Файл: Проектирование организации (основные способы организационного проектирования в зависимости от состояния фирмы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1 Необходимость повышения эффективности функционирования нормально работающих фирм.

Эффективность работы предприятия зависит от многочисленных факторов, отличающиеся по специфике и значимости для различных видов хозяйственной деятельности. Основа методологии повышения эффективности работы предприятий, иными словами увеличение прибыли в соотношении к затраченным на производство средствам, определяется следующими:

а. Увеличение объема производства (продаж) товаров и услуг.

б. Снижение себестоимости производства.

в. Одновременное увеличение объемов производства и снижение затрат.

Таким образом, мероприятия по повышению эффективности предприятий разрабатываются в соответствии со следующими целями:

- увеличение оборота, объемов производства (продаж) без увеличения ресурсных затрат.

- сохранение объемов производства при снижении ресурсных затрат, издержек.

- обеспечение высокого темпа роста производства при меньшем уровне роста ресурсных затрат.

Иными словами, в качестве основных способов повышения эффективности предприятий можно выделить следующие:

Увеличение объемов производства (продаж) без увеличения ресурсных затрат и снижения качества продукции, услуг.

Снижение ресурсных затрат на единицу производства (услуг) при сохранении качества, либо повышение качества продукции (услуг) без повышения ресурсных затрат. [2, c. 23].

Оба основных способа повышения эффективности предприятий, по сути, направлены на оптимизацию использования трудовых, временных, материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей. Оптимизация ресурсных затрат определяется рядом факторов, которые можно выделить в следующие группы:

- социально-психологические: квалификация кадров, профессиональный уровень и образованность сотрудников, моральная атмосфера на предприятии, условия и стандарты труда, мотивация и т.д.

- научно-технические: применение достижений научно-технического прогресса, разработок в организации производственного процесса, автоматизация, применение высоких технологий, энергосбрегающих технологий и т.д.

- финансовые: доступность и стоимость заемных финансовых средств и услуг, поддержка и финансирование научных разработок и внедрения технических инновации, изменения в налоговой, кредитной и экономической политике государства в целом.

- организационно-экономические: производственно-управленческая структура предприятия, взаимодействие с другими предприятиями и подразделениями внутри предприятия, вид и направленность деятельности, наукоемкость и рыночная ориентированность предприятия.


- внешнеэкономические: международное разделение труда, уровень взаимодействия с внешними рынками, тенденции в мировой экономической деятельности и международной кооперации.

- производственно-трудовые: специализация предприятия, специфика деятельности и производства, планирование производства и развития, и т.д.

Меры по повышению экономической эффективности предприятий подразумевают в том числе модернизацию производственных и управленческих процессов, применение достижений научно-технического прогресса, внедрение инновационных технологий, переоснащение производственных мощностей, эффективное использование основных активов предприятия, применение новых методов и изменений в структуре управления и организации труда, что в совокупности может привести к значительно росту производительности труда.

Повышение экономической эффективности предприятия подразумевает также оптимизацию ресурсных затрат. В условиях постоянного роста потребления топливных, энергетических и сырьевых ресурсов, все большее значение приобретают ресурсосберегающие факторы.

Помимо этого, повышение экономической эффективности возможно через комплекс мер по оптимизации распределения ресурсов и средств предприятия. Большое значение имеет использование производственных мощностей и прочих основных активов предприятия с максимальной загрузкой, организация производства с максимально возможной интенсивностью, использование потенциала предприятия как можно ближе к предельному. Применения подобных мер приведет к увеличению объемов производства (продаж) без излишних вложений в основной капитал, т.е. путем увеличения рентабельности активов предприятия.

Также для повышения экономической эффективности предприятий важную роль играют организационно-экономические факторы. Здесь также требуется уделять внимание социальной инфраструктуре и процессу управления. Совершенствование структуры и методов управления, планирования, поощрения и стимулирования персонала. Повышение качества готовой продукции или услуг является одним из основных факторов повышения эффективного использования производственных мощностей предприятия и требует к себе пристального внимания.

Основным источником выручки производственных предприятий является реализации готовой продукции, которая после вычета затраченных на производство трудовых, материальных и финансовых затрат определяет прибыль предприятия. Оптимизация использования производственных средств, а другими словами затрат на единицу продукции, в результате приводит к снижению себестоимости продукции и увеличению прибыльной части выручки, и является важной задачей экономического агента.


Себестоимость продукции является совокупностью затрат на ее производство и реализацию. Снижение уровня себестоимости в составе конечной стоимости продукции приводит к увеличению прибыльной части выручки. Увеличение прибыли является основным показателем эффективности предприятия. Уменьшение производственных затрат и увеличение объемов реализации готовой продукции (услуг, товаров) будучи основной целью коммерческих предприятий, могут быть достигнуты только при правильном выборе номенклатуры и качества продукции, отвечающим потребности рынка, а также правильной организации производственного процесса.

Для повышения эффективности, предприятия, на многих их них решением подобных задач занимаются различного рода департаменты экономического развития, постоянно анализируют процесс производства и возможность снижения его себестоимости. Разрабатываются технологические и организационные нововведения и программы, призванные снизить себестоимость производства и реализации готовой продукции. Чем больше подобные меры (программы) носят комплексный характер, учитывая весь спектр технологических и организационных факторов, тем более эффективнее будет снижение производственных и прочих издержек. Характер и содержание подобных программ определяется текущей ситуацией на предприятии и перспективами его развития. [9, с. 38].

Важной частью усилий по снижению себестоимости производства являются меры, направленные на повышении эффективности использования рабочего времени, что напрямую сказывается на производительности труда и оптимизация затрат на его оплату, а точнее:

- расчет и задействование оптимального количества сотрудников;

- повышение квалификации персонала;

- обеспечение опережающего роста производительности труда в сравнении с ростом оплаты труда;

- использование прогрессивной шкалы оплаты труда;

- улучшение условий труда;

- модернизация производственных мощностей, компьютеризация и автоматизация производства, внедрение новых ПО, систем документооборота и пр.

- мотивирование высококачественного и высокопроизводительного труда.

Для энергоёмких и материалоемких производств в снижении себестоимости готовой продукции, является применение энерго- и ресурсосберегающих мер и технологий.


2.2 Реструктуризация компаний, находящихся в кризисном положении.

В условиях рыночной экономики кризисные ситуации неизбежно возникают как в целом в системе, так и на отдельных предприятиях. Зачастую системой вырабатываются адекватные механизмы, которые сначала проходят апробацию на практике, а затем обосновываются теоретически. К одним из таких механизмов можно отнести корпоративную реструктуризацию. Все изменения в производстве, собственности или структуре капитала, которые не являются частью повседневного делового цикла компании можно отнести к реструктуризации компании.

Итак, выделим два вида деятельности по реструктуризации. Первая – это стратегическая реструктуризация. К ней прибегают в том случае, когда появляется необходимость увеличить стоимость собственного капитала для акционеров, сохранить корпоративную собственность, а также когда перед руководством стоят задачи, которые напрямую связаны с поддержанием компании как действующей. Если же компания находится в кризисной ситуации то целью реструктуризации является реорганизация неплатежеспособных фирм или же фирм-банкротов, для того чтобы они снова стали функционирующими предприятиями. Если мы рассмотрим ситуацию непосредственно в России, то здесь наибольший интерес представляют цели, принципы и техника реструктуризации компаний, которые оказались в кризисной ситуации.

Как стало понятно из всего вышесказанного, главной целью реструктуризации является выведение компании из кризиса. При этом основной цель здесь – это повысить эффективность производства, изменить характер управления активами, а также использовать возможности заемного финансирования.

Зачастую реструктуризация компании проводится в направлении увеличения стоимости собственного капитала, так как именно этот фактор является важнейшим показателем эффективности деятельности предприятия. Выбор показателя стоимости компании как критерия реструктуризации не случаен. Как правило, собственники предприятия редко интересуются типом и технологией производства, а также параметрами продукции и рынком сбыта. Для них, в первую очередь, важен постоянный рост стоимости вкладов в ту или иную компанию, который в свою очередь является показателем повышения уровня личного благосостояния собственников и стабильного развития предприятия.

Перед реструктуризацией стоит традиционная задача – максимизировать стоимость бизнеса. Разработка ее концепции предполагает следующую методику. Сначала стоимость компании оценивают «как есть», прибегая к методу дисконтированного денежного потока. Затем разрабатываются различные варианты реструктуризации операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.


В рамках операционных (производственных) факторов необходимо проанализировать решения о номенклатуре производимой продукции, ценообразовании, эффективности затрат, рынках сбыта, рекламной деятельности и системе сбыта, системе послепродажного обслуживания продукции [5, c 248].

Инвестиционные факторы определяют движение стоимости. Здесь речь идет об управлении вложениями в основные и оборотные средства, оптимизации уровня собственного оборота капитала. Тем самым необходимо проанализировать уровни товароматериальных запасов, сбор дебиторской задолженности, управление кредиторской задолженностью, расширение мощностей, планирование капиталовложений, продажа активов.

Финансовыми факторами компании являются стоимость собственного капитала, его соотношение с суммой долга, структура капитала. Здесь требуется анализ управления факторами делового риска, а также способы поддержания оптимальной структуры капитала и дивидендная политика. Снижая деловой риск, мы тем самым уменьшаем желаемую для инвестора ставку дохода, увеличивая при этом стоимость бизнеса

Как уже говорилось, все разработанные мероприятия необходимо проверять с помощью модели дисконтированного денежного потока, где в качестве критерия отбора вариантов выступает увеличение стоимости компании. Основой для рассмотрения последующих вариантов реструктуризации должна служить стратегия, которая в конечном итоге приведет к увеличению стоимости бизнеса.

Самое главное – это научится рассматривать стратегии реструктуризации от простого к сложному, то есть от вариантов, которые предусматривают минимальные капиталовложения и внешнее финансирование, до инвестиционных проектов, которые полностью перевооружат производство. Однако здесь нужно принимать во внимание, что многие предприятия находятся в такой ситуации, когда главной целью является удовлетворить требования кредиторов. Достижение этой цели порой вовсе не совпадает с решением традиционной задачи реструктуризации – максимизировать стоимость компании. Это происходит ввиду того, что эта стратегия, как правило, сопровождается высоким уровнем риска из-за присутствия значительных капиталовложений и необходимости дополнительно финансировать предприятие извне.