активов для повышения стоимости портфеля. Опыт показывает, что компании, умело сочетающие поглощения и продажу активов, создают в среднем на 30% больше стоимости, чем их менее активные конкуренты.
В зависимости от характера интеграции компаний выделяют следующие виды:
1. Горизонтальное слияние фирмы. Это не что иное как соединение двух компаний, предлагающих одну и ту же продукцию. Преимущества: повышаются возможности для развития, идет на убыль конкуренция и т.д.
2. Вертикальное слияние фирмы – это соединение некоторого количества компаний, одна из которых это поставщик сырья для другой. Тогда снижается себестоимость продукции и наблюдается увеличение прибыли.
3. Реорганизация ООО – другими словами это объединение компаний, задействованных в разных сферах бизнеса. По аналитическим подсчетам, в мире ежегодно заключается около пятнадцати тысяч сделок по M&A. Соединение компаний - это одна из возможностей инвестора управлять своими капиталами лично.
4. Круговая интеграция - это тоже один из видов соединения компаний. Юридические лица присутствующие на одном рынке, между собой не конкурируют. Это тоже один из способов грамотного вложения денежных средств.
Ряд экономистов утверждают, что слияния и поглощения — рядовое явление рыночной экономики и что ротация собственников необходима для поддержания эффективности и предотвращения застоя. Другая часть управленцев считают, что слияния и поглощения «убивают» честную конкуренцию и не ведут к развитию национальной экономики, так как разрушают стабильность и уверенность в завтрашнем дне, отвлекая ресурсы на защиту [7, c 314].
Большинство слияний/поглощений направлены на достижение так называемого синергетического эффекта, в результате которого взаимодополнение различных ресурсов двух или нескольких предприятий приводит к совокупному результату, превышающему сумму результатов действующих разрозненно компаний (см. приложение Б).
Однако Университет присутствует не только при возникновении качественно нового свойства. Значительный скачок в значении характеристик целого по отношению к сумме значений характеристик частей также является ее проявлением. В качестве примера можно привести более высокие показатели результативности команды, сплоченной командным духом, по отношению к команде, где каждый сконцентрирован лишь на себе и собственном успехе.
Можно выделить два основных направления, по которым теоретически возможно достижение синергии при слияниях/поглощениях компаний:
1. Увеличение экономического веса компании и появление в этой связи новых возможностей, как-то возможности получения более выгодных экономических предложений и условий в связи с новыми мощностями, объемом закупок и т.п.; возможности давления на рынок и его участников.
2. Более эффективное использование имеющихся ресурсов с помощью:
- эффекта масштабов;
- централизации и ликвидации дублирования;
- более эффективного использования капитала, персонала и информации;
- внедрения более эффективных методов управления;
- приобретения взаимодополняющих ресурсов;
- диверсификации.
На практике решение о слиянии/поглощении в каждом конкретном случае должно быть подкреплено количественными расчетами, позволяющими сравнить различные варианты.
Заключение
На основании всего вышеизложенного можно сделать ряд последующих выводов.
У понятия «проектирование», как и у понятия «проект» нет однозначного определения. Но при этом существуют два подхода к определению понятия «проектирование» . Речь идет об инженерном подходе и бизнес-подходе. При инженерном подходе проектирование связано с процессом создания новых объектов. При бизнес-подходе процесс проектирования рассматривается более широко, а инженерный подход является при этом его составной частью.
В основу проектирования необходимо положить концепцию, которая является разработанной для того чтобы создать новую и реформировать уже существующую организацию.
Выделяют два основных способа организационного проектирования. Это трансакционные издержки и проектирование на основе выделения финансовых поразделений. Трансакционные издержки возникают в процессе налаживания отношений между экономическими субъектами. На самом деле они “не пересекаются” со всеми известными до этого видами затрат (на производство, в связи с реализацией продукции и проч.) В случае если предприниматель не доверяет трансакцию свободному рынку, то трансакционные издержки в таком случае дополняют все известные виды издержек.
Для теории организации и организационного проектирования непосредственный интерес помимо трансакционных издержек представляют два основных вида финансовых структурных подразделений - ЦФУ и ЦФО, которые расшифровываются как центры финансового учета и центры финансовой ответственности соответственно. Помимо этого существуют еще некоторые виды финансовых подразделений, такие как центры прибыли, центры затрат и центры инноваций. Все эти виды финансовых подразделений были подробно рассмотрены в данной курсовой работе.
Общеизвестно, что главной целью любого действующего предприятия является извлечение прибыли. Тем самым повышение эффективности предприятия – это одна из основных задач, стоящих перед руководством. Эффективность работы предприятия зависит от многочисленных факторов, отличающиеся по специфике и значимости для различных видов хозяйственной деятельности. Способов повышения эффективности деятельности предприятия огромное множество. Но немаловажным является тот факт, нормально ли функционирует организация, или же находится в состоянии кризиса. Если фирма работает нормально, то для того чтобы повысить ее эффективность, прибегают к таким мерам как увеличение объема производства (продаж) товаров и услуг, снижение себестоимости производства, а также одновременное увеличение объемов производства и снижение затрат и многое другое. Повышение экономической эффективности предприятия подразумевает также оптимизацию ресурсных затрат. В условиях постоянного роста потребления топливных, энергетических и сырьевых ресурсов, все большее значение приобретают ресурсосберегающие факторы.
Если же компании находится в состоянии кризиса, то большинство руководителей прибегают к реструктуризации предприятия. Целью реструктуризации в первую очередь является реорганизация неплатежеспособных фирм или же фирм-банкротов, для того чтобы они снова стали функционирующими предприятиями.
В последние десятилетия многие российские компании стали практиковать слияния и поглощение компаний, с целью изменения масштабов и направлений бизнеса. У многих создается впечатление, что путем поглощения можно очень просто, а главное дешево увеличить бизнес в несколько раз. Однако как показывает опыт развитых экономик, это далеко не так. Зачастую компании ошибаются при подсчетах на всех основных этапах слияния или поглощения: а именно выбирая объект, проводя сделки и управляя организацией.
Итак, рассмотрев основные понятия организационного проектирования, изучив основные этапы и методы организационного проектирования, проанализировав оценку эффективности организационных проектов, можно сделать вывод, что организационное проектирование это достаточно сложный процесс, состоящий из множества этапов, стадий и разработок и имеющий огромное значение для развития организационной системы на производстве.
.